Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf
По мнению Н.И. Жинкина, любые явления языка требуют определенной материализации, наглядно демонстрирующей их закономерности. Использование схем-моделей помогает наглядно представить структуру и содержание монологов и добиться достаточно ощутимых результатов в обучении детей монологу.
Модели повествовательных текстов. Среди схематических моделей, отражающих особенности повествовательных монологов, можно выделить:Рис.1. Пример картинно-схематической модели повествования
Процесс ознакомления детей с картинно-схематической моделью подробно описан в работах Л.А. Венгера и О.М. Дьяченко. Это происходит так: детей учат делить произведение на смысловые части, давать им заголовок и делать соответствующую зарисовку картины.Рис.2. Пример мнемотаблицы (сказка «Три медведя»)
В заключение хотелось сказать, чем раньше начать обучение детей пересказыванию литературных произведений, используя метод наглядного моделирования, тем успешнее будет их подготовка к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.