НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Шамраева О. В., Анцупова В. М. Система учета и контроля индивидуальных достижений обучающихся


Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (48) https://f.almanah.su/48.pdf


Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.
“Учет и контроль - вот главное, что требуется для “налажения”, для првильного функционирования...” высказывание В.И. Ленина актуально и в наше время.
Система мониторинга интегративна и состоит из традиционной оценки успеваемости по учебным предметам, оценки личностных образовательных результатов, универсальных метапредметных умений.
Цель - получение объективной информации о состоянии и тенденциях индивидуальных достижений обучающихся для коррекции и прогнозирования их дальнейшего роста.
Важнейший принцип системы мониторинга - учет динамики
индивидуальных достижений обучающихся по всем направлениям (видам
деятельности).
Мы, как классные руководители, определили 5 видов деятельности обучающихся: система участия в олимпиадном, конкурсном движении, работа в рамках проектно-исследовательской деятельности, активность участия в жизни класса и школы, создание портфолио. Методику отбора критериев и показателей к ним выбираю сама, как правило, используя метод проб и ошибок. В 5-6 классах использовала для учета и контроля индивидуальных достижений обучающихся рейтинговые таблицы (рисунок №1).
Рисунок №1.

 Критериями учета достижений определила: результативность участия ВсОШ (школьный этап), подготовка и проведение классного часа, результативность участия в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, участие в коллективной поездке “Тропа предков”, посещение театра, дежурство по школе, участие в экологическом дисанте, дне здоровья, средний балл успеваемости по всем предметам за месяц. Показатели переведены в баллы и по итогам месяца, четверти и года определялись ТОП - 10 учеников класса. Информация размещалась в классном уголке и в социальных сетях группы родителей обучающихся. До введения в штатный режим электронного дневника по количеству пятерок за неделю определялся “Отличник и отличница недели”. По окончанию учебного года обучающимися заполняется “Самоанализ достижений учебного года”, который состоит из 6 пунктов:
1. Мой портрет (определяется по ответам на 6 вопросов);
2. Анализ учебного года (Какое направление стало приоритетным и почему?, Что я теперь знаю, чего не знал раньше?, Что я теперь умею, чего не умел раньше?);
3. Ближайшие планы;
4. Будущее (выбор профессии, предметы, которые нужны и успехи по этим предметам);
5. Планирование ( Мои образовательные планы на следующий учебный год, Чему еще я хочу научиться в следующем учебном году?, Что собираюсь сделать для достижения цели?);
6. Отведено место для самовыражения.
В результате данного вида деятельности в роли классного руководителя у меня и сформировались те виды деятельности обучающихся по которым веду учет и в этом учебном году (мониторинг достижений показать пока невозможно так как с этого учебного года новый списочный состав класса). Большую помощь оказывает в этом конкурсный маршрут обучающегося, который формируется в соответствии с планом работы гимназии, программой развития ОУ, планом работы предметных кафедр. По этапам контроль предполагаю делать входной (планирование), промежуточный (по результатам 1 полугодия) и итоговый. Первые результаты представлены в таблице (Приложение 1).
Анализируя результаты получила следующую информацию по определенным 5 видам деятельности обучающихся за 1 полугодие:
1. Участие в олимпиадном движении.
ВсОШ (школьный этап): 6 класс - 11 победителей и призеров; 7 класс - 17; 8 класс - 35!
ВсОШ (муниципальный этап): 6 класс - 6 победителей и призеров; 7 класс - 10; 8 класс - 16!
Предметные олимпиады Всероссийского проекта “Страна талантов”: 7 класс - 5 победителей регионального и муниципального уровней; 8 класс - 10! ФУ -1(математика), РУ-5(биология, история, обществознание, литература), МУ -4 (математика, русский язык).
2. Участие в конкурсном движении.
Гимназический конкурс ораторского искусства “В наших руках изменить мир” - 1 призер и 2 участника;
Конкурс на лучший авторский короткий рассказ на иностранном языке “Истории, которые стучатся в дверь” - 1 победитель;
Конкурс на лучшее украшение кабинета “Лучший вход в новый год” - 7 участников (результаты не подведены);
Конкурс на лучшее украшение пришкольного участка “Зима на изумрудном острове” - 3 участника (результаты не подведены);
Интеллектуальная игра в параллели 8 классов “Лабиринт успеха” - 1 место ( 5 человек участников команды).
Пропустили одно мероприятие конкурсного маршрута - фестиваль “Синяя птица”. Для дальнейшего движения по конкурсному маршруту планирую отслеживание по месяцам.

ЯНВАРЬ

16.01 Гимназический проект “Наше телевидение “ТВ -8 ищет таланты...”
Конкурс на лучший видеоролик “Один день из жизни класса” (выбор учениками не сделан, планирую корректировку и привлечь 5 учеников: Ким Игорь, Кочергин Гриша, Шамраев Артем, Деревягин Эльдар, Олейников Александр)
17.01 Конкурс на лучшее прочтение отрывка из произведения А.С. Грибоедова “Горе от ума” (выбор 5 учеников: Половых Таисия, Семенова Альфия, Кулянина Вероника, Евтов Денис, Монисова Ангелина)
25.01 Конкурс на лучшее исполнение песни “Самая “классная” классная песня” (выбор 8 учеников: Михайлова Таня, Рамишвили Софья, Семенова Альфия, Филягина Люда, Кулянина Вероника, Демочкина Евгения, Шимченко Софья, Половых Таисия)
29.01 Лингвистический конкурс “Эссе на иностранном языке” (выбор 3 учеников: Рамишвили Софья, Яковлева София, Головина Дарья)
31.01 Конкурс на лучшего корреспондента “Внимание! Начали!” (выбор 2 учеников: Иптышева Алика, Монисова Ангелина)
Информацию размещаем в родительской группе, в классном уголке, в группе учеников и обязательно контролируем подготовку совместно с родителями, учителями - предметниками.
3. Работа в рамках проектно-исследовательской деятельности.
Индивидуальные проекты: 6 класс - 4 ученика; 7 класс - 6 учеников; 8 класс - 14 учеников защитили визитные карточки проектов и допущены к его реализации на фестивале “Планета знаний” (планируется более активное участие остальных учеников класса в реализации группового классного проекта).
4. Активность участия в жизни класса и школы.
В акциях - 16 человек, Литературный бал - 4 ученицы, в подготовке и проведении классных часов - 12 человек, участие в поездках на базу отдыха “Жарки” -27 человек, в ЦСО - 25 человек, участие в поздравлении с днем рождения спортивного клуба “Старт” - 8 человек, участие в оформлении рекреации 2 этажа к Новому году - 9 человек.
5. Создание портфолио.
“Человек лучше всего следит за собой тогда, когда другие следят за ним тоже”

Джордж Сэвил Галифакс

Проверка каждый месяц! Проведение классного конкурса.
Октябрь - 27 учеников заполнили по результатам 7 класса. Победитель: Иптышева Алика.
Ноябрь - пополнение у 16 человек. Победитель: Филягина Люда.
Декабрь - итоги не подведены.
Ценность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех учащегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика. Для меня этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации участия у каждого ученика и класса в целом.
И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помочь, а не оценить, выявить успехи, а не недостатки.

Библиографический список

1.       Губанова Е.В., Г.П.Савиных Индивидуальный учет общеобразовательных достижений: новые функции современной школы / Е.В.Губанова, Г.П.Савиных // Наука и школа. – 2017. – №1. – С.70-75.
2.       Хасан Б. И., Эльконин Б. Д., Нежнов П. Г. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся — новый подход к диагностике достижений. Красноярск: Печатный центр КПД, 2006.
2021