Сапешко Г.С. Рабочий лист - продуктивная форма организации познавательной деятельности на уроке ОБЖ
Библиографическое описание: Сапешко Г.С. Рабочий лист - продуктивная форма организации познавательной деятельности на уроке ОБЖ // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.
Изучение учебного предмета «ОБЖ» обеспечивает формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствует выработке умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Все это содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья обучающегося, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации к современной техно-социальной и информационной среде, способствует проведению превентивных мероприятий в сфере безопасности.
Американский психолог Роберт Ганье выделял 8 когнитивных процессов, которые необходимо пройти любому человеку для того, чтобы хорошо запомнить информацию, а именно: привлечение внимания, задачи, прежние знания, новая информация, сопровождение обучения, практика, обратная связь, связь с жизнью.
«Рабочий лист» по предмету ОБЖ это заранее спланированная деятельность учащихся, полноценный обучающий материал для работы на занятии. Главная задача «Рабочего листа» – обучать ученика, учить его учиться, показывать, что процесс обучения может быть увлекательным, что если ученик приложит некоторые усилия, он испытает радость от процесса обучения, от процесса понимания и собственных успехов.
В этом случае очень важно, чтобы обучающийся видел не только план работы на уроке, но и мог по нему определить цели, а также личную значимость получаемых знаний.
На этом этапе учитель реализует функцию тьютора, организующего и сопровождающего процесс обучения. Работа с листами может быть не только индивидуальной, но и предусматривать достижение целей в микро- и макро-группах, что помогает социализации обучающихся, формирует коммуникативные компетенции детей.
Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность в системе уроков. Использование рабочих листов в системе даёт возможность реализовать и эту функцию, поскольку он представляет собой некий план к самостоятельной работе ученика, в основе которого лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия.
Каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала.
В основном структура «Рабочего листа» по предмету ОБЖ выглядит следующим образом:
ü Тема (чаще всего пустое поле, которое необходимо заполнить);
ü Инструкция (понятная максимально, соответствующая возрасту обучающихся);
ü Целеполагание (возможно используем опорные слова);
ü Задания. Способы оформления заданий могут быть разные. Например, в виде текста, таблиц и схем, картинок и карт, различных упражнений, вопросов, задач и головоломок. Требования к заданиям: лаконичность, структурированность, последовательность по мыслительным навыкам, однозначность в понимании, оптимально подобранные к учебному материалу, с дескрипторами, критериями оценивания. Рядом с заданием вся теоретическая информация, которая необходима ребенку, для того, чтобы успешно справиться с ним, образцы, зона самопроверки в виде QR-кода или «перевернутого» правильного ответа);
ü Рефлексия на каждом этапе урока.
Структура рабочего листа, ориентированная на развитие навыков самостоятельной работы, позволяет организовать работу каждого ребенка в своем оптимальном для него темпе.
Каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала.
Рабочие листы по предмету ОБЖ можно обозначить:
Листы - практические работы. Данные листы могут быть использованы по темам: «Ориентирование на местности», «Мероприятия защиты при аварии с выбросом радиактивных веществ», «Измерение содержания нитратов в овощах», «Расчет времени пребывания в защитном сооружении», «Применение веревочных узлов» и др.
Листы «Развивайки». Через данные рабочие листы можно реализовать развивающую функцию урока: задания на развитие у детей памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности. Такие рабочие листы хороши в 5 классе при изучении безопасности в быту, в 6 классах при изучении темы «Автономное существование».
Листы-навигаторы по ходу урока. Такой рабочий лист может применяться как для классной, так и для домашней работы в условиях дистанционного обучения.
В рабочем листе содержится теоретический материал в формате саммари (краткое изложение), это миниатюрная копия параграфа учебника, где собрано самое важное. Можно говорить о двух форматах использования саммари:
1. Дается информация, на основе которой ребята выполняют задания, тесты, решают задачи.
2. В тексте есть пропуски – термины, выводы, пояснения к рисункам. Читая текст, ребята восстанавливают его целостность.
Учитель выстраивает четкую логическую структуру содержания нового материала, дать возможность проработать материал, выполнив задания, и получить обратную связь
Исследовательский рабочий лист. Развивает умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы. Составляя рабочий лист, учитель может предусмотреть задания по применению полученных знаний при постановке опытов. Это листы по темам «Исследование влияние курения на легкие человека», «Исследование по определению длины остановочного пути с целью безопасного перехода дороги», «Как безопасно дойти до школы?», «Влияние звуков и шумов на организм человека»
Любой Рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение.
. «Рабочий лист» является таким инструментом, который отражает в себе все когнитивные процессы и полностью отвечает требованиям ФГОС. Грамотное и методически оправданное применение рабочих листов на уроках ОБЖ позволяет повышать познавательную деятельность учащихся, помогает формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
"Библиографический список"
1.Данченко С.П. Основы безопасности. Практические работы на уроках и во внеурочной деятельности.5-11классы/С.П. Данченко.-Волгоград: Учитель-151с.
2.Рыдзе О. А. Организация самостоятельной работы на основе средств обучения // Ценности и смыслы. 2018. No 5 (57). С. 166–175.
3. И. Иванова Собрать идеальный урок: метод «рабочий лист» [Электронный ресурс]:https://repit.online/blog/post/metodrabochijlist. (датаобращения:15.01.2023).