НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Клементьева Н.А. Ознакомление старших дошкольников с историей родного города как средство патриотического воспитания

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf


Любовь к родному городу – это основа формирования будущего гражданина, которая достигается путём патриотического воспитания. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна и требует особого внимания со стороны не только педагогов, но и семьи. Для достижения определённого результата требуется находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы.
По мнению многих ведущих педагогов, а в частности И.С. Васильевой [1], проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня – одна из наиболее актуальных. В воспитании патриота своей Родины, своего Отечества и сознательного гражданина важную роль играет дошкольное детство. Именно там рождается «фундамент» настоящего патриотизма.
Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольного возраста происходит под влиянием условий жизни, воспитания, обучения. Свое влияние оказывает процесс различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры. Нравственно-патриотическое воспитание эффективно осуществляется как целостный педагогический процесс в жизни ребенка с учетом возраста и личных особенностей.
Создание благоприятных условий для полноценного проживания детьми дошкольного детства, привитие ребенку любви к своей семье, к своему дому, улице на которой ребёнок живёт, детскому саду, городу – все это приоритетные направления в патриотическом воспитании.
На сегодняшний день тему патриотического воспитания обсуждают на различных педагогических форумах, семинарах, пишутся статьи в журналы, учебные пособия, методические рекомендации с передачей опыта молодым педагогам. Но не стоит забывать, что цель воспитания гражданина и патриота своей Родины всегда стояло в целях любого обучения в той или иной мере. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе его истории и многогранной культуре.
Воспитание ребенка в дошкольном учреждении должно формировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны. Начинается это с воспитания любви и привязанности детей к родному городу.
Сложность патриотического воспитания детей связана в первую очередь с возрастом и, что ни одна черта личности не может быть до конца сформирована – все только появляется. Но именно в дошкольном возрасте берут свое начало нравственность и патриотизм.
Познание подкрепляет патриотическое сознание будущего гражданина глубокими знаниями, что формирует активную гражданскую позицию и ответственное поведение.
Речевое развитие направлено на привитие интереса детей к родной речи, художественной литературе о героях и традициях, богатстве родной природы, знакомит с интересными фактами из жизни страны. Речевое развитие формирует интерес детей к истории и культуре своей Родины.
Физическое развитие решает задачу по становлению здорового образа жизни детей, формирует внутреннее понимание его значимости в жизни отдельного человека и общества в целом.
Важная функция нравственного воспитания состоит в формировании у подрастающего поколения нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения и нравственных чувств, которые будут соответствовать современному образу жизни. А также формирование активной жизненной позиции каждого человека, привычка поступать в соответствии с чувством общественного долга.
Развитие нравственных качеств – одна из основных задач, которые призван решать Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, ставящий цели по патриотическому воспитанию:
-         создание особых условий для формирования основ патриотического сознания детей;
-         создание возможности позитивно-направленной социализации ребенка;
-         всестороннее личностное, познавательное и морально-нравственное развитие ребенка;
-         развитие инициативности и способностей к творчеству на основе тех видов деятельности, которые соответствуют дошкольному возрасту.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» говорится о том, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Поэтому, духовное оздоровление всего народа напрямую связано с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
Также концепция говорит, что патриотизм – это чувство верности своей стране, своему народу. Чувство гордости за Отечество, за свою малую Родину, за тот кусочек Родины, где гражданин родился, жил и воспитывался – все это ключевые понятия, которые включает в себя патриотизм.
Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность приносить пользу своему Отечеству, но никто не рождается патриотом, гражданином. Человек становится гражданином и патриотом только под влиянием места своего проживания, полученного воспитания, условий жизни, направленности своей деятельности. Осознавание себя патриотом проходит сложный путь от начального формирования, а затем и развития, патриотических чувств и убеждений до интеллектуальных, волевых навыков и привычек поведения.
Если рассматривать патриотическое воспитание как социально-педагогическое явление, то мы видим, что оно связано не только с передачей жизненного опыта от поколения к поколению. Патриотическое воспитание также связано и с подготовкой ребенка к общественно полезному труду, развитием его духовности и нравственности. Оно связано с социализацией ребенка в обществе, в котором он живет.
Духовно-нравственная личность способна любить свою родную землю, непрерывно ощущать с ней связь, защищать интересы, сохранять лучшие традиции своего народа и приумножать их, ценить культуру. Такая личность постоянно стремиться к обеспечению справедливости в обществе и безопасности. Таким образом, мы понимаем, патриотическое воспитание в самом широком смысле этого слова – процесс, охватывающий все сферы жизнедеятельности человека и общества, обеспечивающий правильное, с точки зрения общества, поведение отдельного человека.
Рассматривая патриотическое воспитание как одну из возможностей формирования и развития личности патриота-гражданина своей Родины, можно увидеть, что на личность и на общество в целом влияют различные факторы:
-         Микросреда (семья, образовательное учреждение, друзья, ближайшее окружение и другой тесный коллектив);
-         Природная среда, в которой живет человек;
-         Целенаправленный воспитательный процесс, влияющий на личность и коллектив;
-         Макросреда (общество, имеющее устоявшуюся общепринятую идеологию);
-         Трудовая и профессиональная деятельность человека.

Рисунок 1. Факторы, влияющие на формирование личности гражданина

Как видно из рисунка 1, все указанные факторы находятся в тесном взаимодействии и все оказывают свое влияние на формирование личности гражданина. В то же время каждый из этих факторов обладает своей самостоятельностью и оказывает свое влияние на формирование и развитие патриотических чувств, убеждений и действий, на разных этапах формирования личности. В разные этапы формирования личности патриота в воспитании приоритет имеют разные факторы, но в сумме все они на протяжении всей жизни человека играют немаловажную роль.
В России с древнейших времен патриотизм является одним из наиболее приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения. Он прививается детям с детства, через русские былины, песни, сказки и т.д.
Современное понимание патриотизма характеризуется разнообразностью и неоднозначностью. Термин «патриотизм» употребляется в научно-исследовательской литературе, в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах.
Сформированность нравственных ценностей – важнейший показатель целостной личности, самостоятельной и ответственной, способной создавать собственное представление о своем жизненном пути. По мнению А.Я. Ветохиной [2], дети проходят большой путь по усвоению нравственных понятий от уровня элементарного представления до полного понимания их сути.
У детей с возрастом растет самостоятельность, они начинают осознавать свое поведение – это приводит к развитию у детей способности руководствоваться в поступках теми нравственными нормами, которые они усвоили. Появляются устоявшиеся этические нормы поведения, которые начинают определять поступки старшего дошкольника.
В.А. Деркунская [3] говорит, что «воспитание в педагогическом смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности».
Нравственное воспитание – не бездумное заучивание моральных норм. Нравственное воспитание – это активный процесс различных отношений, взаимодействия друг с другом, общения, совместной и отдельной деятельности и преодоления возникающих противоречий. Нравственное воспитание – постоянный процесс решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм. По Старший дошкольный возраст является одним из самых ответственных этапов в становлении личности дошкольника, Именно в старшем дошкольном возрасте идет активный процесс развития механизмов поведения и деятельности. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
В содержании федерального образовательного стандарта отмечается острая необходимость в активизации процесса воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.
Дошкольники очень любознательны, восприимчивы и отзывчивы – они с радостью откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование основы личности ребенка, его духовной стороны, эмоций, чувств, мышления, начинается социальная адаптация в обществе, осознание себя в окружающем мире. Именно на этом этапе жизни человека можно заложить основы нравственности и патриотизма, так как он является наиболее плодотворным для воздействия на ребенка в эмоциональном и психологическом плане. Детские образы очень яркие и сильные, и именно поэтому они откладываются надолго в памяти ребенка, бывает даже, что и на всю жизнь. Детские образы очень важны для воспитания патриотизма.
Б.Т. Лихачев [4] в своем учебном пособии «Педагогика: Курс лекций» говорит, что в понятие «патриотизм» включается и любовь к Родине, и гордость за исторические достижения своего народа.
Патриотизм – это комплекс отношений человека к различным сферам жизни общества, таким как:
-         история страны;
-         национальная культура;
-         страна на карте мира (природа, экономика, места собственного жительства, «малая» Родина);
-         государство;
-         ответственность за жизнь свою и жизнь близких людей, за судьбу своего народа в целом.
За последние десятки лет изменились взгляды на ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст рассматривается как фундамент формирования гармоничной личности ребенка. На основе педагогического опыта были получены новые данные о процессе социализации дошкольника.
Таким образом, мы видим, что в дошкольном возрасте у ребенка приобретается богатый практический опыт поступков, которые соответствуют моральным нормам того общества, где он живет. И на основе этого опыта формируются те навыки поведения, в которых будут проявляться гуманное и ответственное отношение к окружающим. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование осознанности морального смысла общественного поведения. Старший дошкольник начинает понимать объективность и справедливость принятых норм поведения, и их моральной значимости в ситуациях выбора.
Одним из путей патриотического воспитания детей является ознакомление детей с историей и культурой родного города.
Процесс развития личности и ее нравственности не может быть ограничен возрастом. Личность развивается и меняется всю жизнь, под воздействием различных факторов. Но все же существуют основы, которые обязательно должны быть у человека для успешного функционирования в человеческом обществе. Для успешной деятельности ребенка в обществе необходимо обучить его этим основам как можно раньше.
Патриотическое воспитание, основанное на истории и культуре родного города – это процесс влияния на воспитанников с целью осознанного понимания ими исторических знаний о родном городе, его культурном наследии, великом подвиге, любви к символам города и страны, непримиримости к врагам России.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Нежные объятия мамы, папин авторитет, трогательная любовь и забота всей семьи – это решающий фактор в воспитании ребенка. Именно из установок, полученных в раннем детстве на примере отношений в семье, формируются предпосылки для дальнейшего развития. Взаимоотношения в семье моделирует отношения в обществе, составляя основу для гражданского поведения.
Следующая стадия развития гражданина России – это осмысленное принятие традиций своего города, его ценностей и культурно-исторического прошлого, социальной и духовной жизни. Понятия формирующие чувство принадлежности к родине, наполняются конкретикой через ближайшее окружение и природу.
Человечество сейчас живет в период, когда интенсивно происходит смена типа цивилизации. Современность трактует новые нормы и отношения во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в системе образования. Подрастающее поколение плохо ориентируется в истории не только страны, но и своей малой родины. Основной задачей формирования у детей любви к Родине можно считать накопление общественного опыта жизни в своём городе, который способствует усвоению тех норм поведения и взаимоотношений, которые приняты в данном обществе. Через получение общественного опыта идет приобщение ребенка к миру культуры своей Родины.
Немалую роль в опознавании родного города является символика. Если флаг и герб города могут опознать практически все, то официальный гимн не слышали многие. И, можно сказать, это упущение в воспитании гражданственности того поколения, которое сейчас растит уже своих детей.
Символом может стать что угодно – будь то какой-либо предмет, памятник или художественное произведение, за которым мы видим события, виток истории. Именно поэтому символика в патриотическом воспитании будет иметь особое значение. Научить ребенка узнавать символы родного города – одна из задач патриотического воспитания, решение которой позволит детям лучше знать историю родного города.
Воздействие официальной символики на сознание и поведение детей продолжается на всех этапах становления формирования патриотичной личности, ведь официальная символика встречается повсеместно и повседневно в жизни общества. Формирование у воспитанников осознания сущности и значимости государственных символов, воспитание почтения к ним складывается на занятиях в системе дошкольного и дополнительного образования детей. Немаловажную роль в формировании уважительного отношения к символам играет процесс проведения гражданских ритуалов, связанных с символами.
Русская поговорка говорит: «Знать – значит любить». При систематическом ознакомлении детей дошкольного возраста с символикой города в различных видах занятий начинается процесс формирования гражданственности и патриотизма.
У старших дошкольников и младших школьников представления о символах родного только начинают формироваться, и существенную роль здесь имеет эмоциональная основа, которая глубоко оставляет свой след в душе ребенка. Каждый элемент символов имеет большую смысловую и эмоциональную нагрузку на сознание ребенка.
Герб и Флаг родного города имеют глубокие исторические корни. Их происхождение неразрывно связано с историей и культурой города. Поэтому, начинать работу по знакомству детей с официальной символикой родного города следует с опорой на художественную и культурно-историческую стороны символики. Ребенку дошкольного возраста будут понятны сказочные и песенные образы. Именно красота и яркость этих образов помогают сложить положительное отношение в душе ребенка к гербу, флагу и гимну города.
Важным условием эффективности работы с детьми по знакомству с официальной символикой города является работа с родителями. Нам не удастся сформировать у ребенка уважительного и почтительного отношения к символам города, если в его семье, у его родителей не будет понимания значимости смысла символов родного города.
Б.Т. Лихачев [4] в своих трудах считает главным механизмом формирования патриотизма – активное участие в творческом и созидательном труде. Дети мыслят образами, эмоционально воспринимают ярко окрашенные события и факты, особенно, если они вовлечены в художественную форму. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знаниями особенностей детского восприятия, осознания и осмысления фактов и событий.
По мнению педагога И.С. Васильевой [1] патриотические чувства детей формируются намного эффективнее, если детский сад тесно сотрудничает с семьёй ребенка. Необходимость вовлечения семьи в процесс формирования патриотических чувств можно объяснить теми особыми возможностями, которые есть у семьи и которые никогда не сможет в полной мере сменить дошкольное учреждение: безграничная любовь к детям и эмоциональная насыщенность отношений. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Дети – очень искренни. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
В.А. Сухомлинский [5] в своих трудах говорит, что именно в старшем дошкольном возрасте воспитывается чувство справедливости, уважения к людям, происходит понимание собственной значимости, появляется чувство долга и ответственности за свои поступки.
Родной город становится безгранично дорог, когда радость жизни сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими город в тяжелое время. Огромное влияние на детей оказывают различные беседы с ветеранами-участниками боевых действий, различные выставки, проводимые в близлежащих музеях и мини-музеях детского сада.
Формирование знаний ребенка происходит под воздействием на интеллектуальную сферу, а эмоциональный отклик, который вызывает у ребенка чувство сопереживания и принадлежности, достигается через воздействие на эмоции ребенка. В труде педагога всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризуют прогрессивных педагогов всех времен.
Кроме того, педагоги должны учесть психолого-педагогические компоненты, позволяющие донести содержательность патриотизма детям, сделать его качеством личности. Тут большое значение имеет эмоциональное влияние, так как любые нравственные убеждения – это взаимодействие знаний о том, каким должно быть поведение и чувств, которые испытывает ребенок при совершении определенных поступков. Не что иное, как чувство – та ниточка, которая связывает знания «как надо» и действия «как надо».
Повышение опыта и накапливание знаний ведет к дальнейшему усилению и различению патриотических представлений старших дошкольников. Обобщенность патриотических представлений приближает детей к простым нравственным понятиям, таким как дружба, уважение к женщинам, почтение к старшим и т. п. Появляющиеся представления начинают играть определяющую роль в повседневном поведении детей и их отношении к окружающему миру.
В старшем дошкольном возрасте активно развиваются волевые процессы и нервная система ребенка, поэтому повышается возможность воспитания у детей умения слушать и слушаться. У детей появляется способность сдерживать свои побуждения, подчинять свои поступки общепринятым и выдвигаемым требованиям. Тут начинает формироваться дисциплинированность, самостоятельность и организованность.
Воспитание гражданина имеет главенствующую цель современного образования России, является это одной из первостепенных задач общества и государства. Социально-педагогическая поддержка развития нравственности, компетентности, ответственности, творческой направленности, инициативности детей – залог успеха нравственного воспитания.
Ребенку необходим большой объем нравственно-патриотических представлений, запас знаний для ориентиров при выборе способов поведения в возникающих новых для него ситуациях. Но усвоение выдвигаемых понятий, играя важную роль в становлении и развитии сознания, само по себе еще не обеспечивает формирования нравственно-патриотического поведения. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что нередко дети, хорошо зная общепринятые нормы, не следуют им в своем поведении. Важно систематически закреплять в повседневной деятельности детей необходимые действия в игровой и творческой форме.
В старшем дошкольном возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок.
Родина, родной край, родная земля – так люди называют то место, где родились, и нет ничего дороже, чем Родина, красоту которой он однажды увидел. Ребенку необходима помощь в открытии чуда – красоты своей Родины, сделать это можно приобщая его к истории и культуре родного города. Ребенок начинает любить свою Родину через знакомство с ее историей, он сохраняет привязанность к Отечеству на всю жизнь. Чем больше дети узнают историю родного города, тем больше сможет понимать значение сегодняшних событий и тем яснее сможет представить будущее. Человек, который способен любить Родину не способен предать, совершить преступление.
В процессе воспитания чувства ответственности и гордости за родной город у старших дошкольников большое влияние имеет обсуждение личного опыта ребенка либо значимых лиц. Имеет смысл групповое обсуждение какого-либо значимого события, с привлечением участников такого события к дискуссии, передаче своего опыта, воспоминаний. Для подведения итогов любого мероприятия отличным показателем понимания является наличие обратной связи. Большое значение имеет желание ребенка задавать вопросы, узнавать больше – важно научить ребенка не бояться озвучивать вопросы и поощрять их.
Одним из показателей вовлеченности детей в патриотические чувства, направленные на родной город – является желание детей обсудить между собой или с педагогами и родителями свои впечатления. Если в процессе такого обсуждения рассматриваются разные точки зрения – это позволяет детям развивать не только речь, но и собственное мышление и мнение. Даже на самом простом уровне спора, который контролирует взрослый, дети учатся высказывать свою точку зрения, излагать свои мысли и чувства.
В процессе воспитания у детей любви к своему городу необходимо ненавязчиво привести их к осознанию того, что город является частицей Родины. Понимание детьми того, что гражданин и патриот обязательно должен с уважением относиться к каждому человеку, вне зависимости от его расы, национальности или вероисповедания, уважать культуру других народов, должно прививаться детям совместно с любовью к Родине.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Васильева И.С. – Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста. – 2017 г. // Журнал «Педагог» [электронный ресурс] международный образовательный журнал содержит различные публикации педагогов в сфере образования. – Режим доступа https://zhurnalpedagog.ru/ свободный. (Дата обращения: 07.01.2020).
2.      Ветохина А.Я. – Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов / А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко, Е.Н. Жигналь, Г.В. Краснозекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В, Савельева. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 г. – 192 с.
3.      Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.:Центр педагогического образования, 2012. – 144с.
4.      Лихачев Б.Т. – Педагогика: Курс лекций. Учеб. Пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. / Б.Т. Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2000. – 523 с.
5.      Сухомлинский В.А. – Сердце отдаю детям. – Мн.: Нар. Асвета, 1982. – 288с., 1 л. ил.
2020