Актуальные вопросы начального общего образования

Радинская Е.С. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки технологии

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf


Главной задачей общества всегда было воспитание духовно — нравственных качеств у детей. Особенно остро эта проблема встает сегодня, когда негативные явления: бездуховность, равнодушие к близкому, снижение общей культуры подрастающего поколения всё больше входят в нашу жизнь. В данный момент наше общество нуждается в справедливых, честных гуманных, добрых гражданах. Поэтому задача учителя заключается в формировании такой личности.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит как внеурочной деятельности, так и на уроке. В воспитательном отношении все предметы, изучаемые в школе очень важны. Остановимся подробнее на уроках технологии, которые скрывают огромные возможности для нравственного воспитания. Урок технологии - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На занятиях дети учатся соотносить свои действия с действиями других, слушать и понимать своих одноклассников, сопоставлять свои знания со знаниями других, учатся помогать другим, и самому принимать помощь. Во время урока учитель воспитывает культуру труда, положительное отношение к труду, развивает умение работать сообща.
Большое воспитательное влияние на детей имеют изделия, которые они создают. Часто на уроках технологии мы изготавливаем подарки, которые учащиеся с удовольствием дарят родителям, одноклассникам, знакомым. Делать подарки — это искусство, которому, как и всякому другому искусству, нужно научиться, так как это является проявлением внутренней культуры человека. Мы не только изготавливаем подарки своими руками, но и учим детей дарить их. «Если вы любите дарить подарки, значит, вы умеете преодолеть собственный эгоизм и умеете позаботиться о том, что нужно другим людям, об их пожеланиях и настроении» (Н. Г. Колодезнева). Подарок выражает хорошее отношение к человеку. А его значимость увеличивается, если он сделан своими руками.
Попробуем определить место подарков в содержании образовательной программы «Технология». При отборе конкретного содержания обучения принципиально-важное значение имеют социально — нравственные аспекты трудовой деятельности, личностно и общественная значимость создаваемых объектов труда. При изготовлении подарков, мы используем различные материалы, обучаем различным технологическим приёмам, учащиеся постигают процессы создания изделия, накапливают, осваивают багаж знаний, тем самым выполняем требования ФГОС. Не надо отходить от программы и изменять темы уроков. В каждом классе есть темы, которые удачно подходят для изготовления подарков.
Например: в 1 классе «Закладка из бумаги» - можно сделать подарок своему однокласснику, 2 класс тема: «Корзина с цветами» - этот урок подходит, чтобы изготовить необычный подарок и подарить учителям на «День Учителя». 3 класс – тема: «Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани», изделие «Украшение платочка монограммой» - прекрасный подарок ко дню матери. «Магазин подарков», работа с пластичными материалами (тесто пластика), работа с бумагой и картоном, упаковка для подарков, игрушки из нитяных помпонов – все эти темы прекрасно подходят для изготовления подарков.
К новому году можно провести работу над коллективным проектом «Новогодняя открытка» - сделать и подарить открытки учителям, родителям, знакомым – этому отведены уроки во 2 четверти каждого года обучения в начальной школе.
Особенные подарки изготавливаются к празднику Победы – это открытки с самыми тёплыми словами благодарности ветеранам. Важно чтобы дети сами вручили эти подарки и произнесли эти слова.
Таким образом, на уроках технологии мы решаем множество задач нравстенного воспитания через различные виды деятельности, а также через изготовление подарков. Давайте учить детей видеть прекрасное, создавать прекрасное, совершать благородные поступки.
Список литературы:
1.       Фейлер Е. В., Коконова Е. А. Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся через изготовление подарков на уроках технологии // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 872-874. — URL https://moluch.ru/archive/102/23293/


2019