Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессионально важных качеств личности.
Актуальность избранной темы обусловлена осуществлением интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, переходом на качественно новое содержание и технологии образовательного процесса, изменением стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общей стратегии действий по развитию личности ребенка, формированию общего образовательного пространства.
Цели проекта:
- создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями;
- объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности.
В соответствии с целью в ходе проекта решались следующие задачи:
- способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями;
- организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей в воспитании детей;
- активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в воспитательном образовательном процессе.
- установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание;
- изучение особенностей семьи;
- повышение педагогической компетенции родителей;
- возбуждение интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям;
- обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями;
- подготовка их ребенка к социальным отношениям.
- создание презентации;
- выступление на педагогическом совете ДОУ.
Сбор информации:
- анализ литературы по данной теме;
- определение методов и форм работы с семьёй;
- проведение мониторинга среди родителей о предпочитаемых формах взаимодействия ДОУ и семьи методом анкетирования;
- проведение мониторинга среди педагогов ДОУ для определения наиболее
эффективных методов и улучшения организации работы ДОУ по взаимодействию
с семьями воспитанников;
- определение тем консультаций по вопросам воспитания и обучения,
интересующих родителей.
Приложение № 1
«Анализ литературы по данной теме»
1 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 22.07.2010г. № 91.2 Приложение к журналу «Управление ДОУ» Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ. Этно-педагогический подход», №4 2003, №3 2005, №6 2005, №4 2006.
3 Арнаутова Е.П. «Педагог и семья», М., 2002.
4 Доронова Т.Н. «Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей», Дошкольное воспитание №1 2004.
5 Доронова Т.Н. «Детский сад и родители: проблемы взаимодействия», Обруч №2 2003.
6 Морева Н.А. «Тренинг педагогического общения», М., 2003.
7 Бакушина А.Н., Бойцова А.Т. «Книга для родителей», Санкт-Петербург, 2006.
8 Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду», М., 2007.
9 Козлова А.В., Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей», М., 2004.
10 Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй», М., 2004.
11 Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду (подготовительная группа)», М., ВАКО, 2008.
12 Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ», М., 2005.
13 Нищева Н.В. «Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007.
14 Пчелкина Г.Т. «Формула счастливой семьи», М., 2008.
15 Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж, 2004.
16 Оверчук Т.И., Горб Р.А., Исаченкова Н.М. Воспитание детей раннего возраста в условиях семь и детского сада. СПб., 2003.
17 Севостьянова О.В. Дружная семейка. М., 2005.
Приложение № 2
«Определение методов и форм работы с семьёй»
Методы и формы работы с семьёй:
1 Планирование системного подхода детского сада и семьиРаздел в годовом плане (ежегодно).
Планирование работы клубов по интересам (ежегодно).
2 Работа с семьей по оказанию помощи в выборе правильных методов воспитания
Диагностика семьи:
а) наблюдение
б) анкетирование
в) беседа
г) тесты (психолог + педагог)
д) посещение на дому
е) интернет-консультации на сайте ДОУ.
3 Индивидуальная работа с родителями
беседы
рекомендации на дом
анкеты (опрос)
консультации
посещение занятий родителями.
4 Формы и методы коллективной работы
родительский совет
практикум
лекции, доклады, дискуссии, беседы
показы
коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол)
родительские собрания, конференции.
5 Разработки методических и педагогических консультаций
советы психолога (других специалистов)
памятки для родителей
заповеди.
6 Рекомендации на дом
родительские уголки (групповые, общие детского сада)
ширмы, папки-передвижки
вертушки
стенгазеты, листовки, рекламные буклеты.
7 Сотрудничество с семьями детей, не посещающих детский сад
Изучение социального заказа:
а) дни открытых дверей (анкеты)
б) реклама услуг детского сада (газеты, буклеты, листовки)
в) консультации
Семейные клубы
Интернет-консультации
Приложение № 3
«Проведение мониторинга среди родителей о предпочитаемых
формах взаимодействия ДОУ и семьи методом анкетирования»
АНКЕТА
для родителей
(«Ответьте сами себе как можно искренне!»)
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Вы, являясь нашими коллегами в воспитании своего ребёнка, можете оказать нам значительную помощь в объективной оценке работы дошкольного учреждения, что будет способствовать дальнейшему совершенствованию работы с Вашими детьми.Мы будем очень Вам признательны, если Вы заполните анкету!
(подчеркните Ваши ответы)
1 Укажите, пожалуйста, Ваш возраст:20-30 лет
30-40 лет
40-50 лет
50-60 лет
- Ваш ребёнок идёт в детский сад с желанием и хорошим настроением:
часто
иногда
редко
3 Рассказывает ли Ваш ребёнок о жизни детского сада?
всегда
часто
иногда
редко
4 Удовлетворяет ли Вас уход за Вашим ребёнком в детском саду?
да
больше да, чем нет
больше нет, чем да
нет
5 Какие формы взаимодействия детского сада и родителей Вам приемлемы и предпочтительнее:
родительское собрание
круглый стол
индивидуальные консультации
совместные вечера досуга родителей и детей
информационные стенды
общение в сети Интернет (интернет-консультации)
6 Посещая собрания, консультации, читая рекомендуемую литературу Вы:
стали лучше разбираться в особенностях поведения своего ребенка
стали понимать потребности своего ребенка
преодолели трудности в воспитании своего ребенка
информация не пригодилась
другое ____________________________________________________________
Благодарим за работу!
Результаты мониторинга
среди родителей о предпочитаемых формах взаимодействия ДОУ и семьи
В анкетировании принимали участие 92 родителя детского сада, по результатам обработки анкет выяснились следующие данные:По первому вопросу «Возраст родителей»:
Наибольший процент родителей, чьи дети посещают детский сад, в возрасте от 30 до 40 лет.
По второму вопросу «Ваш ребёнок идет в детский сад с желанием и хорошим настроением»:
По данным диаграммы видно, что большинство детей идут в детский сад с желанием и хорошим настроением «ЧАСТО» (41,3%) или почти «ВСЕГДА» (39,1%).
По третьему вопросу «Рассказывает ли ребёнок о жизни детского сада»:
Из данных диаграммы видно, что дети очень «часто» или почти «всегда» рассказывают своим родителям о жизни детского сада.
По четвертому вопросу «Какие формы взаимодействия детского сада и родителей Вам приемлемы и предпочтительнее»:
индивидуальные консультации
совместные вечера досуга
информационные стенды
общение в сети Интернет (интернет-консультации)
По данным диаграммы видно, что родители предпочитают такие формы взаимодействия, как родительские собрания (65,2 %), индивидуальные консультации (62 %), некоторый процент родителей всё-таки знакомится с информацией, размещенной педагогами на стендах, также очень радует, что родители прибегают к такому виду взаимодействия с педагогами, как Интернет-консультации (17,4 %).
По пятому вопросу «Посещая собрания, консультации, читая рекомендуемую литературу Вы:
стали лучше разбираться в особенностях поведения своего ребенка
стали понимать потребности своего ребенка
преодолели трудности в воспитании своего ребенка
информация не пригодилась
другое __________________________________________________
Исходя из анкетирования, выяснилось, что те формы работы с родителями, которые применяются в дошкольном учреждении, помогают родителям разобраться в особенностях поведения ребенка и понять его потребности.
Современные формы работы с родителями помогают обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи.
Приложение № 4
«Проведение мониторинга среди педагогов ДОУ
для определения наиболее эффективных методов и улучшения организации работы ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников»
УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ!!!
Для определения наиболее эффективных методов и улучшения организации работы ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников
просим ответить на вопросы анкеты!!!
Выберите наиболее значимые для Вас ответы и подчеркните их!Укажите Ваше имя________________________________
Укажите Ваш возраст______________________________
1 Какие формы взаимодействия детского сада и родителей Вам приемлемы и предпочтительнее:
родительское собрание
круглый стол
индивидуальные консультации
совместные вечера досуга родителей и детей
информационные стенды
общение в сети Интернет (интернет-консультации)
2 Чувствуете ли Вы себя готовыми к освоению новых интернет-технологий в работе с родителями:
да
нет
не уверен
3 Что является для Вас препятствием в освоении и разработке новых интернет-технологий в работе с родителями:
отсутствие времени
отсутствие необходимых теоретических знаний
Отсутствие необходимых практических знаний
Слабая информированность о нововведениях в образовании
Отсутствие стимулирования.
Благодарим за работу!!!
Результаты мониторинга
среди педагогов ДОУ
для определения наиболее эффективных методов
и улучшения организации работы ДОУ
по взаимодействию с семьями воспитанников
В анкетировании принимали участие 25 педагогов в возрасте от 22 до 65 лет ГБДОУ № 98 Невского района Санкт-Петербурга.Диаграмма возрастного состава педагогов ГБДОУ № 98:
Какие формы взаимодействия детского сада и родителей предпочитают педагоги в своей работе:
По данным диаграммы видно, что педагоги считают наиболее эффективными формами взаимодействия с семьями воспитанников родительские собрания (72%) и индивидуальные консультации (72%). Но также немаловажное значение педагоги предают информационным стендам (60%). И, что очень интересно, 20 процентов педагогов уже готовы проводить консультации с родителями в Интернет-сети.
По данным анкетирования по вопросу «Чувствуете ли Вы готовыми к освоению новых интернет-технологий в работе с родителями?» видно, что педагоги детского сада № 98 готовы на переход к новым технологиям в работе с родителями, используя в своей работе Интернет.
Но однако у педагогов всё таки возникают некоторые трудности при освоении новых интернет-технологий:
Самый большой процент (52%) – это отсутствие времени, что характерно для современного развивающегося общества.
Среди опрашиваемых педагогов проявился средний процент отсутствия необходимых теоретических (24%) и практических (28%) знаний, а также отсутствие стимулирования (20%) в освоении интернет-технологий.
На основании данных мониторинговых исследований на педагогическом совете педагоги приняли решение в своей работе использовать сайт ДОУ: 98.dou.spb.ru Были намечены мероприятия по работе с сайтом ДОУ.
Основной этап:
1 Работа с сайтом ДОУ: Размещение данных о педагогах (согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
2 Размещение информации на сайте о деятельности ДОУ (1 раз в месяц).
3 Анализ материалов, размещенных на сайте ДОУ (через 6 месяцев).
Вывод:
В результате проведённого проекта «Современные методы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи» путём реализации поставленных задач достигнута цель проекта: создавая оптимальные условия функционирования и совершенствования сотрудничества, объединяя усилия педагогического коллектива и родителей в развитии ребёнка как личности, следует, что родители станут активными участниками образовательного процесса в результате повышения своей педагогической компетенции (обогащая опыт психологическими, валеологическими и педагогическими знаниями).
Библиографический список
1 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 22.07.2010г. № 91.2 Приложение к журналу «Управление ДОУ» Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ. Этно-педагогический подход», №4 2003, №3 2005, №6 2005, №4 2006.
3 Арнаутова Е.П. «Педагог и семья», М., 2002.
4 Доронова Т.Н. «Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей», Дошкольное воспитание №1 2004.
5 Доронова Т.Н. «Детский сад и родители: проблемы взаимодействия», Обруч №2 2003.
6 Морева Н.А. «Тренинг педагогического общения», М., 2003.
7 Бакушина А.Н., Бойцова А.Т. «Книга для родителей», Санкт-Петербург, 2006.
8 Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду», М., 2007.
9 Козлова А.В., Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей», М., 2004.
10 Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй», М., 2004.
11 Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду (подготовительная группа)», М., ВАКО, 2008.
12 Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ», М., 2005.
13 Нищева Н.В. «Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007.
14 Пчелкина Г.Т. «Формула счастливой семьи», М., 2008.
15 Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж, 2004.
16 Оверчук Т.И., Горб Р.А., Исаченкова Н.М. Воспитание детей раннего возраста в условиях семь и детского сада. СПб., 2003.
17 Севостьянова О.В. Дружная семейка. М., 2005.
veta_79@bk.ru, +7 (921) 319-90-41