Мальгина О.В. Мини-музей как компонент эколого-образовательной среды в группе старших дошкольников
Библиографическое описание: Мальгина О.В. Мини-музей как компонент эколого-образовательной среды в группе старших дошкольников // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
Быстро меняющаяся экологическая обстановка - чрезвычайно актуальная проблема нашего времени. Глобальные экологические проблемы неразрывно связаны с деятельностью человека и его влиянием на окружающую среду. Чрезмерная человеческая активность, направленная, в первую очередь, на улучшение жизни, меняет характер окружающей среды, причем не в лучшую сторону для самого человека. Только экологическая культура ныне живущих людей сможет вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Формирование ценности «Природа», воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы - первостепенная задача любой дошкольной организации.
Часто педагоги-практики задаются вопросом, как организовать работу по формированию у дошкольников экологического сознания и отношения, привитию бережного, чуткого отношения к природе?
Раскрыть перед ребёнком красоту природы, научить видеть её - дело сложное, требующее четкую систему работы в данном направлении.
Одним из эффективных средств реализации задач экологического воспитания является использование в образовательном процессе музейной педагогики. Мини-музей, в данном контексте, рассматривается как современная педагогическая технология в работе с детьми и родителями, одним из примеров которой может стать опыт работы по реализации проекта «Мини-музей по экологии в детском саду».
Цель создания мини-музея: формирование экологических знаний и экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через создание развивающей предметно-пространственной среды по экологии.
Основными направлениями работы в данном случае выступают:
1. Создание мини-музеев экологической направленности.
2. Подбор информационного ресурса.
3. Использование информационного ресурса в образовательной деятельности.
Инновационной составляющей данного опыта является использование музейной педагогики в работе по ознакомлению старших дошкольников с живой и неживой природой.
Для реализации мини-музея в группе обратились к технологии музейной педагогики (М.Ю. Коваль, О.В. Дыбина, А. Данюков, Л. Логинова, Н. Рыжова), опыту педагогов, методическим рекомендациям по устройству мини – музеев с целью знакомства с алгоритмом создания, содержанием и особенностями организации деятельности.
За основу взяли идею погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую в себя произведения искусства, старины, памятники природы, экспонаты экологического содержания, разнообразный дидактический и практический материал.
Создавая мини – музей, ориентировались:
- на осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
- на приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
- на формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде;
- на применение и приобретение детьми новых знаний (порой и путем самообразования);
- на вовлечение родителей в решение задач по формированию экологической культуры у дошкольников.
Работа по созданию мини – музеев по экологии в подготовительной группе, исходя из интересов детей, включала следующие направления:
1. Сбор экспонатов, поисковая работа, экскурсии с целью создания коллекции;
2. Знакомство с тем или иным предметом экспозиции;
4. Конкурсы творческих рассказов;
5. Выставки семейных рисунков, фотографий, работ по лепке, аппликации, рисованию;
6. Выставки из природного материала;
7. Викторины, праздники, развлечения;
8. Виртуальные экскурсии;
9. Исследовательская деятельность (проведение опыта, наблюдение);
10. Анкетирование родителей по теме мини-музея.
Разработали вместе с детьми правила поведения в музее. Сравнили правила поведения в настоящем музее и в мини-музее в группе.
В качестве основных правил поведения в мини-музее обозначили:
1. В нашем музее экспонаты разрешено трогать руками.
2. Экспонаты нужно возвращать на место и ставить их аккуратно.
3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
4. Можно и нужно: задавать вопросы, придумывать игры и истории.
5. Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами.
В мини-музеи вошли дидактические материалы разного уровня сложности (легкий, средний, сложный), каждый уровень обозначили соответствующим цветом (зеленый, оранжевый, красный), что дает каждому ребенку свободно выбрать по своим возможностям задание и после его выполнения, самостоятельно проверить себя.
Проект «Мини-музей по экологии в детском саду» ориентирован на поэтапное создание серии мини-музеев в зависимости от образовательной задачи и индивидуальных возможностей и запросов воспитанников.
С целью формирования представлений детей о разнообразии природы родного края, о редких растениях и животных, занесённых в Красную книгу, о заповедных местах Пермского края был создан мини-музей «Заповедные места Пермского края», в который вошли следующие материалы:
1. Герб заповедника Басеги и Вишерского.
2. Макет заповедника.
3. Альбомы: «Животные заповедника Басеги и Вишерского», «Растения заповедника Басеги и Вишерского», «Красная книга Пермского края», «Лекарственные травы», «Перелетные и зимующие птицы»,«Корм для птиц».
4. Обучающие карточки «Кто работает в заповеднике?».
5. Географическая карта заповедников.
6. Познавательная литература - энциклопедии о животных, растениях.
7. Животные из природного материала.
8. Медиатека: слушание звуков природы: «Голоса птиц в природе», «Песня жаворонка» П. Чайковского, «Птичка» Э. Грига, Р. Леденев «Лесная тропинка», «Лес шумит», «Копилка виртуальных путешествий», интерактивные игры: «Заповедники Пермского края», «Перелетные и зимующие птицы», «Лекарственные растения», «Насекомые».
9. Картотека загадок про животных, насекомых, птиц, растения.
10. Картотека стихов про животных, насекомых, птиц, растения.
11. Лепбук «Этажи леса», развивающие игры: «Кто где живет», «Кто чем питается», «Узнай по описанию», кейс бук «Птицы», «Насекомые», «Про животных», «Про растения», «Разгадай ребус», «Определи гриб», «Путешествие по эко -профессиям», интеллект-карта «Заповедники».
12. Выставки работ по рисованию, лепке, аппликации на тему «Заповедники».
13. Познавательный альбом «Эко- оригами».
С целью формирования представлений о свойствах и состояниях воды в разное время года, о взаимосвязи качества воды и здоровья человека, развития желания рационального и бережного отношения к воде, был создан мини-музей «Вода - это жизнь», в содержание которого вошли:
1. Творческие поделки, рисунки, выполненные в разных техниках и изображающие жителей моря, озера, реки.
2. Развивающие пособия: «Круговорот воды в природе», «Капелька грустная, счастливая», «Кому нужна вода?», «Где живет вода?», «Аквариум», «Как человек использует воду?», «Кто живет в воде?», лепбук «Байкал».
3. Картотека «Опыты с водой, снегом, льдом», материалы для проведения опытов: баночки, стаканчики, пищевые красители, водяная мельница, пипетки, соль, трубочки для коктейля стаканы, воронки, чайная ложка, вата, ткань, салфетка, бумажные фильтры, колбы и т. д.
4. Медиатека: виртуальные экскурсии «О работе КГМУП «Водоканал», «Байкал», интерактивные игры: «Обитатели рек», «Морские животные», «Пруд и его обитатели», CD-диски с мультфильмами, познавательными фильмами о воде и ее обитателях, презентации.
5. Макеты: «Водоемы», «Антарктида», «Аквариум».
6. Познавательная литература: «Планета Земля», «Подводный мир России».
7. Альбомы: «Экскурсия в Эрмитаж: картины известных художников о морях», «Морские обитатели», «Речные рыбы», «Кто живет на пруду?».
8. Библиотека: художественная литература «Крошк, енот и тот, кто сидит в пруду», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», «Морская азбука», М. Константиновский «Почему вода мокрая», р.н.с. «По щучьему веленью», К. Чуковский «Мойдодыр».
9. Экологические знаки, охраняющие и сберегающие воду.
10. Коллекция ракушек.
Идею организации мини-музея подхватили не только дети, но и родители. Они стали активными помощниками в создании эко-мини-музеев. Участвовали вместе с детьми в сборе экспонатов, иллюстраций, фотографий, книг по познавательной и художественной литературе; мастерили животных из природного материала, пополняли выставки совместными работами по рисованию, аппликации и лепке, помогали в изготовлении макетов; участвовали в детско-родительских развлечениях, викторинах, квест-играх, экскурсиях, акциях, в том числе и в мероприятиях, направленных на повышение педагогической компетенции взрослых по вопросам экологического воспитания детей.
В качестве результатов деятельности мини-музеев можно отметить:
1. Дети владеют представлениями о ценности природы и правилах поведения в ней.
2. Дошкольники демонстрируют и активно применяют определённые умения и навыки: использование элементарной поисковой деятельности, умение делать маленькие открытия.
3. Словарь детей значительно пополнился терминологией экологической направленности.
4. Дети активно проявляют навыки работы в команде.
5. Повысился познавательный интерес к посещению настоящего музея.
6. На первый план выступает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка.
В качестве перспектив развития мини-музея в группе видим:
1. Пополнение коллекции мини-музея новыми экспонатами.
2. Подбор детской литературы, детских мультфильмов и наглядного материала (сюжетной картинки).
3. Проведение экскурсий для других групп детского сада.
4. Приглашение родителей на мастер-класс «Фигуры животных вместе с детьми».
5. Организация на базе мини-музея или с использованием его коллекцией занятий по разным видам деятельности.
6. Участие в природоохранных акциях.
Таким образом, музейная технология помогает решать задачи дошкольного образования в комплексе, обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Музейная педагогика, в контексте экологии, рассматривается не только как взаимодействие музея и ребенка, но и как инновационная технология, способствующая формированию экологических знаний, интереса к познанию природы и уважительного к ней отношения.
Список литературы:
1.Каменева, Л.А. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева /М.: Детство-Пресс, 2003. - 320 с.
2.Рыжова, Н.А. Мини-музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. - М.: Линка-Пресс, 2008. - 256 с.
3.Столяров, Б.А. Музейная педагогика: История, теория, практика: учеб. пособие / Б.А. Столяров. - М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.