Ход урока
1. Слово учителя: «На одном из собраний в Лейпциге Тендряков сказал: «Сейчас у человека на планете нет врагов - силы природы не представляют для нас главной опасности. Самый грозный враг человека – он сам, его разобщенность и непонимание».Тема понимания человека другим человеком – основная во многих произведениях писателя. Сегодня на уроке мы поведем разговор о повести «Расплата», написанной в 1979 году.
2. Сообщение ученика о замысле повести. Тендряков вспоминал: «Один из моих очень близких знакомых, медик по профессии, однажды рассказал мне, что по просьбе следственных органов ему пришлось освидетельствовать мальчика, убившего своего отца. Он должен был решить: вменяем мальчик или нет. Факт поразил меня». Прошло время. Писателя не оставляла в покое эта история. Он позвонил следователю, чтобы узнать конец ее. Ответ следователя поразил Тендрякова еще больше: «Мальчик убил отца? Это когда? У меня ведь таких случаев очень много». На этом жизненном материале была создана повесть, она широко обсуждалась всей страной. Тендрякову присылали письма, телеграммы, в которых мнения разделились: и за, и против Кольки, героя повести, были многие.
3. Беседа с учащимися. – Как вы понимаете слово «расплата»? (Учащиеся заранее выписали значение слова по словарю). В словаре С.Ожегова отмечено два значения: 1) то же, что расплатиться (уплатить полностью, в переносном значении – отомстить, наказать и понести наказание за что-нибудь); 2) кара, возмездие.
- Какое из значений можно соотнести с названием повести? Итак, расплата - кара, возмездие. Но за что? Кому? Ответы мы попытаемся найти сегодня на уроке с помощью диспута.
Примерные вопросы для обсуждения.
1. Как произошло убийство?
2. Пушкин утверждал: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Можно ли совместить счастье и убийство?
3. Можно ли убить ради жизни?
4. Можно ли гордиться Колькой?
5. Учитель литературы Аркадий Кириллович, споря со Славой Кушелевым, сказал: «Если этот случай с Колей Корякиным пройдет сейчас мимо вас, никак не изменит, то вы не будете по - настоящему счастливы в жизни». Согласны ли вы со словами учителя?
6. Эпиграф к уроку – слова английского поэта 17 века. Как вы понимаете эти слова? Можно ли их соотнести с повестью Тендрякова?
7. Сам писатель однажды сказал: «За понимание друг друга люди платят кровью и кусками жизни». Согласны ли вы с этим утверждением?
8. Кто виноват в преступлении: человек, совершивший убийство, общество, семья? (Вспомним слова Евдокии Корякиной - матери убитого: « Сама же признаюсь открыто – неправедно жила, урода добрым людям сотворила»).
9. Могла ли школа подтолкнуть своего ученика к отцеубийству?
10. Каково значение опыта в жизни человека? Что об этом говорил Коля?
11. «Совсем плохих людей не бывает на свете»,- выстрадал Коля. Согласны ли вы с ним?
12. Какую параллель можно провести между романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и повестью «Расплата»?
Домашнее задание (на выбор учащегося).
1. Попробовать написать дневник Коли Корякина, в котором проследить историю преступления.
2. Написать сочинение - рассуждение « Кто виноват в преступлении?»
3. Написать рецензию на повесть.
4. Составить протокол одного преступления.
Библиографический список
1. Тендряков В.Ф. Расплата.- Москва: Советский писатель.-1982.2. Елисеев И.А., Полякова Л.Г. Словарь литературоведческих терминов/ И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова.- Ростов-на-Дону: Феникс.-2002.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- Москва: Мир и образование.- 2016.