Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Носикова В.А. Модель подготовки вожатских кадров в педагогическом колледже

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


29 октября 2015 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал указ о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Как отмечается в документе, целью учреждения новой организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей [1].
В связи с этим в современном обществе особую актуальность и значимость приобретает педагогическое сопровождение детей со стороны вожатых, которые способны мотивировать детей, вовлечь в совместную деятельность, сплотить детскую группу и направить ее деятельность на социально и личностно значимые цели. Приобретаемые студентами профессиональные компетенции оцениваются в деятельности по педагогическому сопровождению детей [3]. Важно понимать, что условия для досуга и отдыха современных детей существенно изменились, увеличилось время, отводимое на образовательную деятельность, и сократилась общественно-полезная деятельность. В детских оздоровительных лагерях необходимы педагогические кадры, которые обладали бы компетенциями именно в этой работе. Развитие и социализация детей, становясь целевыми ориентирами в образовании, определяют необходимость подготовки вожатых для работы с детьми по досуговым и образовательным программам, которые реализуются в различных детских центрах и детских оздоровительных лагерях [4].
В профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» определяются обобщенные трудовые функции в области воспитания, которые выполняет вожатый: 3.2. «Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации», которая предполагает следующие трудовые функции: «Оказание обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений», «Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений», «Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства». Вожатый должен получить подготовку для выполнения трудовых функций и действий, ее составляющих, согласно профессиональному стандарту это:
˗           организация участия педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности;
˗           педагогическое стимулирование детских социальных инициатив;
˗           определение педагогических средств развития самоуправления обучающихся совместно с другими субъектами воспитания;
˗           организационно-педагогическая поддержка самоорганизации обучающихся, их инициатив по созданию общественных объединений [2].
Актуальность проблемы обусловила необходимость разработки модели подготовки вожатых.
Деятельность вожатого осуществляется в соответствии с задачами, которые ставит перед ним образовательная организация, реализующая собственную миссию и приоритетные направления в работе с детьми. Запрос на подготовку вожатых определяется особенностями конкретной образовательной среды и спецификой реализуемых образовательных программ, следовательно, подготовка вожатых должна базироваться на согласованных позициях участников образовательных отношений, осуществляться в профессиональной группе, которой является педагогический отряд [6].
Модель подготовки вожатого в педагогическом колледже включает в себя организационно-педагогическую среду взаимодействия детской образовательной организации и педагогического колледжа. В качестве механизма моделирования выступает социальное партнерство педагогического колледжа и детской образовательной организации (школы). На первом этапе социального партнерства его продуктом становится образовательная программа подготовки вожатых с учетом условий и требований детской образовательной организации. Образовательная программа имеет модульную структуру. Требования к образовательным результатам сформулированы на основе интеграции требований профессионального стандарта и компетенций, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования.
В колледже создана организационно-педагогическая среда (рисунок 1) подготовки вожатых, которая интегрирует теоретическую подготовку, реализуемую в ходе изучения профессиональных модулей ПМ.02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников, ПМ.05. Основы вожатской деятельности, и практическую деятельность, организуемую в ходе учебной и производственной практик преподавателями колледжа.


Рисунок 1. Организационно-педагогическая среда колледжа

Работа с детьми требует от вожатого самых разнообразных знаний и умений. Она строится на основе широкой эрудиции, знаниях детской психологии, на способности управлять процессом развития личности ребёнка и детского коллектива, знании информационных технологий. Кроме того, работа вожатого предполагает владение теоретическими сведениями о педагогических основах воспитания. Вожатый должен быть мастером на все руки и при этом непременно оставаться духовным наставником детей, формирующим их мировоззрение и характер, способствующим их личностному росту.
В силу вышеизложенных причин, в совокупности с временными и социальными факторами возникла необходимость в создании «Школы вожатых», разработка программы её функционирования с привлечением лидеров Ростовского областного педагогического отряда ЮГА.
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Цель: обучение молодых людей работе с временным детским коллективом и оказание помощи в дальнейшем трудоустройстве на постоянной основе в качестве воспитателей в детском оздоровительном лагере.
Новизна и особенность данной программы состоит в обобщении и структурировании материала, который направлен на развитие у обучающихся умений и навыков вожатской работы; подобраны разнообразные методы и приемы, способствующие развитию организаторских, коммуникативных и креативных способностей через включение в активную социально-досуговую деятельность.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она органически сочетает в себе практические занятия, социально-психологические тренинги, различные игры и методики организации досуга детей, занятия по программе пробуждают воображение и творческие силы. Основа практикумов – личный опыт, интересы, увлечения участников, активистов педагогического отряда.
Помимо теоретических занятий программа насыщена практическими занятиями, которые включают игры, упражнения, тренинги на знакомство, приветствие, направлены на изучение традиций лагеря. В ходе практических занятий обучающиеся создают собственные традиции, овладевают коммуникативными, организаторскими, рефлексивными умениями.
Занятия Школы вожатых ведут обучающиеся 3-4 курсов, лидеры педагогического отряда колледжа, имеющих собственный опыт работы в детских оздоровительных лагерях.
Важную роль в реализации модели подготовки вожатских кадров в педагогическом колледже играет студенческий педагогический отряд.
Педагогическое сопровождение временного детского коллектива осуществляется вожатыми педагогического отряда. Педагогический отряд представляет собой профессиональную социальную группу, направленную на решение задач педагогического сопровождения детского отдыха и досуга. Формируется педагогический отряд из обучающихся, получающих педагогическое образование в педагогическом колледже, а их подготовка осуществляется совместно с детскими образовательными организациями, в которых они будут работать на должности вожатых, и Областным педагогическим отрядом.
При создании педагогического отряда реализуются принципы добровольности и инициативы, запускающие процессы самоорганизации в этой образовательной системе. Такой подход позволяет использовать педагогический отряд для решения задач педагогического сопровождения детского коллектива и в то же время как среду для профессионального саморазвития студентов и профессионального взаимодействия, обеспечивающего формирование профессиональных компетенций. В практической деятельности у вожатых создаются исследовательские ситуации, которые эффективно развивают их лидерские качества, позволяют вовлекать детей и подростков в разнообразную деятельность, создавать условия для социализации детей и подростков [5].
Педагогический отряд как образовательная система проходит в своем развитии три стадии: коллективную, командную, проектную. Коллективная стадия развития педагогического отряда соответствует подготовительному этапу, осуществляемому на базе колледжа. На этой стадии реализуется программа «Школа вожатых». Командная стадия реализуется на базах детских образовательных организаций, а так же в ходе мероприятий, проводимых Областным педагогическим отрядом, включает в себя работу по согласованию организационных процессов с целью оптимизации необходимых для подготовки вожатых ресурсов и достижения эффективности подготовки вожатых в соответствии с запросами работодателей.
Часто создание педагогического отряда становится результатом студенческой инициативы, когда возможность совершенствования студентами своих профессиональных компетенций сопрягается со стремлением выстроить профессиональную карьеру, найти место работы [6].
Студенческий педагогический отряд на базе Зимовниковского педагогического колледжа создан в 2016 года и является частью Ростовского областного педагогического отряда «ЮГА» на основе договора с Ростовским региональным отделением Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды».
Таким образом, модель подготовки вожатых в педагогическом колледже включает в себя пять компонентов: целеполагание и структурирование целей и задач образовательной программы, осуществление теоретической и практической подготовки вожатых, формирование технологии подготовки вожатых в педагогическом отряде, оценка результата и рефлексия теоретической подготовки и способности самостоятельно решать профессиональные задачи.
Целеполагание и структурирование целей и задач образовательной программы осуществляются на базе колледжа. На этом этапе профессиональные компетенции, заданные Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, соотносятся с требованиями профессионального стандарта вожатого и оформляются в качестве образовательного результата, который должны будут продемонстрировать выпускники.
Теоретическая и практическая подготовка вожатых осуществляется педагогами колледжа при изучении профессиональных модулей ПМ.02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников, ПМ.05. Основы вожатской деятельности, а также активистами Ростовского областного педагогического отряда и лидерами педагогического отряда колледжа в рамках деятельности «Школы вожатых». Обучающиеся осуществляют рефлексию и самооценку подготовленности к деятельности вожатого.
Данная модель подготовки вожатых внедрена в образовательный процесс ГБПОУ РО «Зимовниковский педагогический колледж» лишь в 2018 году и проходит свой организационный период, но, несмотря на это, обучающиеся колледжа успешно реализуют функции вожатых в условиях детских образовательных организаций Зимовниковского, Дубовского, Ремонтненского, Орловского, Мартыновского районов, и оздоровительных лагерей и центров Краснодарского края.
Свободное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов: педагогический колледж, детская образовательная организация, Областной педагогический отряд, обеспечивают обмен актуальной информацией и знаниями для более эффективной подготовки вожатых.
В целях совершенствования разработанной модели подготовки вожатых нами намечены следующие перспективные задачи:
1.        Совершенствование технологии подготовки вожатых в педагогическом отряде.
2.        Подготовка методического сопровождения.
3.        Расширение сотрудничества с образовательными организациями, реализующими направления деятельности РДШ (МБОУ Зимовниковская СОШ № 10).
4.        Организация Школы вожатых для учащихся (10-11 классов) общеобразовательных организаций в рамках дополнительных образовательных программ.

Библиографический список

1.       Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.10.2018 г. N 602)
2.       Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Приказ от 10 января 2017 года № 10н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области воспитания”».
3.       Караваева Е.В., Богословский В.А., Харитонов Д.В. Принципы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения / Е.В. Караваева, В.А. Богословский, Д.В. Харитонов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 18. – С. 155–162.
4.       Куприянов Б.В. Детские досуговые занятия двух поколений россиян (по результатам социологических исследований) / Б.В. Куприянов // Социологические исследования. – 2015. – № 11 (379). – С. 156–160.
5.       Никитина Э.К., Коваленко О.А. Исследовательская ситуация – одно из условий формирования лидерских качеств / Э.К. Никитина, О.А. Коваленко // Начальная школа. – 2013. – № 12. – С. 42–46.
6.       Никитина Э.К., Любченко О.А., Львова А.С. Разработка модели подготовки вожатых в системе педагогических отрядов для работы в детских оздоровительных центрах // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.
7.       
2019-10-11 16:03 2019