НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Полынцева Т.В. Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй в новых социальных условиях

Библиографическое описание:
Полынцева Т.В. Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй в новых социальных условиях // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.

Институт семьи всегда играл и играет важную роль не только в системе воспроизводства населения нашей страны, но и в регулировании социальных отношений, социализации детей, их морального и фи зического здоровья, жизненной самореализации. Социальная нестабильность в нашей стране породила множе ство острых проблем, которые негативно сказываются на станов лении личности ребёнка.

Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависит стабильность и устойчивость существования общества. Исследователи подтверждают, что семья является приоритетной ценностью любого современного общества, так как положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются своего рода социальными индикаторами, раскрывающими общее положение дел в стране, реальные перспективы конкретного общества. В настоящее время заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций к работе с семьей, что обусловлено трансформацией социального института семьи в современных условиях. Специалисты об ращают внимание на то, что в условиях трансформации семейных отношений наблюдаются такие явления, как: снижение рождаемости и повышение смертности, увеличение семей группы риска (или неблагополучных семей), брошенных детей, насилия в семье, снижение уровня здоровья, образованности, рост раз водов, неполных семей. Перечисленные явления характеризуют кризисную ситуацию семьи как социального института. Дети сегодня в такой ситуации являются наименее защищенной частью населе ния от психотравмирующих факторов. Нестабильность социальной микросреды, недостаточный уровень культурного и воспи тательного воздействия, антигуманное отношение к детям явля ются источниками различных девиаций.

В тоже время доказано, что основными характеристиками, которые отличают семью от других институтов являются стойкость и постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи.

В семье существуют возможности для включения ребен ка в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность, опосредованное приобщение их к производственному труду родителей. Вне за висимости от успехов личность в семье признаётся и принимается как само стоятельная ценность. Признание личности одной из главных жизненных цен ностей создаёт исключительно благоприятные условия для её дальнейшего раз вития. Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольной образовательной организации, а также реализация требований ФГОС дошкольного образования к психолого-педагогической поддержке семьи, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия двух важных для детей социальных институтов. Основой взаимодействия семьи и современной дошкольной образовательной организации является сотрудничество, проявляющееся во взаимном определении целей совместной деятельности, совместном распределении средств, сил, предмета деятельности, с учётом возможностей каждого субъекта. Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй является также одним из принципов реализации программы в соответствии с ФГОС. Процесс сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьёй будет протекать эффективно при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

‒ изучение интересов и образовательных запросов родителей воспитанников;

‒ приобщение родителей воспитанников к педагогическому процессу;

‒ привлечение родителей в общественное управление МАДОУ;

‒ использование ИКТ-средств в организация информационно-просветительской работы;

‒ расширение способов использования социальных сетей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребёнка.

Трансформация института семьи в XXI веке затронула все аспекты семейных отношений и семейного поведения. Изменения функциональной направленности социального института семьи негативно отразились на репродуктивных, супружеских и родительских установках. В настоящее время наблюдается возникновение новых негативных тенденций в репродуктивных установках, в том числе добровольный отказ от рождения ребёнка и позднее материнство; увеличивается число разводов, численность неблагополучных семей, брошенных детей; наблюдаются увеличение случаев насилия в семье, повышение уровня девиантности в подростковой и молодёжной среде; широко распространяется феномен одиночества как стиль жизни.

Российское общество со всей очевидностью поставлено перед объективным фактом необходимости совершенствования семейной политики, существующей государственной системы социальной поддержки и помощи семье.

В современной России явно наблюдается переход семьи к новым институциональным формам, требующим изучения и понимания. С активным развитием частной жизни, многие семейные традиции, нормы и ценности были утрачены, а новые находятся в стадии формирования. Происходит становление нового социального института с нетрадиционными правилами и нормами, основанными на партнёрстве членов семьи. Появление новых институциональных форм семьи, а также приоритетность в жизнедеятельности российских семей функций эмоциональной поддержки и психологической защиты и усечённость функции духовного взаимного обогащения, экономической функции обусловлены процессом трансформации российского общества.

Процесс трансформации института семьи в современном российском обществе характеризуется тем, что личностные ограничения семейных отношений, конкурируя с социокультурными, наполняют известные типы семейного поведения (супружеское, репродуктивное, родительское, социализационное, демографическое и т.д.) иным содержанием, дифференцирующимся в соответствии с доминирующим типом семьи, в рамках которого и осуществляются семейные практики. В институциональном трансформирующемся пространстве российской семьи можно выделить три таких типа: патриархальный (основанный на традиционных ценностях – прочность брака, отношений между супругами, чёткое распределение функций между ними, ведущая роль родительства, воспроизводства и развития рода, заинтересованность в рождении и воспитании детей), современный (как совокупность различных типов и стилей семейной жизни, основой которых является приоритетность функций эмоциональной поддержки супругов) и трансформационный (совмещающий в себе элементы вышеназванных типов).

Сложности перехода к новой модели семейных отношений связаны с тем, что формальные (семейный кодекс, государственная семейная политика) и неформальные социокультурные ограничители (семейные нормы, традиции, приоритеты) не соответствуют специфике современной модели семьи. В этой ситуации на первый план выходят личностные ограничения (свобода выбора, степень личностной ответственности), через конструирование которых осуществляется попытка реализации новых семейных практик на основе сознательного личностного выбора траектории семейной жизни.

Трансформация института семьи определяется личностными ограничениями семейных отношений. В социуме преобладает современный тип организации семейных отношений, основанный на удовлетворении потребности в общении.

Семья является важнейшим фактором социализа ции не только для детей, но и для взрослых, стариков. От неё во многом зависит то, как идёт физическое, эмоци ональное и социальное развитие человека на протяже нии всей жизни. Физическое развитие связано с нала женностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказывается атмосфера и отношения в семье, то, насколько она является «экологической нишей» для своих членов. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуаци ях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни и новым социальным условиям.

В семье создаются условия для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребёнок получает информацию о себе – Я-Концепция, – где он принимает первое решение относительно себя и где начинает развиваться его социальная природа. Взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение и в будущем проецируются в семье.

Таким образом, семья принимает участие в развитии всех сторон личности ребёнка-дошкольника.

Воспитание в семье осуществляется не только ро дителями, но и самими детьми: младшие учатся у стар ших, перенимают их привычки и опыт. Многие педаго ги считают, что многодетная семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрос лой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, ра сторопны, ловки и самостоятельны, в них больше сер дечного тепла и заботы о других, меньше зазнайства и эгоцентризма. Демографы считают, что наиболее оптимальна трёх-четырёхдетная семья. Такое число отвечает потребностям общества в расширенном воспроизводстве населения и даёт возможность всем членам испытать полную гамму родственных чувств.

Если в семье один ребёнок, его детство и дальней шая жизнь во многом обеднены, т.к. он лишается крайне важных родственных связей (брат – сестра), которые делают человека эмоционально богаче, являются ценной психологической поддержкой. Вместе с тем воспитатели детских садов и педагоги отмечают как закономерность хорошую способность к обучению у единственных в семье детей. Объясняется это тем, что родители единственного ребёнка часто имеют выс шее образование, интеллектуальную творческую рабо ту. У них есть возможность больше времени уделять ребёнку, интересоваться его развитием. Положение любимца и кумира, каковым часто пользуется един ственный ребёнок, создаёт основу для болезненной самовлюбленности. Формированию завышенной само оценки способствует также и то обстоятельство, что ребёнку не с кем вступить в равные и ровные отноше ния, не с кем сопоставить свое «я». У единственного в семье ребёнка навыки общения, к сожалению, бывают недостаточно развиты. Связано это с отсутствием близ кого каждодневного общения с братом или сестрой. У единственного ребёнка нет возможности понять необходи мость взаимных уступок, которые существуют в каж дом коллективе. Он может быть капризным, обидчивым, невнимательным к товарищам, не уметь подчиняться (при стремлении подчинить себе других). Достаточно очевидно, что в большой семье легче реализовать в со знании и поведении ребёнка такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение. Однодетной семье часто бывает свойствен но воспитание ребёнка по типу «кумир семьи». В одно детной семье существуют и положительные стороны: расширение возможностей для непосредственных кон тактов ребёнка с родителями, утверждение в ребёнке чувства своей значимости для родителей. Будучи бли же к ребёнку, родители больше влияют на развитие его личности [2,3].

Воспитание ребёнка в неполной семье осуществ ляется в более трудных условиях. Поэтому чрезвычай но разумно поступает родитель, один воспитывающий ребенка, когда осмысливает, понимает ситуацию и ищет правильные пути для определения препятствий, чтобы избежать опасности. Необходимо осознать, что источ ником многих трудностей является сам воспитатель, поэтому он и должен их ликвидировать. Например: одинокая мать остро переживает свои жизненные об стоятельства, осмысливает их и передаёт ребёнку в виде своих пожеланий, требований, воспитательных мето дов и т.д. Она создаёт атмосферу дома, которую ребё нок впитывает всем своим существом, сохраняя ее на протяжении всей последующей жизни

Большое воспитательное влияние на детей оказы вают бабушки и дедушки, факт их совместного или раздельного проживания. В народе говорят: внуков любят больше, чем собственных детей, более осмыслен но, более бескорыстно и сосредоточенно. Степень близости старого и малого нередко прямо пропорциональна разнице в возрасте. Чем дальше на шкале жизни стоят они друг от друга, тем теснее связь. В современных условиях сохраняется тенденция к стремлению молодых семей жить отдельно от родите лей. Вместе с тем, чем больше расстояние, отделяющее стариков от молодых, тем слабее родственные связи. Уже проверено временем и доказано исследованием: обще ние бабушек и дедушек с внуками в больших городах во многом зависит от местожительства тех и других. Решающей в воспитании ребёнка является нрав ственно-психологическая атмосфера семьи, отношения между поколениями и между самими супругами. Как отмечал В.А. Сухомлинский, главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаём любовью – любо вью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей».

Особенно большим воспитательным потенциалом обладают семейные тради ции. Ими могут быть: семейные праздники, совмест ные прогулки, выезды за город и др. Традиции как ос нова, как порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению семейного коллектива.

Традиции – это не только определенные дни праз днования юбилеев и дней рождения, или выбор про фессии членами семьи, или традиционные увлечения семьи. Это гораздо большее. Прежде всего, в традициях находит свое выражение культура семьи: рыцарство мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим; чувство такта, неизменное даже в самые ожесточённые моменты спора или обсуждения; великодушие, душевная щедрость, снисходительность, уступчивость, т.е. все то, без чего не может существо вать семья.

Таким образом, эффективность воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребёнку со стороны родите лей и педагогов, от форм семейного общения, в которых отчетливо проявляется обоюдный вклад родителей в воспитание ребёнка, в поддержание стиля взаимодействия, результирующего в формирование поведения, характерологических особенностей и самосознания ребёнка.

. Проектирование организационно-педагогических условий взаимодействия МАДОУ с семьями воспитанников

Взаимодействие семьи и МАДОУ – важнейшее ус ловие успеха в воспитании детей, но оно возможно в том случае, когда воспитатели и родители становятся единомышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожного поведения ребёнка; найти эффективные средства включения его в лично стно и общественно значимую деятельность, обеспечи вающую развитие внутренних сил и нравственное ста новление растущего человека.

Как показывают наблюдения, родители и воспитатели, семья и МАДОУ часто не могут услышать и понять друг друга, а значит, помочь детям. Неспособность и нежелание многих воспитателей видеть собственные педагогические ошибки, неумение анализировать конфликтные ситуации, вскрывать их истинные причины становятся источником конфронта ции с родителями, постоянных претензий к последним, требований «принять меры», обвинений в нежелании помочь дошкольному учреждению. Родители реагируют на упреки в свой адрес по-разному. Одни безропотно их принимают и признают свою вину; другие оправдываются; третьи переходят «в наступление» и начинают обвинять воспитателей. В последнем случае возникают всевозможные тяжбы, выяснения от ношений, сведение счетов и т.д. В результате «военных действий» страдают дети, обе стороны допускают новые педагогические ошибки, нравственно деформирующие взаимоотношения между ними, усиливающие взаимное непонимание и отчуждение. Наиболее полезна для детей позиция родителей-друзей и помощников МАДОУ и позиция воспитателей- друзей и помощников семьи. А для установления пра вильных взаимоотношений с ДОУ необходимо лич ное общение родителей с воспитателями и взаимное инфор мирование друг друга об успехах и неуспехах детей как в воспитании и развитии в МАДОУ, так и в семье.

Знание общих тенденций развития семьи и факто ров, влияющих на социализацию личности в семье, воспитателю необходимы. Помимо этого, ему нужны знания в области педагогики и психологии для выработки стра тегии и тактики педагогически грамотного воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицирован ной психолого-педагогической и социальной помощи. Поэтому перед коллективом МАДОУ была поставлена задача – не используя элементов на зидания, вовлечь родителей в процесс воспитания их детей, уметь предложить свой способ оценки их потребностей и оказать помощь родителям в приобрете нии умений наблюдать за своими деть ми, следить за их развитием, а также способствовать ему.

На формирующем этапе исследования проверке подлежала выдвинутая в начале исследования гипотеза, согласно которой процесс сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей будет протекать эффективно при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

‒ изучение интересов и образовательных запросов родителей воспитанников;

‒ приобщение родителей воспитанников к педагогическому процессу;

‒ привлечение родителей в общественное управление МАДОУ;

‒ использование ИКТ-средств в организация информационно-просветительской работы;

‒ расширение способов использования социальных сетей для объединения.

Работа с семьями осуществлялась целенаправленно и дифференцированно, учи тывая результаты проведенного исследо вания семей воспитанников, а также логику реализации годового плана работы МАДОУ.

Для активизации участия родителей в совместной деятельности дошкольного учреждения на основе сотрудничества была спроектирована поэтапная модель:

Первый этап – актуализация потребностей родителей в об разовании собственного ребёнка;

Второй этап – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;

Третий – партнерство педагогов и родителей в деятель ности дошкольного учреждения, в основу которого за ложены идеи гуманизации отношений, приоритет об щечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход.

Для реализации этой модели в МАДОУ уже накоплен опыт использования коллективных и индивидуальных форм взаимодействия с родителями воспитанников. Внедрение такой модели позволяет создать систему работы с родителями, представленную двумя блоками:

1. Организация информационно-просветительской деятельности.

2. Привлечение родителей в общественное управление МАДОУ.

При проектировании плана работы с семьями учитывались социальное положение, образовательный уровень родителей, их проблемы и запросы. Для выявления затруднений родителей в воспитании детей в различных возрастных группах, а также их интересов и предложений по улучшению работы детского сада был разработан опросник, позволяющий изучать потребности родителей в об разовании собственного ребёнка:

В соответствии с норматив но-правовой базой ДОО родители являют ся заказчиками образовательных услуг и имеют право прини мать участие в организации образовательного процесса, созда вать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях, конференциях и в других формах работы. В настоящее время всё чаще дошкольные учреждения стали проводить родительские конференции, которые предусматри вают расширение, углубление и закрепление знаний об образо вании детей, которые могут быть научно-практическими, тео ретическими, по обмену опытом и др. Конференции проводят ся раз в год, но требуют тщательной подготовки, предусматри вают активное участие родителей, организацию выставок детс ких рисунков, книг, концерта детей. Изучив состояние проблемы на практике и передовой опыт, нами был разработан план конференции с учетом следующей структуры.

Структура конференции: 1) слово руководителя ДОУ; 2) вы ступления родителей о семейном опыте по данной пробле ме; 3) видеоролик; 4) выступления желающих (рефлексия увиденного, услышанного); 5) выступле ния детей; 6) подведение итогов.

Конференция должна быть посвящена одной из актуальных проблем взаимодействия МАДОУ и семьи. Использование активных методов проведения конференции способствует активизации в ней участия родителей. Этому содействует и выступление с концертом детей.

В экспериментальном МАДОУ родители принимают участие в общественном управлении через такие органы, как родительское собрание, наблюдательный Совет. В этом плане руководство МАДОУ и педагогический коллектив занимают активную позицию в работе с семьями воспитанников и использует новые формы сотрудничества с родителями, позволяющие их вовлечь в образовательный процесс. Основным направлением данного взаимодействия является изучение потребности родителей в образовательных услугах (для определения перспективы развития учреждения, содержания работы и форм организации). С этой целью проводились анкетирование и опросы. По отзывам родителей и результатам анкетирования работа МАДОУ признана эффективной.

Одна из главных задач педагогов – создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах. С этой целью планируются и уже проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что “вынуждает” взрослых вступить с ребенком в общение. Например, это могут быть формы познавательной деятельности: об щественные смотры знаний, умений и навыков, творческие от четы по направлениям деятельности, праздники знаний и твор чества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Пред мет, тему, методику проведения родители и воспитатели опре деляют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощритель ных призов, оценке результатов.

Формы трудовой деятельности – оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению дво ра, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п.

Формы досуга – подготовка, проведение и обсуждение спек таклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различ ных клубов и др.

Формы активизации – дискуссии, диалоги, обсуждение си туаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделиро вания и др.

Наглядные формы: библиотеки и папки-передвижки, ви деофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, от крытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др.

Из сравнительно новых форм работы с родителями следует отметить создание видеороликов, которые создавались по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребёнка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела: рисунок, поделка, подготовка к празднику, походу. (См. приложение). Для решения данной задачи выбирались и соответствующие формы взаимодействия: праздники, выставки, театральные пятницы, клуб выходного дня, встречи родительской общественности с администрацией детского сада на площадке ДОО или в онлайне.

Второй блок экспериментальной модели условно был назван “практическим”. В рамках блока собрана информация, направленная на решение конкретных задач, которая связана в основном со здоровьем детей и их развитием. К этой работе будут привлечены медицинские работники, специалисты, педагоги и психологи. Их работа строится на информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.

Одной из острых сфер взаимодействия для родителей, как следует из полученных результатов, является отсутствие психологических консультаций по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к школе, а также возрастных особенностей. Мы установили, что эта проблема может быть решена на уровне дошкольного учреждения в целом. Для того чтобы родители поняли необходимость обращения к специалисту, знали к кому конкретно идти, если им необходима консультация, на которой они имели возможность познакомиться и получить первичную информацию.

Одной из выявленных нами причин трудностей во взаимодействии является менее высокая оценка работниками детского сада важности семьи в воспитании и обучении детей, чем оценка семьей собственной важности. Поэтому, с целью осознания педагогами понимания роли семьи в воспитании и обучении ребенка активизирована методическая работа: проводятся различные формы методической работы, на которых рассматриваются вопросы работы с семьёй по всем вопросам развития ребёнка.

Кроме этого, планируется расширение форм взаимодействия с родителями:

· Занятия, целью которых является повышение родительской компетентности в области: индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

· Программа психологических тренингов.

· Встречи родителей со специалистами МАДОУ “Круглый стол”.

· Совместные праздники, игры (совместное планирование и проведение досугов).

· Дни открытых дверей.

· Участие родителей в образовательном процессе, проведение открытых занятий, бесед, дискуссий по проблемам воспитания детей.

· Привлечение родителей к оформлению групповых комнат, семейных поделок.

· Работа Консультативного Центра и “Горячей линии интересующих вопросов”.

· Обновление информационных стендов для родителей.

К настоящему времени при приёме детей в детский сад родители традиционно знакомятся со структурой детского сада, режимом дня, с условиями содержания детей; медицинские работники знакомят с медицинскими требованиями и программой оздоровления детей. В связи с обсуждением экспериментальной моделью взаимодействия с семьёй педагогам и воспитателям рекомендовано знакомить родителей с особенностями воспитательного и образовательного процессов, с авторскими программами: родители могут пройти в группы, просмотреть видеозаписи жизнедеятельности детей и проведения праздников.

Таким образом, реализация структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй нацелена также на решение следующих психолого-педагогических проблем:

1. Вызвать интерес родителей к познанию самих себя.

2. Дать возможность родителям через знакомство и овладение некоторыми психолого-педагогическими основами понять, что воспитание детей сложный и многогранный процесс, требующий ежедневных усилий со стороны не только педагогов, но и семьи.

3. Эффективно организовать общение с ребёнком в семье.

4. Повысить самоценность родителей в глазах самих же родителей.

Заключение

Ведущая роль семьи в воспитании детей определена в ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», в котором указывается, что именно родители являются первыми педагогами, что они обязаны заложить основы разностороннего развития ребенка. Психолого-педагогическую поддержку семье призваны оказывать дошкольные образовательные организации.

Функция воспитания может успешно выполняться, когда родители, другие члены семьи пользуются авторитетом у детей, заслуженным уважением. Такое уважение будет прочным, если сами взрослые взаимно уважают друг друга, являются для детей примером в труде, в общественной жизни, обеспечивают рациональный режим жизни детей, их самостоятельную «практическую деятельность», если умеют быть любящими, требовательными и справедливыми.

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует.

Основными направлениями взаимодействия с семьями являются:

- изучение потребностей родителей в образовательных услугах;

- просвещение родителей с целью повышения правовой, педагогической и психологической культуры.

Педагогическую культуру следует рассматривать в связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межлич ностных отношений в семье.

Психолого-педагогическое просвещение родителей – это одно из основных направлений деятельности дошкольного учреждения. В отечественной педагогике и психологии последних лет накоплен достаточный опыт по проблеме повышения родительской культуры и просвещения.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяли друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребёнку, чувствовать его компетентность в вопросах воспитания и ценить личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). В соответствии с этим работа с родителями должна строиться на прин ципах сотрудничества.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятель ности ДОО и каждого педагога, включающая повышение уровня педагогичес ких знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспи тателей и родителей в процессе развития детей.

Воспитатель же должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребёнка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.

Работа с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого ребенка. Надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия, и семейное воспитание находилось в гармонии с системой дошкольного воспитания, чтобы воспитательные результаты дошкольного учреждения не «стирались» семьей, чтобы не было педагогического противостояния семьи и ДОУ, от которого страдает, в первую очередь ребенок и его развитие.

Взаимодействие семьи и ДОО - важнейшее ус ловие успеха в воспитании детей, но оно возможно в том случае, когда воспитатели и родители становятся еди номышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка. Решений вопроса взаимодействия семьи с образовательным учреждением может быть множество, но ни одна даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семьи. Если дошкольное учреждение и семья “закрыты” друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание неуверенность. Мы считаем, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в детском саду, а детский сад будет решать проблемы семьи. Главной должна стать атмосфера добра, доверия, и взаимопонимания между педагогами и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке модели взаимодействия ДОО с семьей, в подборе и систематизации психолого-педагогической информации, которая может быть использована в практической деятельности.

Список использованных источников.

1. Абрамов С. И. Технологии сотрудничества педагога с родителями [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / С. И. Абрамов; Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет, Педагогический факультет, Кафедра общей педагогики. - Москва: Изд-во ПСТГУ, 2018. – 155 с.
2. Алексеева О.С., Козлова И.Е. Взаимосвязь сиблинговых и родительско-детских отношений в двухдетных семьях // Семья, брак и родительство в современной России. Отв. ред. Т.В. Пушкарева, М.Н. Швецова, К.Б. Зуев. М.: Когито-Центр, 2014.- С. 15-21.
2023