Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Концевая А.А. Характеристика студента от руководителя практики как один из важнейших элементов оценки динамики развития уровня проявления общих компетенций

Оригинaл материала размещен в выпуске № 08 (10) https://f.almanah.su/10.pdf


В процессе подготовки студента происходит формирование профессиональных и общих компетенций. Сформированность профессиональных компетенций оценивается с помощью критериев, которые хорошо поддаются объективной оценке. Уровню сформированности общих компетенций сложно дать оценку на каком-то этапе обучения, так как их формирование идет постоянно и затрагивает личностные качества студента. Поэтому оценка производится на завершающем этапе в рамках итоговой государственной аттестации. Корректировать результаты в этом случае уже поздно.
Для возможности корректировки показателей и повышения уровня сформированности общих компетенций нужен постоянный мониторинг, который позволит проследить их динамику. С этой целью на специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы была введена характеристика студента (см. Приложение), в которой оценивается уровень формирования общих компетенций студента руководителем практики от предприятия.
Каждая общая компетенция, прописанная во ФГОС СПО, в характеристике разбита на показатели, там, где это возможно. Например, ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, содержит себе следующие показатели:
-         выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области организации собственной деятельности;
-         организация самостоятельных занятий;
-         оценка эффективности и качества, выбранных методов и способов решения профессиональных задач.
Данная характеристика содержит инструкцию по заполнению, предназначенную для руководителей практики от предприятия. Предлагается по каждому показателю указать ситуацию или деятельность, в которой они были проявлены, и оценить насколько успешно. При этом показатели снабжены подсказками по заполнению:
-         укажите способы организации самостоятельной деятельности и оцените на сколько удачно;
-         укажите вид деятельности и в чем проявляется организация, на сколько успешно;
-         укажите задачу и каким образом оценивалась ее эффективность и на сколько адекватно.
Информация, полученная из характеристики, дает более полную картину о выполняемых видах деятельности, в отличие от отзыва руководителя практики от предприятия. Сравнивая характеристики студента за разные периоды практики можно проследить, есть ли динамика в формировании той или иной общей компетенции. Также характеристика позволяет в начале третьего курса выявить проблемы. Появляется возможность за два оставшихся года исправить ситуацию и на диплом выйти со сформированными общими компетенциями, как того требует ФГОС СПО.
Ниже, в качестве примера для анализа, приведены выдержки из характеристики студента, проходившего практику в течение года в одной и той же организации, у одного и того же руководителя.
У данного студента на начальном этапе прохождения практики на предприятии наблюдалось отсутствие сформированности показателя по четырем параметрам (Таблица 1), на начало четвертого курса – только по одному. Прослеживается положительная динамика. С этими показателями студент вышел на преддипломную практику на которой их и подтвердил.
Таблица 1. Количество сформированных и не сформированных показателей общих компетенций у данного студента по результатам прохождения практики

период прохождения практики

количество сформированных показателей

количество не сформированных показателей

20.10.16-23.11.16

10

4

12.01.17-08.03.17

13

1

11.05.17-31.05.17

12

2

01.09.17-05.10.17

13

1



Рассмотрим подробнее те общие компетенции, в которых у студента наблюдались не сформированные показатели: ОК 02 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (см. Таблица 2), ОК 04 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (см. Таблица 3) и ОК 07 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий (см. Таблица 4).
Интересно, что в ОК 2 у студента за год наблюдения заметен рост и качественное изменение показателя (см. последний столбец Таблицы 2 - оценка эффективности и качества, выбранных методов и способов решения профессиональных задач): от оценки «не было», к проявлению этого показателя и оценки метода после применения выбранных методов, а затем появляется и оценка эффективности выбранных методов перед началом работы (Таблица 2).
Таблица 2. Краткая характеристика общей компетенции ОК 02 студента от руководителя практики за все периоды практики на предприятии

Период прохождения практики

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

показатели

выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области организации собственной деятельности

организация самостоятельных занятий

оценка эффективности и качества, выбранных методов и способов решения профессиональных задач

20.10.16-23.11.16

описание

последовательность в действиях, выставление приоритетов в работе
большинство задач практики решал самостоятельно
не было

оценка

проявляется
проявляется
нет

12.01.17-08.03.17

описание

самостоятельно выбирает способ и метод решения поставленных задач
занимается изучением электроники и информационных технологий
оценивает эффективность и качество выбираемых методов и способов решения профессиональных задач

оценка

проявляется
проявляется
проявляется

11.05.17-31.05.17

описание

самостоятельно выбирает способ и метод решения поставленных задач
занимается изучением электроники и информационных технологий, организует свои занятия
перед работою оценивает эффективность и качество выбираемых методов и способов решения профессиональных задач

оценка

проявляется
успешно
проявляется

01.09.17-05.10.17

описание

самостоятельно занимается изучением способов и методов решения задач
изучает электронику и информационных технологий, реализует знания
перед работою оценивает эффективность, качество выбираемых методов и способов решения профессиональных задач

оценка

проявляется
проявляется
проявляется

В ОК 4 у студента в начале года показатель - использование различных источников, включая электронные – не был сформирован (Таблица 3). В дальнейшем у данного студента наблюдается устойчивая сформированность по этому показателю.
Таблица 3. Краткая характеристика общей компетенции ОК 04 студента от руководителя практики за все периоды практики на предприятии

Период прохождения практики

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

показатели

эффективный поиск необходимой информации

использование различных источников, включая электронные

20.10.16-23.11.16

описание

использует различные источники информации, включая справочники интернет
не было

оценка

проявляется
нет
12.01.17-08.03.17

описание

самостоятельно находит информацию для развития
использует полученную информацию для работы

оценка

проявляется
проявляется
11.05.17-31.05.17

описание

самостоятельно находит информацию для развития
использует полученную информацию для работы

оценка

проявляется
проявляется
01.09.17-05.10.17

описание

самостоятельно находит информацию для развития
использует полученную информацию для работы

оценка

проявляется
проявляется
За период апробации характеристики у данного студента отсутствовала оценка по ОК 7 в течении всего периода прохождения практики на третьем курсе. Проявился один из критериев только в начале четвертого курса (Таблица 4).
Таблица 4. Краткая характеристика общей компетенции ОК 07 студента от руководителя практики за все периоды практики на предприятии

Период прохождения практики

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

показатели

рациональность организации деятельности и проявление инициативы в условиях командной работы

рациональность организации работы подчиненных

20.10.16-23.11.16

описание

не было
не было

оценка

нет
нет

12.01.17-08.03.17

описание

умеет работать в команде, проявлять инициативу
 не было

оценка

проявляется
нет

11.05.17-31.05.17

описание

не было
не было

оценка

нет
нет

01.09.17-05.10.17

описание

выбирает актуальные, в техническом плане вещи для рассмотрения
 не было

оценка

проявляется
нет
Проявить ОК 7 не удалось большинству студентов из всей группы. Только у одного руководителя от предприятия у группы студентов имелось описание деятельности по выполнению руководства внутри этой группы. Решением этой проблемы может стать формирование и наблюдение за проявлением данной компетенции в рамках учебного процесса: в ходе групповых форм обучения и воспитательной работы.
Анализируя содержание характеристик студентов можно выявить не только проблемы сформированности общих компетенций, но и проследить этапы обучения профессиональной деятельности. После ознакомления с характеристикой вырисовывается полная картина выполняемых работ студентами на практике, а также своевременно выявляются места практики, не отвечающие требованиям.
Сравнив характеристики студента за весь период обучения можно увидеть его динамику развития как профессионала: постепенно усложняющиеся виды работ, увеличение степени ответственности и самостоятельности. Это дает возможность охарактеризовать выпускника перед аттестационной комиссией во время защиты дипломного проекта.
Подводя итог апробации можно сделать вывод, что характеристика студента – это, несомненно, один из важнейших элементов оценки динамики развития уровня проявления общих компетенций. Она дает оценку уровню сформированности общих компетенций и прослеживает этапы становления студента, как личности, так и профессионала.

Приложение

ХАРАКТЕРИСТИКА

студента НТИ (филиала) УРФУ НТМТ

Уважаемые руководители практики, просим вас оценить уровень проявления общих
компетенций студентом ____________________________________________________________________________________
(ФИО студента)
за период с __________ по _____________ прохождения практики на предприятии
_____________________________________________________________________________
(наименование предприятия)
ФИО и должность руководителя практики ________________________________________
_____________________________________________________________________________
В ниже предложенных показателях оценки результата по формированию общих компетенций (ОК) подробно опишите ситуацию или деятельность, в которой они были проявлены (если не проявлены, указать это) и оцените насколько успешно.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес:
-демонстрация интереса к будущей профессии__________________________________
_______________________________________________________________________________

(укажите в чем это проявляется и оцените на сколько выражена)

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
-выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области организации собственной деятельности____________________________________________
______________________________________________________________________________

(укажите способы организации самостоятельной деятельности и оцените на сколько удачно)

-организация самостоятельных занятий _______________________________________
______________________________________________________________________________

(укажите вид деятельности и в чем проявляется организация, на сколько успешно)

-оценка эффективности и качества, выбранных методов и способов решения профессиональных задач_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________

(укажите задачу и каким образом оценивалась ее эффективность и на сколько адекватно)

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность:
-решение стандартных и нестандартных профессиональных задач ________________
______________________________________________________________________________

(укажите задачу и ее вид решения и оцените на сколько успешно)

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития:
-эффективный поиск необходимой информации _______________________________
______________________________________________________________________________

(укажите вид информации и оцените на сколько эффективно)

-использование различных источников, включая электронные _____________________
________________________________________________________________________________

(укажите на сколько разнообразны источники и оцените на сколько эффективно)

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности:
-решение профессиональных задач с применением пакетов прикладных программ
_______________________________________________________________________________

(укажите задачу и оцените успешность ее решения)

_______________________________________________________________________________
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями:
-взаимодействие с участниками коллектива, обеспечивающее качественное выполнение задач _______________________________________________________________________

(укажите в чем проявляется взаимодействие и оцените на сколько успешно)

____________________________________________________________________________
- ведение диалога с коллегами, соблюдение этических норм ____________________
_____________________________________________________________________________

(оцените умение вести диалог и соблюдаются ли этические нормы)

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий:
- рациональность организации деятельности и проявление инициативы в условиях командной работы _____________________________________________________________

(укажите в чем проявляется инициатива и оцените на сколько рационально)

______________________________________________________________________________
- рациональность организации работы подчиненных ____________________________
______________________________________________________________________________

(укажите был ли опыт руководства и если был, то укажите какая задача решалась и оцените на сколько успешно)

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации:
-выстраивание индивидуальной образовательной траектории ______________________
________________________________________________________________________________

(укажите в чем проявляется и оцените на сколько успешно)

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности:
-самостоятельное приобретение новых знаний с использованием инновационных технологий _________________________________________________________________

(укажите в чем проявляется и оцените на сколько успешно)

_____________________________________________________________________________
Подпись руководителя практики от предприятия
____________________/___________________________/
annykontsevaya@mail.ru, +7(906)-859-38-59
2018