НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Барскова Т.М. Использование оригами в педагогической деятельности


Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf

Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б. Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С. Комарова и другие, большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Ф. Фребелю.
Таким образом, проблема научного исследования актуальна на современном этапе развития общества. Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами - искусство, близкое ему и доступное. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами помогает:
- сделать рывок в развитии речи;
- улучшить произношение и обогатить лексику;
- подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;
- предотвратить появление так называемого писчего спазма - частой беды начинающих школьников;
- развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
- стимулировать фантазию, проявить творческие способности; (Рис.1)
- играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
- научится управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов;
- ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.(Рис.2)
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами - гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению.
Проблема совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе.
Отечественные педагоги (Л.В. Куцакова, С. Афонькин, Т.И. Тарабарина, Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова и другие) и зарубежные педагоги (М. Кемпбел, Р.Харбин, Э. Кеннвей, А. Иошидзаве, Д. Листар и другие) отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей.
В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.
В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант: «Рука - это своего рода внешний мозг». Эти наблюдения обязывают педагогов обратить самое серьёзное внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук. Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие.
Я обратила внимание, что многие дети, посещающие группу, имеют проблемы в развитии речи. Это побудило меня организовать работу по обучению детей оригами. Ведь изготовление поделок развивает мелкую моторику пальцев рук, а значит, влияет на развитие речи. Центры, отвечающие за речь и тонкие движения пальцев рук, расположены в коре головного мозга. Стимулируя развитие мелкой моторики, происходят процессы активизации отделов мозга и соединение зон, отвечающих за речь, повышающие эффективность развития моторной и речевой деятельности. В процессе складывания бумаги работают практически все пальцы рук, способствующее повышению активности обоих полушарий головного мозга, поскольку в работу вовлечены обе руки (одной рукой бумагу не сложить). Обучая детей складывать бумагу необходимо учить их делать четкие и ровные сгибы. Ребенок должен получить красивую и ровную поделку, а педагог помогает развивать и «оттачивать» силу пальцев и четкие движения.
Детям дошкольного возраста сложно воспринимать такие определения как угол, сторона, центр, диагональ, вершина. Поэтому для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами я использую следующие приёмы: на углах квадрата, которые будут совмещены, рисуются бабочка и цветок. Ребёнку предлагается аккуратно взять уголок, на котором изображена бабочка и «посадить» её на цветок. Таким образом, ребёнок осваивает первый важнейший приём складывания квадрата по диагонали. Как правило, даже дети, имеющие недостаточно развитую мелкую моторику пальцев, успешно справляются с поставленной задачей. Для того чтобы интерес детей к оригами не ослабевал, я демонстрирую возможность изготовления из бумаги игрушек и сказочных персонажей. Фигуры, сложенные из бумаги, применяем в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать разные сказки: «Колобок», «Репка», «Заячья избушка», «Теремок» и другие. Дети активно организуют показ, часто самостоятельно, потому что сделали это сами. На занятиях по оригами дети работают не только с бумагой, также используют фломастеры, цветные карандаши и различные наклейки для украшения своих фигур.(Рис.3)
Важная особенность занятий оригами - практически неограниченные комбинаторные возможности, скрывающиеся в обычном листе бумаги. Мы привыкли, что любой конструктор состоит из определенного набора деталей, которые можно соединить, с помощью которых создается множество форм. Теория изобретательства утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это – Оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи разнообразнейших фигурок!
Список используемой литературы:
1. С. Ю. Афонькин и Е. Ю. Афонькина «Уроки оригами в школе и дома»
Москва. «Аким»,2016г.
2. С. Ю. Афонькин, Л. В. Лежнева, В. П. Пудова «Оригами и аппликация» Кристалл. Санкт-Петербург. 2016г.
3. С. И. Мусиенко, Г. В. Бутылкина «Оригами в детском саду» Москва «Школьная Пресса» 2015г.
4. Т. Б. Сержантова «366 моделей оригами» г. Москва. Айрис-пресс, 2017г.
5. С. В. Соколова «Оригами для дошкольников». Санкт – Петербург «Детство-пресс» 2017г.
6. С. В. Соколова «Оригами для старших дошкольников» Санкт – Петербург «Детство-пресс» 2014г.

Рис.1Оригами «Грибочки»

Рис.2 Оригами «Морковка»

Рис.3 Оригами «Зайчик»
2019