Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Шахназарова А.А. Приемы формирования орфографической грамотности на уроках русского языка в основной школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


У обучающихся начальной школы не сформированы необходимые знания по орфографической зоркости. Познавательный интерес со временем угасает, если от них требовать механическое запоминание определений или правил, которые даны в учебнике. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы у обучающихся возникло стойкое активное желание к изучаемому материалу. Я не даю готового решения проблемы, а включаю их в активную учебную деятельность, предлагая им последовательно выполнить ряд операций, требующих анализа языкового материала, сравнения полученных фактов и первичного обобщения.
Для развития орфографической зоркости важно приучить обучающихся внимательно относиться к слову, сознательно воспринимать его. В этом мне помогают следующие приемы формирования орфографической грамотности:
Орфографическая зарядка. Этот прием я использую на каждом уроке русского языка. Приведу некоторые упражнения из нее.
1.Вставить пропущенные буквы.
Кр…чал ужас…но, нечес…ный п…ступок, гор…дской т…атр, мес…ный в…кзал, л…тал (в) …вропу, инт…рес…ная кни…ка, выру…ка л…сов, добр…я подру…ка,поз…но пр…бежал, з…жглись (в) д…мах, грус…ная пес…ня, вкус…но г…товит, г…стил (у) нас, вык…рмил т…грёнка, пол…скал к…тёнка, отв…рил к…ртофель, сл…зал с лес…ницы, (у) м…его дру…ка.
2.Правописание приставок пре- и при-
Пр..вязать, пр..усадебный, пр..длинный, пр..поднять, пр..градить, пр..рвать, пр..огромный, пр..бежать, пр..возить, пр..крепить.
Решение орфографических задач Одна из главных целей обу­чения — научить ребенка безошибоч­но решать орфографические задачи. При этом выделяются следующие условия формирования орфографи­ческого навыка:
1) знание правила делается теоре­тической базой;
2) знание приемов применения пра­вила (рассуждение на основе алго­ритма) способствует усвоению орфо­граммы;
3) различные виды упражнений вырабатывают орфографические на­выки.
В развитии орфографической зор­кости я выделяю 6 этапов, которые должен пройти ученик для того, чтобы решить орфографичес­кую задачу:
1. Увидеть орфограмму в слове.
2. Определить, проверяемая она или нет, и если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить Правило.
3. Определить способ решения зада­чи зависимости от вида; орфограммы.
4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить: алгоритм решения задачи.
5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательность действий по алгоритму.
6. Написать слово и осуществить самопроверку.
Результат обучения орфографии зависит от развития у обучающихся способ­ности ставить перед собой орфографи­ческие задачи. Если обучающийся после изучения правил о безударной гласной в корне успешно справляется с заданием вставить пропущены буквы в упражнении, но допускает ошибки в собственном тексте. Что делать? И как быть? Объяснить этот парадокс нетрудно: чтобы вставить букву, обучающемуся нужно решить орфографическую задачу, а что бы сознательно написать слово, допустим, в изложении или сочинении ему нужно сначала поставить эту орфографическую задачу, т.е. найти орфограмму. Поэтому я считаю, что умение быстро обнаружить, орфограмму именуемое орфографической зоркостью, является важным базовым умением. Работу над грамотностью надо начинать с развития орфографической зоркости.
Упражнения для решения орфографических задач.
1) Игра «Найди опасное место». Я произношу слова, а обучающиеся должны хлопать в ладоши, как только услышат звук, которому нельзя доверять, а надо его проверять.
2) «Светофор» Покажите красный сигнал светофора, как только найдете в слове «опасное место»
3) «Дырявое письмо». Написание слов с пропуском «опасных мест». При этом я снова обращаю внимание детей на способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его место сигнал опасности»
4) Нахождение «опасных мест» в написанном слове. Выполнение этого упражнения является обучением самопроверки.
5) Игра «Аукцион»: кто больше насобирает орфограмм?
-Запишите предложение: На полянке у тропинки пробиваются травинки. Петя Огурцов собрал много огурцов. От елки к елке прыгали зайчата.
-Задание: чтоб ошибок избежать, зоркость будем развивать! Собираем орфограммы как грибы в лесу! Кто больше найдет? Кто самый зоркий?
Особое значение я придаю графическому изображению орфограммы. По сути дела, это фиксация рассуждения по применению на практике правила на основе алгоритма, или письменное решение орфографической задачи – орфографический разбор.
Многолетняя практика подсказывает, что достичь орфографической грамотности у обучающихся можно лишь каждодневным упорным трудом.
Работа над ошибками должна проводиться в системе после каждой письменной работы, проверенной учителем. Домашняя работа над ошибками должна строго контролироваться: иначе она превратится в обыкновенную отписку. Навыки грамотного письма, относящиеся к числу сложнейших, требуют непрерывной целенаправленной работы. Принимая в начале учебного года новый класс, я с первой же недели стараюсь выявить наиболее слабых обучающихся, чтобы, не теряя времени, начать с ними индивидуальную работу. В тетради учёта успеваемости на отдельной странице записываются фамилии этих учеников, а затем первые ошибки, ими допущенные. После каждой письменной работы эти записи пополняются. Это дает возможность не только классифицировать ошибки, но и видеть, когда ученик допускает ошибки в одних и тех же словах (они подчёркиваются).
На каждом уроке провожу словарно-орфографическую работу. Это или "По следам ошибок", когда вызываются двое-трое обучающихся (поочередно) и получают задание записать слова, в которых ранее были допущены ошибки; или работа над новыми словами, которые даны в учебнике для заучивания; или словарные диктанты (два в четверть). В словарные диктанты включаю слова, над ошибками в которых класс работал, слова, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. Это помогает увидеть, над какими ошибками надо работать, какие новые слова еще не усвоены.
Устный опрос по карточкам - эффективный вид опроса. Результативна работа по карточкам с трудными орфограммами. Обучающийся, получая такую карточку-задание, записывает слова на доске и выделяет орфограмму. Каждый урок заканчиваю подведением итога. В конце урока, минут за 5-7 до звонка, взяв в руки тетрадь, обучающиеся должны вспомнить все, с чем они встретились на уроке, начиная с "разминки". Каждый, кого спрашиваю, отвечает, что он повторял во время "разминки". Затем упоминаются орфограммы, с которыми обучающиеся работали кто у доски, кто в тетрадях, когда выполняли индивидуальную работу; если была работа с перфокартами, то с какими частями речи работали (это мог быть синтаксический разбор предложения, разбор по составу, фонетический или морфологический разбор). А какие орфограммы были записаны при работе над ошибками? И, наконец, с какими новыми орфограммами познакомились при объяснении нового материала? За эти 5-7 минут будут перечислены десятки орфограмм. Повторение и закрепление способствует активизации мышления обучающихся и повышению сознательности усвоения материала. Таким образом, найден тот своеобразный подход к практической направленности уроков, который в итоге дает наилучшие результаты.
Проверочные работы как средство развития опорных умений и навыков обучающихся.
Практика показывает, что формирование орфографического навыка - очень трудный и длительный процесс. Для правильного письма необходима быстрая орфографическая ориентировка, а она становится возможной в том случае, когда весь процесс обучения обеспечивает такой уровень овладения опорными знаниями, при котором обучающийся способен переносить правило правописания на любой вариант орфограммы, относящийся к данному конкретному правилу.
Тому, кто хочет научиться писать грамотно, необходима определенная система в работе. Начинать надо с выработки умения опознавать орфограммы (написания, которые нельзя установить на слух, требующие применения соответствующих правил орфографии) то есть необходимо выработать у себя так называемую орфографическую зоркость.
Научившись опознавать орфограммы, необходимо усвоить орфографические правила и, что не менее важно, способы их применения. Наконец, нужна систематическая тренировка для закрепления получаемых знаний, выработки навыков правописания.
Нестандартные задания по орфографии ребята выполняют с удовольствием, можно сказать, что они способствуют повышению интереса к изучению русского языка.
Ученики не должны переставать удивляться. Они будут приходить на урок с хорошим настроением, будут стремиться к знаниям, потому что на каждом уроке они будет убеждаться, как это просто, интересно, что им все по силам. Не переставайте удивлять своих учеников - удивлять нестандартностью!
Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает вполне здоровый аппетит. (Г.Е. Окулова.)
Кроме того, помните о том, что работа над орфографической грамотностью обучающихся должна вестись целенаправленно и систематически на протяжении всех лет обучения русскому языку. И тогда положительный результат не заставит себя ждать.
Литература.
1. Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами,
разработки уроков. – Волгоград: Учитель, 2011.
2. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Весёлые правила: Русский язык. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2010.


2018