НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Курашвили А.А., Злуницына Е.А. Из опыта работы МОБУ СОШ №2 по организации наставничества

Библиографическое описание:
Курашвили А.А., Злуницына Е.А. Из опыта работы МОБУ СОШ №2 по организации наставничества // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.

Современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания профессиональной роли учителя, требований к его деятельности и личности. Поэтому понимая, что учитель должен быть способен гибко реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, в максимально короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, для того чтобы реализовать свой профессиональный и личностный потенциал, мы начали выстраивать систему наставничества с позиции обновления образовательного пространства.

Новой формой, позволяющей в комплексе решать основные практические и исследовательские задачи, интегрировать различные образовательные формы обучения для учителей в нашей школе, работающем в инновационном режиме, стал Совет наставников. В работу Совета наставников включена творческая группа педагогов, директор школы, заместитель директора по ВМР, психологи.

В компетенцию его деятельности входит создание коллектива единомышленников для развития учреждения, который разрабатывает стратегию, конструктивно-методические схемы реализации общей концепции подготовки кадров, методики изучения культурно-образовательных, социальных и профессиональных потребностей всех участников образовательного процесса.

Важным в работе Совета наставников является интенсификация процесса профессионального становления учителей, развитие профессиональных способностей, знаний, умений и навыков, адекватных как его личностным потребностям, так и квалификационным требованиям; формирования у них мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Для эффективной работы наставничества в учреждении в условиях обновления образовательного процесса, работы в инновационном режиме, мы провели обучение, разработали перспективный план по повышению уровня их знаний, педагогического мышления, через овладение разными видами анализа. Данная работа продолжается, т.к. данный материал требует достаточно много времени для овладения понятиями и перенесения данных знаний в практику. Ниже представлен примерный план работы с наставниками, его содержание постоянно корректируется, в зависимости от индивидуального освоения необходимого материала (таблица 1).

Таблица 1

Перспективный план работы обучения наставников.

На протяжении ряда лет в нашем учреждении сохранялась традиционная система организации наставничества в школе: наставник – молодой учитель.

Чтобы заранее не обречь преобразования на неуспех, требовалось вовлечь коллектив в обсуждение возможных изменений. С этой целью в 2022 г. была проведена большая диагностическая и аналитическая работа, доказавшая объективную необходимость преобразований.

Как выяснилось, у части учителей вызывали затруднения участие в конкурсах, другие боятся публичных выступлений и не знают, как подготовить материал, третьи, не могут грамотно оформить проект и представить его. А педагоги, работающие очень давно, не дружат с IT, и им срочно нужно было оказать помощь в работе с организацией чатов, сайтом, подготовкой презентаций. Молодым учителям так же нужна помощь опытных коллег. И особую сложность испытывали наши учителя в открывшихся классах комбинированной направленности в работе с детьми ОВЗ.

Данная работа вылилась в создание инновационной модели организации наставничества в школе, перестроение отношений учителей внутри коллектива, направленные на интенсивное развитие личности педагога, передачи опыта и знаний, формирования определённых навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.

Само понятие «Тематическая модель наставничества» мы определили как целенаправленное взаимодействие наставника и наставляемого по определённой теме для достижения спрогнозированных результатов.

Понятие наставник нами рассматривается более широко: как андрагог, коуч, тьютор, с позиции сочетания множества функций и ролей.

Понятие «Андрагог» мы рассматриваем как помощника взрослым в получении общих и профессиональных знаний, в решении существующих проблем при взаимном обмене опытом, с которым отношения строятся по принципу взаимопомощи.

Как «Коуч», наставник помогает расставить приоритеты, сформулировать конкретные цели и задачи, осмыслить сложные и запутанные проблемы, осознать и понять своими силами, развивают сильные стороны, ищут более эффективные способы достижения цели.

А вот как «Тьютор» сопровождает процесс самопознания, самореализации, самосовершенствования, помогает сформировать собственный образовательный запрос, создать среду и ситуацию самоопределения.

Рисунок 1. Модель наставничества в школе

Тематическая модель наставничества в школе, ориентирована на современные тенденции образования в Краснодарском крае и, в частности, в г. Сочи, выделено пять тематических блоков, которые были определены в ходе изучения потребностей и возможностей наших наставников и учителей. Это такие темы как: «Конкурсы и проекты учеников и учителей», «Публичные выступления», «Молодой педагог», «IT», «Инклюзия».

Далее были сформированы наставнические пары/группы. В течение года осуществлялась работа в соответствии с дорожной картой наставнической деятельности. Дорожная карта разрабатывалась наставником, совместно с наставляемым рассматривалась на Совете наставников и утверждалась директором. Всё содержание работы строилось по определённому алгоритму: определялась проблема, ставилась цель, задачи, выстраивались компетенции, которые должны были освоить, и далее осуществлялась работа по заданной теме с анализом продукта взаимодействия наставника и наставляемого.

Достигнутые за год результаты работы представлены в анализе достижений учителей: показано их участие в конкурсных мероприятиях различного уровня, наличие публичных выступлений, наличие результативного участия учащихся в конкурсных мероприятиях.

Наставничество в нашем учреждении не дань моде и мы не рассматриваем её как инновацию, а достаточно традиционный и эффективный метод работы с учителями, исходя из потребностей не только молодых педагогов, но и определённых затруднений при использовании той или иной технологии. Поэтому работа продолжается и с каждым годом популярность наставничества растет, так как мы работаем не для отчёта, а на результат!
2023