Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Моховикова Г.Н. Маркетинговые исследования как средство гармоничного развития личности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


Маркетинг образовательных услуг - это отношения и взаимодействия, ведущие к наиболее эффективному удовлетворению потребностей личности в образовании; учебного заведения - в развитии и благосостоянии его сотрудников; организаций - заказчиков - в росте кадрового потенциала; общества - в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала. Удовлетворение этих потребностей - целевой ориентир маркетинга в образовании, критерий его эффективности. Маркетинговые исследования в учреждении дополнительного образования детей – это непрерывный процесс определения, сбора, анализа и обработки полученной информации о потенциальных потребителях (воспитанниках и их родителях) с целью эффективного удовлетворения выявленных у них потребностей в получении дополнительных образовательных услуг. Тщательно спланированная маркетинговая технология позволяет потенциальным потребителям образовательных услуг лучше понять свои потребности и избирательности детей и родителей в выборе образовательного маршрута, учитывая развитие социокультурного пространства региона.
Суть маркетинга в учреждениях дополнительного образования прежде всего в том, что во главу угла ставятся запросы потребителей, то есть детей и их родителей. Эти дифференцированные запросы определяют стратегию и тактику учреждения, его программу и направления тех или иных образовательных услуг. Маркетинг является одной из основных категорий рыночной экономики, которая все в большей степени становится определяющей в деятельности нашего учреждения: - исследования;
- разработки;
- создание образца деятельности;
- поиск клиента и рекламная деятельность;
- реализация;
- удовлетворение потребителя и его оценка деятельности.
Основные принципы, которые следует отслеживать, чтобы маркетинг работал на успех развития личности обучающегося:
- ориентация на потребителя;
- комплексность услуг;
- гибкость и адаптивность;
- концентрация усилий на положительный результат;
- перспектива сотрудничества с потребителем;
-сочетание деятельности учреждения с активным участием потребителя; - программно-целевой подход.
Проведя исследования на основании всех выше перечисленных принципов, мною были выявлены шесть существенных факторов в выборе обучающимися нашего Центра:
- известность организации (30%);
- мнение знакомых и родственников (32%);
- известность организаторов творческого дела (42%);
- качество услуг (37%);
- репутация в обществе и слухи (22%).
- близость к дому (5%).
В результате исследования обучение в нашем Центре, что способствует гармоничному развитию личности обучающегося. Для оценки внутренней среды Центра проводилось мониторинговое исследование по изучению сильных и слабых сторон в деятельности учреждения с целью приспособления их к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды. Выборочно среди детей и родителей были организованы опросы - о свободном времени ребят, о том, что они и их родители ждут от Центра.
В исследовании приняли участие около 200 учащихся. Вот, что он показал: 82% ребят привлекает возможность заниматься любимым делом; 54% — возможность испытать себя в новой роли, 79% возможность общения с друзьями, 55% — занятия в творческом объединении имеют значение для их будущей профессии; 70% — просто нравятся занятия в творческом объединении; 79% — очень нравится руководитель творческого объединения; 67% — возможность получить положительный результат и одобрение руководителя, испытать «ситуацию успеха». Что касается родителей, то выяснилось, что большинство из них, 86%, приводят детей в Центр для развития творческих способностей и личностных качеств детей. Для 25% родителей была важна деятельность, которая пригодилась бы в будущей профессии. Проблемой занятости ребёнка в свободное время были озабочены 34% родителей.
Таким образом, проводимые мною мониторинговые исследования показывают, что, запросы потребителей полностью совпадают с внутренней работой Центра. Практическое применение педагогического маркетинга в образовательных учреждениях поможет скорректировать содержание программ педагогов, спрогнозировать деятельность самого учреждения на перспективу. И главное – сегодня именно маркетинговая деятельность сможет обеспечить гармоничное развитие личности обучающихся.

Библиографический список

1. Анджапаридзе Т.В. Изучение маркетинговой среды учреждения дополнительного образования детей. Дополнительное образование и воспитание. 2006, №7, с.9-12. 2. Шаршина Т.Б., Рудакова Л.А. Мониторинг социального заказа на образовательные услуги. Дополнительное образование и воспитание. 2007, №11, с.41-45.
3. Строилова А.С. Формирование конкурентоспособности воспитанника учреждения дополнительного образования детей средствами маркетинговой технологии. Вестник ОГУ. 2006, №10, с.7-9.

goncharienko_olgha@mail.ru, +7(917)-176-97-66

2018