Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Трошина Е. С. Ознакомление с технологией изготовления витража на уроке в детской школе искусств

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


«Люди похожи на цветные витражи. Они искрятся и переливаются разными цветами, но когда наступает ночь, их истинную красоту можно увидеть только в том случае, если внутри горит свет.»

Джин Хьюстон

Аннотация:
Витраж, как вид декоративно-прикладного искусства имеет богатую историю. Существует множество техник изготовления витража.
Витражи способны придать индивидуальность при оформлении интерьеров помещений – это могут быть картины, окна, зеркала.
Эта техника для учащихся интересна и тем, что в своей работе они могут использовать свой любимый рисунок, выполненный на уроках ИЗО (межпредметная связь), или взять любой другой и изобразить его на стекле, получив новое видение сюжета.
В своём современном исполнении данная техника проста и легко применима на уроках технологии в школе.
Ключевые слова: витраж, история возникновения и развития витража, типы витражей, методика изготовления декоративного панно «Тюльпаны».
Изделия, украшенные художественной росписью по стеклу, занимают почетное место в наших домах среди других творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными и неповторимыми.
В наше время очень популярны витражные вставки для мебели, а также декорирование витражным стеклом ниш, перегородок, дверей и потолков.
Очень часто в интерьере наших домов стали появляться и другие декоративные изделия в технике росписи по стеклу. Это различные вазы для цветов, посуда, люстры и бра, выполненные в этой технике, а также фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое.
Занятия витражной росписью способствуют развитию творческих способностей ребенка, поддерживают интерес к изобразительной деятельности (что особенно важно в подростковом возрасте).
Предварительно ознакомимся с понятием «витраж» и историей его зарождения и развития.
Витраж – это орнаментальная или сюжетная декоративная композиция. это своего рода картины из стекла, потому как само слово «vitrage» произошло от латинского «vitrum» – стекло. Орнамент или декоративная композиция в оконном или дверном проеме, самостоятельное панно из стекла или другого материала, пропускающего свет, – все это витражи, красота которых накладывает отпечаток индивидуальности и неповторимости на все строение. (4, с 15)
Стекло известно человеку уже более пяти тысячелетий.
Впервые о технике изготовления витражей рассказал немецкий монах Теофил в XII в. в своем знаменитом «Трактате о различных ремеслах».
В эпоху Средневековья витражи играли особую роль в религиозных обрядах, символизируя созидание и божественную милость. Именно поэтому витражи повсеместно использовались для художественного оформления готических и романских соборов (3,с.78).
На Руси стекло производят более 1000 лет. Уже в Киевской Руси варили специальные цветные стекла – смальты. А в XI– XIII вв. витражи были в церквях Новгорода, Галича, Гродно.
Однако первый стеклянный завод в России был устроен только в 1635 г. в подмосковном Духанино, шведом Елисеем Кохтом. Этот год и считается датой основания российского стеклоделия. М.В. Ломоносов содействовал открытию под Ораниенбаумом фабрики, производящей цветное стекло. (3, с 104)
В 1820-е гг. увлечение в России рыцарскими романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent – прозрачный). (3, с 107) Николай I проявлял к транспарантным картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи – С.-Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах.
Витраж Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге является ярким примером, ключевым памятником в истории русского витражного искусства. (1,с 65). Применение витражей в петербургских зданиях в начале XX столетия приобрело массовый характер. Особняки, церкви, больницы, школы, магазины, рестораны, театры и даже бани украшались витражами.
С началом Первой мировой войны в 1914 г. объемы стекольного производства в России сократились, строительная деятельность в стране, а вместе с ней и выпуск отделочных материалов были прекращены.
Лишь в 1930-е гг. в советской архитектуре вновь появился интерес к полихромным просвечивающим композициям, которые составили уже совсем другую эпоху – советского витражного искусства со своей тематикой, новыми материалами, находками и экспериментами.
Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой.
Существует множество техник изготовления витража. Перечислю самые распространенные.
1. Классический свинцово-паечный витраж. Паечный витраж – классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках.
2. Витраж «Тифани». Витражи «тиффани» названы так в честь Луиса Комфорта Тиффани (18 февраля 1848 – 17 января 1933) – знаменитого американского декоратора, одного из самых успешных и продвинутых дизайнеров своего времени. Он усовершенствовал классическую технологию создания витража.
Изобретенный им способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги, а также новые виды созданных им стекол, произвели революцию в художественном стеклоделии.
3. Фьюзинг. Фьюзинг – витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки). Это техника, которая исключает использование металлического профиля.
4. Живопись по стеклу (расписные витражи). Создание таких витражей трудоёмкий процесс. При этой технике на стекло наносится несколько слоёв специальной краски. Стекло после этого (для закрепления краски) обжигается в печи, и композиции придаётся законченный вид.
Введение курса витражной росписи – одного из многих в системе художественного образования было обусловлено насущной необходимостью не только повысить уровень эстетического и нравственного воспитания школьников, создать условия для максимального развития их творческого потенциала, но и формированию которых особенно способствует изучение искусства.
Техника имитации витража – это современная техника, которая представляет собой роспись по стеклувитражными красками. Курс способствует развитию творческих способностей именно в том направлении, которое обусловлено спецификой обучения. Изучение курса способствует развитию основ графической грамотности, образного и пространственного воображения, формируются навыки работы с чертежными инструментами и красками. Программа разработана с целью расширения и углубления знаний в области материаловедения, совершенствования умений и навыков работы со стеклом. (2, с 45)
Цель курса: знакомство с витражным искусством; изучение различных техник выполнения витражной росписи.
Задачи:
1. Ознакомление учащихся с истоками и ролью декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества; знакомство с этапами развития витража как вида декоративно-прикладного искусства; освоение техник витражной росписи.
2.Освоение опыта трудовой деятельности, проектирования и создания продуктов труда; закрепление знаний о витражном искусстве; развитие графических навыков и образного мышления; формирование навыков правильной организации рабочего места, аккуратности, точности в работе.
3.Развитие познавательных интересов, творческих и организаторских способностей, трудовых, коммуникативных умений, эстетического вкуса в процессе выполнения различных видов деятельности;
4.Воспитание трудолюбия, уважения к мастерству, аккуратности, бережливости, творческого подхода и самостоятельности, ответственности за результаты своего труда.
Программа «Мастерская витража» призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности.
На первом занятии школьники знакомятся с витражной техникой, с материалами и инструментами для изготовления поделок, изготавливают небольшие по объёму изделия для домашнего интерьера. На втором этапе знакомятся с технологией изготовления изделий для украшения современной квартиры, создают собственные оригинальные изделия в имитации витражной технике.
Для объяснения теоретического материала используют фотографии, готовые изделия, эскизы, компьютер. Основными в работе с учащимися становятся словесные методы: беседа, описание, напоминание, направленные на обучение детей анализу, поиску, умению рассуждать, находить причины удачных и неудачных решений.
На практических занятиях учащиеся обучаются технологии обработки имитации витражной техники, подбору цветовой гаммы и составлению оригинальных композиций. При проведении практических занятий с педагогом обсуждаются различные варианты выполнения заданий по образцу и замыслу,составлению эскизов.
Достижению поставленных целей и задач будет способствовать максимальная связь в процессе обучения теории с практикой.
Изложение материала по любой теме рекомендуется вести от конкретных примеров работ мастеров к построению теоретических обобщений и заключений. Это не только придаст конкретность и весомость излагаемым теоретическим постулатам, обеспечит их лучшее понимание и усвоение, но научит школьников эмоционально и осмысленно воспринимать произведения искусства, приблизит их к профессиональной точке зрения на предмет искусства, позволит учащимся включиться в процесс научного исследования, привьет им навыки искусствоведческой работы.
Рассмотрим основные материалы и инструменты, необходимые для выполнения работ в стиле витражной росписи:
1.Краски для росписи по стеклу. В декоративном искусстве используется несколько типов краски различной консистенции для росписи по стеклу, в их основе могут лежать синтетические растворители либо вода. Густые водяные краски при необходимости могут быть разбавлены, но в целом они обладают естественной текучестью. Некоторые краски требуют высушивания в духовом шкафу, для придания ей прочности. К краскам на основе растворителя, как правило, приложена рекомендация, где указан способ очистки от них кистей.
2. Карандаши для шаблонов. Для работы с большинством шаблонов лучше всего подходит карандаш «НВ». Для переводных рисунков нужен карандаш «2В». Чтобы работа была аккуратной и точной, необходимо вовремя заточить карандаши. Черной ручкой, обводят шаблоны, которые будут видны сквозь стекло.
3. Кисти. Конечно, существуют специальные инструменты для росписи стекла, но для работы в домашних условиях можно пользоваться практически любыми кистями. Лучше всего для росписи по стеклу подходят традиционные кисти для масляных красок, при условии, что они будут хорошего качества. При использовании таких кистей получим фактурный рисунок. Чтобы получить мягкие, плавные мазки можно использовать мягкую кисть, предназначенную для акварельных красок. Не забывайте промывать кисти непосредственно после использования, дождитесь, когда краска частично высохнет, затем поверните его и продолжайте роспись. Фен для сушки волос, установленный на средний нагрев, если держать его примерно в 15 см от расписанного изделия, значительно ускорит процесс высыхания.
4. Стеклянные изделия. Сначала осваивайте роспись по стеклу на ненужных стеклянных сосудах. Прозрачное стекло позволит применять практически все технические приемы. Очень хорошо работать по цветному стеклу и стеклу с эффектом «инея». Граненое стекло обычно предлагает особенно интересные идеи декорирования, поскольку появляется возможность подчеркнуть углы и раскрасить отдельные участки. После того как расписанное изделие высохнет, перед использованием необходимо промыть его теплой водой.
5. Контурная паста. Для имитации свинцовых соединительных прожилок в витражах, краской для росписи по стеклу заполняют секции с бортиком, который получают при помощи контурной пасты. Контур бывает различных цветов: золотого, серебряного, медного, оловянного, черного либо бесцветного. Он используется для обводки контура изображения и препятствует вытеканию краски за пределы рисунка.
Последовательность выполнения композиции «Тюльпаны»:
1.Работа с эскизами.
2.Подбор материалов.
3.Подбор стекла.
4.Нанесение контура.
5.Заливка цветом.
6.Оформление в раму.
Вывод: Художественная роспись по стеклу – это особое, неповторимое и современное направление декоративно-прикладного искусства. Основное применение росписи по стеклу отражается в художественных витражах, и других изделиях из стекла.
В данной работе нами была изучена история витража, что позволило нам выявить богатое прошлое витражного искусства и безграничные его перспективы. Для того чтобы начать работу по освоению приёмов росписи по стеклу, мы изучили материал и инструменты, которые нам понадобятся для росписи. Также мы провели работу по изучению различных приемов росписи по стеклу. Разработали собственную композицию из трех декоративных панно на тему «Тюльпаны». Данные панно могут применяться для украшения интерьера, а так же служить наглядным пособием при обучении детей технике витражной росписи
Литература:
1. Лисневский М. Стеклянные палитры. Иерусалимские витражи Марка Шагала. Иерусалим, 2005.
2. Мелик-Пашаев, А. А., Новлянская, З. Н. Ступеньки к творчеству: Книга для учителей и родителей / А. А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. –М.: Искусство в школе, 1995. – 120 с.
3. Рагин В., Хиггинс М. Искусство витража. От истоков к современности. М., 2006.
4. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов / Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.: цв. ил.
2021