Введение Актуальность. Брак, древнейший институт человеческого общества, прошёл сложный путь развития. Однако стоит отметить, что современное состояние семьи не внушает особого оптимизма. Её проблемы кажутся порой трудноразрешимыми. Семья эпохи советского времени определялась как семья, образованная бесконфликтным настоящим и блистательным будущим. Сейчас в печати иначе как о семейном кризисе не говорят, поэтому изучить процесс создания семьи является достаточно необходимым для современного общества. Объект исследования: институт семьи в 1980-е гг. Предмет исследования: магнитогорские семьи 1980-х гг. Цельработы: рассмотреть особенности бракосочетания и свадебных традиций в Магнитогорске в 1980-х годах В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить законодательство в сфере семьи в 1980-1990-е гг; 2. Рассмотреть процесс бракосочетания и свадебные традиции в Магнитогорске в рассматриваемый период. Хронологические рамки работы охватывают период 1980-1990-х гг. Он обусловлен завершением советской эпохи. Территориальные рамки: в данной работе рассматривается территория города Магнитогорска. Источниковая база. В работе были использованы следующие виды источников: 1. Фотодокументы; 2. Словесные. 1. Фотодокументы несут подробную, визуальную и точную информацию. Так, на фотографиях мы можем рассмотреть детали свадеб: одежда жениха и невеста, букет, наличие или отсутствие гостей. 3.Вторая часть исследования основана на интервью магнитогорских семей рассматриваемого периода. Методологическую основу работы составили принцип историзма, объективизма и системности научного анализа – общепринятые в исторических исследованиях. Принцип историзма – это принцип подхода к действительности как развивающейся во времени, который предполагает рассмотрение процесс создания памятников культуры в общих условиях становления и развития города Магнитогорска. Принципы научной достоверности и объективности потребовали разностороннего изучения используемого материала, анализа источников. Оставаясь на позициях объективности, рассматривая памятники культуры, необходимо учитывать условия строящегося города. Системный подход к рассмотрению событий недавнего прошлого создает возможность, не забывая о взаимообусловленности происходящего, изучать отдельные процессы в рамках их самобытности. В частности, в работе создание памятников культуры рассматривается не как единичный процесс, а как один из процессов развития нового металлургического центра. В исследовательской работе был использован метод сравнения, относящийся к категории эмпирических методов, так как приходилось сопоставлять между собой сведения, извлеченные из разных источников. Также при написании исследования был использован хронологический метод, который позволил определить последовательность событий, связанных со становлением культурной среды в Магнитогорске. 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ БРАКА И СЕМЬИ В 1980-1990-Е ГОДЫ 27 июня 1968 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, которые действовали в конце эпохи XX столетия. Согласно законодательству повышалась ответственность родителей за воспитание детей, рассматривался вопрос об установлении отцовства, обозначена помощь одиноким матерям и ряд других вопросов. Забота об укреплении советской семьи являлась одной из основных задач государства[1]. Законом устанавливался обязательный брачный возраст для мужчин и женщин — 18 лет, т. е. минимальный возраст, при котором разрешалось вступление в брак. В Украинской, Молдавской, Армянской ССР и некоторых других союзных республиках разрешалось вступать в брак с 16 лет. На практике возраст вступления в брак был обычно старше, поскольку для создания семьи необходимо не только физическое развитие, но и самостоятельность в трудовой жизни, зрелость моральная и психологическая. С вступлением в брак люди должны быть сами готовы к воспитанию ребенка. В преобладающем большинстве советских семей отношения между мужем и женой построены на основе взаимной любви, уважения и доверия. Однако бывали и неудачные браки, которые оканчивались разводом. В целях борьбы с легкомысленным отношением к расторжению брака, согласно законодательству, развод производился, как правило, по решению суда. В новом законе есть очень важный пункт, касающийся охраны здоровья беременных женщин и кормящих матерей, согласно которому муж не вправе без согласия жены возбудить дело о расторжении брака во время ее беременности и в течение одного года после рождения ребенка. Вступающие в брак должны быть также осведомлены о здоровье друг друга. В Кодекс о Браке и семье РСФСР, принятом в 1969 г., была включена новая глава «Недействительность брака». Брак признавался недействительным, если при его заключении были нарушены условия вступления в брак, (т.е. отсутствие взаимного согласия, брачный возраст или принцип единобрачия, а также запрещение брака между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными). Кроме того, появилась норма права, признававшая недействительным брак, заключенный фиктивно, без цели создания семьи (ст. 43). В 1977 г. нормы семейного права получили закрепление в Основном законе СССР. В Конституции говорилось, что семья находится под защитой государства. Брак основывался на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги были полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляло заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организаций и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления льгот многодетным семьям, а также других пособий и помощи семье (ст. 53) Таким образом,отношение Советского государства к браку и семье имело прочную основу. Данный закон способствовал укреплению института семьи, что нашло окончательное нормативное закрепление в Основах о браке и семье 1968 г., республиканских кодексах и Конституции СССР 1977 г. 2. ПРОЦЕСС БРАКОСОЧЕТАНИЯ И СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ В МАГНИТОГОРСКЕ В 1980-е гг. Как мы уже выяснили в предыдущей главе: брак служит основой для возникновения семьи. Он представляет собой уникальный институт в социуме, который обладает значимостью, исходящей из необходимости упорядочивания межполовых отношений граждан и обеспечения некоторых гарантий для существования крепкого союза. Во время бракосочетания и других действий связанных с этим событием, да наших времён дошли и различные обряды и церемонии. Рассмотрим их на примере семей города Магнитогорска, вступившим в брак в 1980-х гг. Одной из первых традиций являлась помолвка, предшествующий браку обряд. Он проводится за месяц-два до официального оформления брака и представляет собой как бы испытательный срок, во время которого жених и невеста должны убедиться в крепости своих чувств. Родители жениха шли в дом невесты и просили руки избранницы сына. Во время помолвки, жених дарит невесте кольцо предлагая выйти за него замуж [5]. Этот обряд в конце 1980-х гг. претерпевает незначительные изменения. Жених вступал в дом невесты для того, чтобы спросить разрешение на вступление в брак. Иногда были случаи, что как таковой помолвки и не случалось, жених и невеста приходили в дом и сообщали о своем решении вступить в брак. В 80-е свадьба в СССР была по-настоящему хлопотным делом. В условиях дефицита у молодоженов возникала масса проблем. Сложно было достать и платье, и приличный костюм [7]. В одном платье женились все невесты-подруги. Семья Гроботенко рассказала, что на платье в ЗАГСе давали талон в магазин «Счастье», который находился на курантах. По нему и получила платье, туфли доставали «из-под полов». Костюм жениха был синего цвета, так как другого не смогли найти. Букет невесты так же отличался простотой. Кольца покупались в ювелирных магазинах. Так, семя Гроботенко, приобрели кольца в магазине «Изумруд», который сейчас находится напротив ТЦ «Континент». С начала 70-х годов двадцатого века в Магнитогорске начинает формироваться традиция объезда памятников в день бракосочетания. Поскольку автомобилей в личном пользовании было мало, то для этого путешествия использовали автомобили предприятий и организаций и даже такси. Автомобиль, в котором передвигались жених и невеста, украшался различными свадебными атрибутами. Наибольшей популярностью пользовалась "Волга", а самой респектабельной, которую позволить себе мог не каждый, считалась чёрная "Волга". Если жених и невеста были не коренными жителями города, то бракосочетание в ЗАГСе производилась в Магнитогорске, а затем молодые с гостями выезжали к родственникам жены или мужа. Сама свадьба длилась от одного до трех дней. Приглашались друзья и родственники. Семья Гроботенко отмечает, что встречали гостей в кафе «Уралочка», что находилось на улице Бориса Ручьева Глядя на свадебные фотографии разных поколений, можно проследить, как менялся ритуал объезда памятников. В 70-80-е годы молодожёны возлагали цветы к "Первой палатке", памятнику Ленину у горного института и к вечному огню у мемориала "Тыл-Фронту". Как правило, свой первый визит молодожёны наносили одной из главных достопримечательностей города, памятнику трудовой славы и жилищу первых строителей города - "Первой палатке". Возлагая цветы, молодые люди отдавали дань родоначальникам города. А ещё "Палатка" привлекала своей красотой, величественностью, а также разнообразием композиций при фотографировании. В краеведческом музее я нашла чёрно-белый снимок, на котором сразу четыре пары молодожёнов ожидают своей очереди в разных точках для съёмки перед "Палаткой". А молодожёны Колмогоровы в 1997 году самостоятельно выбрали место для фото - снялись в "руке с рудой". Среди "обязательных" ритуалов в день свадьбы было и возложение цветов к памятнику В. Ленину у горного института. При этом сам акт возложения снимать фотографам было "неудобно", а когда современная молодёжь смотрит на эти снимки, то удивляется - зачем фотографировать кусок мраморной трибуны, ведь лиц людей почти не видно. У монумента "Тыл-Фронту" было два главных места для возложения цветов. Первое - у Вечного огня. Ещё цветы возлагали к правой ноге рабочего. Сам монумент в силу огромных размеров трудно вписывался в кадр, поэтому многие снимки сделаны издалека, лица молодожёнов и гостей едва различимы. Магнитогорск - один из немногих городов, которых не коснулась "истерия" переименований улиц, проспектов и других мест. Ни один памятник прошлой эпохи не был снесён. Новые памятники и исторические места мирно сосуществуют со старыми. Прощание с советской эпохой не стёрло памятников этого периода со свадебных фотографий, однако прежний идеологический подтекст исчез. К середине 90-х традиция возложения цветов начинает вытесняться простым фотографированием на фоне тех памятников, где фотографировались родители нынешних женихов и невест. Часто на свадебных фотографиях тех лет запечатлены молодожёны, гости, но сам факт возложения цветов уже не попадает в фотообъектив. Вплоть до недавнего времени молодые, отдавая дань прошлому, не забывали и тех мест, которые были памятны для них самих. Это учебные заведения, в которых они взрослели и зачастую именно там встречали свою любовь. Среди них, к примеру, педагогический институт, здания строительного и индустриального колледжей с их своеобразной архитектурой. К одним памятникам продолжали приезжать "по привычке", в "обязательном" порядке, а к другим - нет. Например, летом молодые стремятся посетить места, отличающиеся особым природным ландшафтом, летние кафе с оригинальным дизайном, да и само празднование свадьбы проходит на свежем воздухе, под открытым небом. Зимой молодые выбирают для фотосессий маленький оазис тепла и солнца - "Лимонарий" в посёлке Наровчатка, а также деревья у ТЭЦ, которые зимой превращаются в настоящую сказку. Так называемого немецкого квартала на фотографиях 70-80-х нет. Сюда свадебные кортежи начинают приезжать с конца 90-х. Архитектура жилых домов с живописным вкраплением плитняка становится для свадебных фотографий весьма популярным фоном. По мнению невест, именно здесь они смотрятся наиболее выгодно в своих шикарных белоснежных платьях... Однако последние три-пять лет популярность немецкого квартала пошла на спад. Это признают свадебные фотографы. Скажем, Юлия Шамрутова за последние четыре года фотографировала здесь лишь однажды. На вопрос, почему на свадебных фотографиях так мало Магнитогорска, Юля ответила: "Мне кажется, молодые люди хотят уйти от городской суеты. Часто приходится выезжать на природные съёмки в район озер Солёное, Банное, в сторону Аскарова". И в самом городе наиболее популярными долгие годы остаются природные уголки - сквер по проспекту Металлургов и парк профилактория "Южный". По мнению фотографов, сегодняшние молодожёны требуют эксклюзива, традиционные памятные места города мало привлекают. Свадебный фотограф Евгения Иванова отмечает, что, например, к "Тыл-Фронту" едут лишь "взрослые" пары. А иногда фотографы "возвращают" свадебные пары к традиционным местам, предлагая им необычные ракурсы. К примеру, на фото М. Авериной 2012 года жених с невестой сняты у подножия монумента, только цветы в этом сюжете уже не предназначены для возложения к памятнику, как когда-то это делали молодожёны прежних поколений. Благодаря появлению предсвадебной фотосессии под названием love story - история любви, в объективы фотоаппаратов попадают и непривычные для свадебных фотографий объекты. Так, в одном из альбомов у Е. Ивановой будущие молодожёны в военной форме запечатлены на памятнике "Первый паровоз". Именно на фото из серии love story Магнитогорск присутствует часто. Это места, связанные с началом любовных отношений: улицы и набережные города, качели во дворах и скамейки в парках, фонтаны, мосты. И здесь, на мой взгляд, город уже не простой фон для снимков, а важная часть замысла, самостоятельный герой. Алексей Воронцов, который работает свадебным фотографом с середины 90-х, так описал развитие искусства фотографирования свадеб в Магнитогорске: "Раньше было три главных объекта - "Палатка", "Тыл-Фронту", горный институт. Снимали на плёночный фотоаппарат с 12 кадрами, по четыре кадра на каждый памятник". Как утверждает Алексей, в настоящее время эти символические объекты не исчезли полностью со свадебных фотографий, только их стало заметно меньше. А. Воронцов отмечает: "Сейчас возможностей больше, можно не жалеть плёнки, ловить непосредственные эмоции людей. Сильно изменились требования к фотографам, идёт конкуренция идей для свадебных сюжетов. Кто окажется более креативным в поиске идей, образов для съёмок, тот и будет востребован". Именно в это время для съёмок активно используют первый дом на правом берегу по улице Уральской, арки и фасады домов по проспекту Металлургов, проспекту Пушкина и улице Маяковского. Модным становится фотографирование на фоне осыпающихся фасадов, полуразрушенных зданий, развалин. Невеста у накренившейся ограды заброшенного парка. Есть ли какой-то смысл в этом сюжете? По словам А. Воронцова, особого смысла в этих фото сюжетах нет, просто привычный город надоел, нужна была более "древняя" история: арки и фасады жилых домов по проспекту Пушкина, архитектура района "Берёзки", заброшенное здание санатория "Зелен строй", покосившиеся ограды заросших парков левобережья. Современные фотохудожники в поисках нетривиальных мест для фото, кроме разнообразных природных фонов и колорита псевдо старины, находят объекты, которые так или иначе представляют город. Вот невеста встречает жениха на Привокзальной площади, вот набережная Урала за Дворцом культуры металлургов, вот молодожёны запечатлены на фоне панорамы города с высотного здания, а вот они прыгают от счастья у колеса обозрения. В объективы фотохудожников стали попадать отремонтированные здания театра оперы и балета, а также бывшего кинотеатра "Комсомолец". Панорама ММК с горы Магнитной обнаружена мною лишь у одной свадебной пары. Автор этого снимка Евгений Гордеев рассказал, что фотографию на память о Магнитогорске его попросила сделать молодая пара, которая после свадьбы уезжала на ПМЖ в столицу. По мнению Евгения, виды ММК не востребованы у свадебных пар. Возможно, исключение составит лишь редкая стилизованная свадьба в стиле "индастриал". Приметой последних лет стало если не венчание, то посещение культовых сооружений в день свадьбы. Судя по многочисленным снимкам, наиболее интересным для молодожёнов является кафедральный собор Вознесения Христова, хотя можно найти и свадебные фотографии внутри и снаружи Свято-Никольской церкви. Пройдут года, и в объективы фотоаппаратов попадут новые милые сердцу горожан места, и хочется верить, что традиция сохранится. Останутся ли новые места посещений молодожёнов? Неизвестно. Ясно одно - "знаковые" памятники, которые неразрывно связаны с судьбой города, будут ещё долгие и долгие годы смотреть на нас с альбомов свадебных фотографий. Таким образом, важно заметить, что в 1980-е гг. процесс бракосочетания был схожим с современностью. Однако вся свадебная атрибутика: платье невесты, костюм жениха, кольца, букет, - доставались молодоженам достаточно тяжело. Свадьба была окутана многочисленными традициями: помолвка, выкуп невесты и другие. Свадьба собирала близких родственников и друзей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Особенности бракосочетания и свадебных традиций эпохи конца 1980-х годов заключаются в следующем: 1. Органы государственной власти СССР разработали новый, поистине работающий на благо семьи, закон. Он отражал не только сам процесс заключения брака, но и помогал одиноким матерям, детям. Также он рассматривал бракоразводный процесс. 2. Свадебные традиции не только имели место быть, но и исполнялись до бракосочетания и после торжества. Помолвка, выкуп невесты – только часть свадебных традиций, существовавших в рассматриваемый период. Однако стоит отметить, что некоторые традиции претерпевали значительные изменения и носили условный характер. 3. Дефицит товара, который характерен для всех сфер жизни общества 1980-х годов отражался на наличии свадебной атрибутики. Достаточно сложно было купить костюм жениха, невесты, приобрести букет. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ I. Источники 1. Интервью семьи Егоровых 2. Интервью семьи Гроботенко 3. Опрос фотографов города 4. Фотодокументы 1980-х годов II. Литература 5. О порядке введения в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/9003868 (дата обращения 18.01.2018) 6.Бракосочетание в СССР// Государственный комитет по делам ЗАГС по Челябинской области век [Электронный ресурс]. URL: http://gk74.ru/htmlpages/Show/OrganamZAGSRossii100let/BrakosochetanievSSSR (дата обращения: 15.02.2018) 7. Воронцова Т. Свадьба в СССР: трансформация обрядности // Урок истории XX век [Электронный ресурс]. URL: https://urokiistorii.ru/article/140 (дата обращения 12.01.2018 ) 8. Эволюция семьи и семейная политика в СССР // ред. А.Г. Вишневский. – М.: Наука, 1992 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Интервью с семьей Гробатенко и Егоровых 1. Здравствуйте, как вас зовут? - Меня зовут Гроботенко Галина Николаевна. 2. Какого вы года рождения? - 1964 года, 5 марта я родилась. 3. А свадьба когда ваша была? Когда и где вы познакомились со своей второй половиной? - С моим супругом мы познакомились ещё в школе, я училась в 5 классе, а он в 7 классе. Мы с ребятами весело играли в снежки в школьном дворе, и вдруг мне один мальчик больно попал в глаз и я расплакалась, а мой Серёжа подбежал ко мне и стал успокаивать и предложил проводить домой. Так мы и познакомились, с тех пор и не растовались никогда. 4. А вы помните когда подавали заявление в ЗАГС, как об этом объявили родителям? -Я закончила школу и поступила в училище, а он в другое. Мы стали редко встречаться и очень скучали, поэтому решили, что нам лучше жить вместе. но для того чтобы жить вместе я сказала, что Серёжа должен попросить моей руки у родителей. Вечером Серёжа пришёл к нам домой и во время ужина объявил моим родителям, что не может без меня жить, и хочет на мне жениться. Родители согласились и на следующее утро мы помчались в ЗАГС, выстояли длинную очередь, и подали заявление. 5. В каком костюме ваш супруг был и какое платье вы одели, помните где его приобретали? - Конечно! В наше время не всё было так доступно как сейчас. Тогда для того чтобы купить свадебное платье, в ЗАГСе давали талончик в магазин <Счастье> который находился на курантах. Пришлось несколько дней ждать моё платье, а туфли вообще из <под полов> доставали. Костюм мужу купили тёмно синего цвета, другого не было. 6. А букет вы свой помните? - Конечно, тогда букеты были с длинными стеблями и перевязанные длинной лентой, совсем не похожие на нынешние миниатюрные букетики! 7. Кольца тогда вы тоже с трудом приобрели? - Нет, кольца купили в магазине <Изумруд> он и сейчас работаетё в районе цирка, на против ТЦ <Континент>. 8. А какие традиции соблюдались, как всё происходило вы помните? - О, всем было весело. Жених приехал ко мне с друзьями и родственниками, во дворе их встречали шумной компанией родственники с моей стороны и близкие друзья. Прежде чем подняться, Серёжа прошёл столько конкурсов! На каждой ступени его ждали каверзные вопросы, обо мне и моих привычках. Когда наконец он поднялся домой был совершенно вымотан. Но зато обратно он побежал со мной на руках, перепрыгивая через ступени. 9. На каких машинах вы поехали в ЗАГС? - Самой престижной машиной тогда считалась <Волга>! На капот посадили куклу в свадебном платье, а другие машины повязали лентами. 10. Как происходила церемония бракосочетания? - Приехав в ЗАГС, мы простояли так же очередь. Но всё происходило в пафосных тонах. Мы дали друг другу клятву верности и вечной любви и до сих пор мы живее душа в душу. 11. Много гостей у вас на свадьбе гуляло и сколько дней вы праздновали свадьбу, какие угощения были на столе? - Свадьба была не большой, гостей 20 было. Праздновали в кафе на улице Б. Ручьёва, <Уралочка>, угощали тогда всякими вкусностями, кто на что горазд. Коронным блюдами было салат <Оливье> и нарезка финской колбасы, это считалось признаком достатка. Приложение 2 Опрос фотографов Магнитогорска: 1. Какое место для фотосессии молодоженов наиболее популярное в настоящее время? 2. Какие места посещали молодые в 1980-х гг.?