НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Вершинина Т. Н. Конспект открытого занятия по обучению дошкольников грамоте в старшей группе на тему «Слоговая структура слова»


Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf

Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова, познакомить с термином слог;
-учить называть слова с заданным слогом;
-закреплять умение интонационно выделять звук в слове.
Развивающие:
-развивать слуховое и зрительное внимание;
-ассоциативное мышление;
-развивать фонематический слух;
-развивать общую и мелкую моторику рук;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью;
-формировать положительную мотивацию на занятии;
Оборудование: игры: «Кто у кого?», « Ходит ёжик вдоль дорожек», «Продолжи слово», «Будь внимательным», Мяч, магнитофон,запись с пением птиц.

Ход занятия

Организационный момент
Логопед: Ребята, вы любите гулять?
Дети: Да.
Логопед: Когда дети много гуляют, двигаются, дышат свежим воздухом, они закаляются и не болеют. Сейчас мы с вами представим, что мы отправляемся гулять в лес.
Стройтесь друг за другом, шагаем по узенькой тропинке. Около тропинки много одуванчиков. Давайте на них подуем, вдыхаем носом, вытягиваем губы дудочкой и дуем.
Ну вот мы и пришли. Слышите как поют птицы в лесу?
Дети: Да.
Логопед: А кто еще живёт в лесу?
Дети: Разные животные.
Логопед: Вот мы сейчас с вами поиграем в игру «Кто у кого» Я буду бросать вам мяч и говорить животное, а вам нужно будет назвать детёнышей этих животных. ( Лиса-лисёнок, волчица - волчонок, медведь - медвежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок, ёжик-ежонок, рысь-рысёнок, бобр-бобрёнок.)
Логопед: Молодцы. Сейчас пойдёмте дальше на другую полянку. Садитесь, слышите: Тук-тук-тук. Тук-тук-тук. Раздаётся чей-то стук. Это дятел на сосне долбит клювом по коре. На весь лес отстукивает, как по телеграфу, передаёт, что он увидел в лесу. А что увидел дятел? Он увидел: Желуди, берёзу, ёлку, пенёк, шишки. Давайте произнесём эти слова медленно, эти слова разделились на части и эти части называются слогами, потому что слово слагается из них.
Слово делится на слоги,
Как на дольки апельсин.
Если слоги встанут рядом-
Получаются слова:
Ты- и - ква-,а вместе тыква,
Со- и –ва-, итак, сова.
В. Берестов.
Давайте мы прохлопаем наши слова по слогам.
Дети прохлопывают.
Логопед: На нашей полянке живёт ёжик, он очень любит ходить в гости к своим друзьям. Посмотрите перед вами две тропинки и ёжик, 1-ая тропинка длинная, по ней ёж пойдёт если в слове три слога; вторая покороче по ней ёжик идёт если в слове 2слога.
Логопед: ( лиса, бобрята, лисята, медведь, волчата, белка, заяц, ежонок).
Дети ставят ёжика на ту тропинку сколько слогов в слове.
Логопед: молодцы, идём на следующую полянку ( физминутка):
Только в лес зашли, появились комары.
Руки вверх-хлопок над головой,
Руки вниз-хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём
И вразвалочку идём.
Вдруг мы видим у куста-
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И в гнездо его кладём.
Логопед: Пришли, на этой полянке растёт много чего?
Дети смотрят и говорят: «малины».
Логопед: Правильно, а какой первый слог в этом слове?
Дети: « Ма»
Логопед: Какие слова тоже начинаются на этот слог?
Дети придумывают.
Логопед: У меня есть картинки, названия которых начинаются на определённый слог, а вам нужно отгадать эти слова. «КРО», «СНЕ», «ГРА».
Дети говорят: Кровать, крокодил, крокус; снежинка, Снегурочка, снеговик; градусник, графин, гранат.
Логопед: Молодцы. Слышите как тихо в лесу, но раздается какой-то звук. Я прочитаю вам стихотворение, вам нужно будет назвать какой звук вы слышали чаще других и вспомнить слова из стихотворения с этим звуком.
В тишине лесной глуши
Шёпот к шороху спешит,
Шёпот к шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
Дети определяют звук и называют слова с этим звуком.
Логопед: Молодцы в лесу хорошо, но нам пора домой в наш садик.
Дети идут по кругу и садятся за столы.
Логопед:
Итог занятия: Скажите сколько слогов в вашем имени? Что вам понравилось на нашем занятии?
Дети говорят. Логопед прощается с детьми и уходит.
Список использованной литературы.
1.Власова Т.М. Фонетическая ритмика. М.:Учебная литература, 1997.
2.Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос,1994.
3.Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. М. Гном,2016.
2020