Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Духтанова Ю.В. Формирование стрессоустойчивости посредством тренинга

Библиографическое описание:
Духтанова Ю.В. Формирование стрессоустойчивости посредством тренинга // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.

В современном мире стресс стал неотъемлемой частью жизни каждого человека. Быстрые темпы жизни, невероятное количество информации, неопределенность будущего - все это создает почву для возникновения стресса. Поэтому важно формировать у людей стрессоустойчивость, то есть способность справляться с негативными воздействиями окружающей среды без ущерба для психологического и физического здоровья.

Канадский ученый Г. Селье первым ввел понятие «стресс» и определил его как «неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование» [5].

В настоящее время под стрессом понимается «…состояние организма, как способствующее адаптации к различным воздействиям внешней среды, так и вызывающее нарушение психической адаптации на физиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях» [5].

Г. Селье выделил три стадии развития стресса: ощущение тревоги при столкновении с фактором стресса, ведущее к мобилизации ресурсов организма; стадия сопротивления, когда организм успешно справляется с воздействием; и стадия истощения, когда организм вынужден использовать невосстановимые ресурсы.

Рассматривая источники стресса, можно выделить внешние (например, профессиональные нагрузки, конфликтные ситуации и т. д.) и внутренние (связанные с физическим и психическим состоянием человека) стрессоры.

Развитие стресса зависит от личного отношения человека к ситуации и способов преодоления трудностей в таких ситуациях. Так, исследования Г. Селье и других ученых В.Е. Рожкова, Э.И. Киршбаума, А.И. Еремеевой, говорят о положительном влиянии стресса на человека, отмечая его как не только отрицательное напряжение и разрушение, но и как стимул для активности и развития личности через преодоление препятствий как внутреннего, так и внешнего характера.

При взаимодействии личности со стрессовой ситуацией очень важно учитывать ее субъективное восприятие, которое зависит от ее жизненного опыта, доминирующих переживаний и стратегий поведения. Эти субъективные параметры включают оценку значимости ситуации, способность контролировать стресс, вероятность изменения ситуации, неопределенность, повторяемость и личный опыт в подобных ситуациях.

В психологии понятия «стресс» и «стрессоустойчивость» тесно связаны.

К настоящему времени в психологической науке нет единства в определении стрессоустойчивости.

В.Н. Дружинин стрессоустойчивость характеризует как «совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья» [5].

О.В. Лозгачева под стрессоустойчивостью понимает «комплексное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных и/или кумулятивных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленное уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности» [8].

Таким образом, стрессоустойчивость представляет способность человека справляться с высоким уровнем эмоционального напряжения и негативными воздействиями, используя свои внутренние ресурсы. Она включает в себя различные аспекты личности, такие как физиологические особенности нервной системы, мотивацию, эмоциональный опыт, волевое усилие, профессиональную подготовленность и интеллектуальные способности. Стрессоустойчивость позволяет человеку быстро адаптироваться к экстремальным ситуациям и принимать решения в условиях высокого напряжения.

Одним из эффективных методов повышения стрессоустойчивости является социально-психологический тренинг, как «многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека» [1].

Г.С. Джура под социально-педагогическим тренингом понимает «активное обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта» [3].

Ю.В. Трофимовой подчеркивается, что «социально-психологический тренинг выступает актуальной формой проведения практических занятий и осуществляется посредством интенсивного группового взаимодействия» [10].

При этом социально-психологический тренинг является разновидностью особой психологической работы, которая показала свою эффективность и широко используется в практической работе психологами, социальными работниками, а также в процессе обучения и подготовки различных специалистов.

Антистрессовый тренинг фокусируется на теории и практике управления стрессом, профилактике стресса и увеличении уровня стрессоустойчивости. Основная задача тренинга заключается в улучшении стрессоустойчивости, которая представляет собой способность активно преобразовывать стрессовые ситуации или адаптироваться к ним.

Г.Б. Монина и Н.В. Раннала определили антистрессовый тренинг как «область практической психологии, ориентированную на использование интерактивных, аутоактивных, психокоррекционных методов, с целью развития внешних и внутренних ресурсов стрессоустойчивости личности» [9].

Эффективное формирование стрессоустойчивости требует последовательной практики и поддержки, поэтому важна индивидуальность при составлении программы антистрессового тренинга.

Ли Канг Хи [7] предложил вариант антистрессового тренинга, включающий в себя следующие блоки: обеспечения работы тренинга, формирования позитивной мотивации, информационный блок, поведенческий блок, личностный блок. Каждый блок может быть разбит на отдельные элементы, число которых может варьироваться. Структурные элементы на каждом конкретном занятии могут предъявляться в различной последовательности и в разном объеме. Предлагаемая Ли Канг Хи структура социально-психологического тренинга по коррекции и формированию стрессоустойчивости имеет значительную гибкость и может легко адаптироваться под конкретные потребности.

Антистрессовый тренинг, предложенный Д.Е. Есиповой [6], предусматривает четыре этапа, которые взаимно дополняют друг друга. На первом этапе участники знакомятся с основными концепциями теории стресса. Второй этап включает в себя использование приемов работы с телом, основанных на контролируемом расслаблении мышц и дыхательных методах, чтобы достичь состояния расслабления, что, в свою очередь, может снизить уровень психического напряжения. Третий этап направлен на усиление ресурсных состояний участников с использованием методов самовнушения и разработки стратегий для достижения желаемых физиологических, психологических и эмоциональных состояний. В этот период также формируются различные стратегии поведения и приобретаются навыки эффективной реакции на стрессовые ситуации. Наконец, на четвертом этапе происходит завершение тренинга, где участники делятся своими переживаниями, эмоциями и новыми умениями с другими участниками.

С нашей точки зрения, антистрессовый тренинг должен включать:

1. Навыки управления эмоциями: может помочь людям осознать свои эмоциональные реакции на стрессовые ситуации и научиться управлять ими.

2. Техники релаксации: Техники глубокого дыхания, медитации, йоги или прогрессивной мускульной релаксации могут помочь снизить уровень стресса и улучшить восстановление после стресса.

3. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): фокусировка на изменении мыслей и убеждений, которые могут усиливать стрессовые реакции, и развитие здоровых стратегий приспособления.

4. Тренировка устойчивости: Обучение новым навыкам реагирования в стрессовых ситуациях и практика поведенческих стратегий, способствующих адаптации к стрессу, может улучшить уровень стрессоустойчивости.

5. Поддержка и обмен опытом: обсуждение стрессовых ситуаций, получение поддержки.

Результатом социально-психологического тренинга, направленного на развитие стрессоустойчивости, должно быть изменение поведенческих паттернов, включая: поддержание высокой производительности; способность эффективно работать без напряжения, несмотря на сложные обстоятельства; изменение восприятия жизненных ситуаций, отказ от рассматривания их как конфликтных.

Социально-психологический тренинг помогает людям освоить определенные знания и навыки в области социальной психологии, которые способствуют развитию коммуникативных умений, самоанализа в различных ситуациях, а также способности правильно воспринимать себя и окружающих. Через социально-психологический тренинг устанавливаются стандарты личного поведения и межличностного взаимодействия, осуществляется контроль за изменением личностных характеристик, что приводит к улучшению стрессоустойчивости и развитию гибкости поведения в различных ситуациях и группах при поддержке группы.

Таким образом, можно заключить, что формирование устойчивости к стрессу может рассматриваться, как один из важных аспектов сохранения психического здоровья личности и основным условием ее социальной стабильности. Постоянные нагрузки, включая психические, негативно влияют на нервную систему и психику современного человека, что приводит к появлению эмоционального напряжения, являющегося одной из главных причин развития различных заболеваний. Умение эффективно управлять стрессовыми ситуациями, вызванными современными вызовами повседневной жизни, способно значительно повысить профессиональную производительность, улучшить межличностное взаимодействие и способствовать самопознанию личности. Социально-психологический тренинг помогает людям освоить определенные знания и навыки в области социальной психологии, которые способствуют развитию коммуникативных умений, самоанализа в различных ситуациях, а также способности правильно воспринимать себя и окружающих. Через социально-психологический тренинг устанавливаются стандарты личного поведения и межличностного взаимодействия, осуществляется контроль за изменением личностных характеристик, что приводит к улучшению стрессоустойчивости и развитию гибкости поведения в различных ситуациях.

Список литературы

1. Бобченко, Т.Г. Психологические тренинги: основы тренинговой работы: учебное пособие для вузов / Т.Г. Бобченко. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 132 с.

2. Газиева, М.В. Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости / М.В. Газиева // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 3 (70). – С. 348-349.

3. Джура, Г.С. Групповой социально-психологический тренинг как ответ на угрозы психике в информационном обществе / Г.С. Джура // Мировая наука. – 2022. – № 9 (66). – С. 17-20.

4. Дохоян, А.С. Проблемы стресса и стрессоустойчивости личности / А.С. Дохоян // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. – 2021. – № 1 (14). – С. 76-81.

5. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей: учебное пособие для вузов / В. Н. Дружинин. – 3-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 349 с.

6. Есипова, Д.Е. Тренинговые технологии как средство профилактики стрессовых состояний // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/treningovye-tehnologii-kak-sredstvo-profilaktiki-stressovyh-sostoyaniy (дата обращения: 12.12.2023).

7. Ли, Канг Хи. Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека: автореф. дис. …канд. психол. наук. – М.: РГСУ, 2005. – 26 с.

8. Лозгачева, О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: На примере юридического Вуза: дис. …канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2004. – 158 с.

9. Монина, Г.Б., Раннала, Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». – СПб.: Речь, 2009. – 250 с.

10. Трофимова, Ю.В. Социально-психологический тренинг как метод формирования конфликтологической компетентности будущих сотрудников полиции (на примере дисциплины «Психология конфликта») / Ю. В. Трофимова // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. – 2020. – № 2 (39). – С. 225-227.

11. Математика и информатика: cборник учебно-методических материалов для педагогических вузов / сост. Ю.А. Дробышев, В.Г. Виноградорский, Е.П. Осьминин; под. общ. ред. Ю.А. Дробышева. М.: Университетская книга, 2008. — 304 с.
2024