Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Лысенко В. Г. Формирование лингвистической компетенции обучающихся на основе краеведческого материала

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы о том, как сделать урок интересным и ярким, как увлечь ребят своим предметом, как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика. Одним из направлений этой работы является использование краеведческого подхода на уроках русского языка. Этнокультуроведческий подход к преподаванию русского языка предусматривает изучение лингвистических тем курса русского языка на региональном материале, включающем сведения о традициях, обрядах, праздниках, природе, литературе.
Белгородская область имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности, использование которых в процессе преподавания русского языка имеет большое воспитательное значение: использование местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к Белгородчине, формирует краеведческую, лингвистическую компетенцию школьников.
Формирование лингвистической компетенции обучающихся на основе краеведческого материала не предполагает введения новых разделов курса. Языковой материал можно систематически вводить в урочную деятельность: во-первых, он включает словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру Белгородчины, и, во-вторых, языковой материал, составляющий лингвистическую специфику области: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей Белгородской области, историческую ономастику, топо- и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, специальную лексику профессий, наиболее характерных для нашей области, городское просторечие, молодежный жаргон, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, ученых и т.п.
Включение краеведческого материала в уроки предполагает возможность использования интегрированных уроков, уроков - экскурсий, ролевых игр, уроков-путешествий, организацию учебных занятий с использованием элементов исследовательской технологии.
Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст краеведческого характера. В процессе работы с текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к культуре Белогорья. Выразительное чтение поэтического произведения, лингвистический анализ, выполнение творческой работы, позволяющей почувствовать себя творцом вслед за автором, - все это создает на уроке ту речевую среду, которая становится естественной для учащихся, если анализ художественного текста входит в систему работы учителя. Воспитание и обучение в данном случае взаимодействуют, так как хорошо организованная работа, знание и понимание окружающей действительности вызывает у учеников потребность высказаться. Поэтому большим педагогическим потенциалом обладает работа с «малыми текстами»выполнение упражнений и мини-диктантов под общим названием «Познай и полюби свой край». Эта серия заданий включает следующие рубрики: «Знаете ли вы, что…», «Это интересно…», «Откуда это…», «Почему мы так говорим?». Большой эффект даёт работа с текстами-информаторами. Подбор текстов осуществляем не только с учётом их насыщенности орфограммами и пунктограммами, но и с позиций их значимости для формирования национального самосознания, чувства гордости за свою малую родину - Белогорье.
В реализации регионального компонента образования по русскому языку важное место имеет и проектная деятельность учащихся, проведение научно - исследовательских работ по изучению краеведческого материала. Тематика проектов:
- Моё родословие.
- Презентационный проект «Художественные, литературные, музыкальные памятники Белогорья».
- Туристические тропы Белогорья.
Для этого создаём ситуации:
1. Представьте, что вы экскурсовод и вам необходимо обратиться к экскурсантам. Закончите следующие предложения, предварительно определив тему высказывания:
2. Представьте себе, что вы участник похода по туристическим местам Белогорья. Вернувшись домой, вы получили приглашение выступить в передаче «Непутевые заметки». Вам нужно поделиться своими впечатлениями с ведущим этой передачи и телезрителями.
3. Ваши родители решают, куда поехать летом. Они хотят побывать в Турции, вы предлагаете отправиться в поход по историческим местам Белогорья. Постарайтесь убедить родителей в правильности вашего выбора.
Использование краеведческих материалов дает учащимся представления об особенностях Белогорья: о географических названиях (топонимика), о людях, их именах и фамилиях (антропонимика), о названиях оврагов, лощин, рощиц и лесков и т. д. (микротопонимика).
В целях активизации познавательной деятельности учащихся вводим работу над этимологией слов, приобщающей школьников к основам исследовательской работы. При изучении раздела «Лексикология» в 6 классе неизменный интерес вызывают занятия под рубрикой «Удивительная наука – этимология», на котором ребята знакомятся с этимологическим словарем, словарными статьями о происхождении названий рыб и растений нашей области. Богатую почву для первых этимологических исследований дают темы, знакомящие с именами существительными собственными. Ребята впервые встречаются с таким понятием, как ономастика. Из словаря они узнают, что ономастика (от греч. onomastike) - искусство давать имена. На уроке сообщаем, что издревле на Руси считали, что имя влияет на судьбу человека. Родители держали в секрете имя, данное ребёнку при крещении, пытаясь обмануть злых духов. В результате многие люди имели прозвище. Было обычным явлением, когда истинное имя человека узнавали только на его похоронах. Возникший на уроке интерес выливается в исследовательскую работу по изучению истории своего имени, этимологии фамилий жителей села.
Большое воспитательное значение имеет знакомство учащихся с топонимикой родного края. При изучении имён существительных собственных устанавливаем, что название любого географического объекта: реки, села, улицы- свидетельствуют о своеобразном проявлении в языке фактов истории, физико-географических условий обитания и других сторон жизни людей, позволяют постигнуть глубину людской наблюдательности, удивиться точности и тонкости впечатлений от природы, которые и отражают такие названия, как Таволжанка, Оскольское, Тростянец, Анновка, Яблоново.
При изучении раздела «Словообразование» включаем в урок поисковую ситуацию, предлагая назвать топонимы, однокоренные слову Белгород. Дети с удовольствием включаются в работу и вскоре предлагают свои слова: Беломестное, Белогорье, Беленькая, Белая гора, Беловское. Оказывается, у каждого слова корень бел-. Постепенно выясняем, что на происхождение многих названий в Белгородской области повлияло наличие меловых гор белого цвета. В исследовательскую работу по выяснению происхождений различных объектов включаются уже не только дети, но и их родители. Так с помощью топонимов раскрываем не только историю названий, но и историю жизни родного края. Происхождение названий городов, поселков, деревень, рек, озер Белгородской области (топонимов) мы нахо­дим в исторических документах и специальных справочниках.
Целенаправленное, систематическое использование краеведческого материала на уроках русского языка позволяет сформировать лингвистическую компетенцию учащихся. Обращение же к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка вызывает у учащихся поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы - радость открытия, а в конечном итоге - любовь к малой родине и гордость за свою страну.

Библиографический список

1. Львова С.И., Ляпина С. Н. Использование региональной лексики при обучении морфемике и словообразованию. Русская словесность, - 1999, №2.
2. Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка. РЯШ. 1994, № 4.
3. Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе. РЯШ. 2000, №4.
2020