Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf
Мир детей – это удивительный мир почемучек! Они активны и любознательны, постоянно пытаются найти ответы на интересующие их вопросы. Прирожденные исследователи все время стремятся экспериментировать, находить решения в проблемных ситуациях.
Детское экспериментирование – многогранный процесс, в котором ребенок постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности: от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверки ее опытным путем. Именно экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала.
В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином явлении.
При проведении того или иного опыта ребенок получает возможность успешно уловлетворить присущую ему любознательность (Зачем? Как? Почему? Что будет, если?), почувствовать себя в качестве ученого и первооткрывателя.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешания веществ, элементарными правилами безопасности.
Эксперимент же, специально организованный педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнидеятельности. Первоначально необходимо учить детей экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога. Затем нужные материалы и оборудование для проведения опыта можно разместить в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного вопроизведения ребенком, при условии, что это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:
- максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;
- безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов;
- показ только существенных сторон явления или процеса;
- отчетливая видимость изучаемого явления;
- возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспеичвающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий:
- необходимо, чтобы педагог был реальным участником совместного поиска, а не только руководителем эксперимента;
- необходимо, чтобы педагог включался в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент.
Не менее важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, коректировке и развитию. Иначе говоря, чтобы среда была не только развивающая, но и развивающаяся. Однако, практика подсказывает: полностью заменить предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельнтсвах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что будет способствовать формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Все групповое пространство должно быть распределено на центры, которые доступны детям. Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, необходимо оборудовать центры экспериментирования для проведения элементарных опытов и экспериментов. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведующая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В страшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи с сиспользованием различных вариантов;
- развивтие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской дятельности;
- способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.
Материалы, находящиеся в центрах экмпериментирования, лучше рапределить по разделам: «Песок», «Вода», «Магниты», «Бумага» и т.д. и иметь в достаточном для проведения опытов количестве. Также необходимое иметь оборудование: приборы (увеличительные стекла, песочные часы, весы и др.), сосуды из различного материала и разного объема, медицинские материалы (пипетки, деревянные палочки, резиновые груши, мерные ложки) и прочее материалы (воздушные шары, сито, свечи и др.). Так как дети наглядно лучше усваивают материал, рекомендуется оформить карточки-схемы, на которых описывается ход проведения опыта.
Перед проведением опыта необходимо проговорить с детьми правила работы с материалом, которые также можно оформить и разместить на видном месте в центре экспериментирования: «Бери только нужные материалы», «Клади на место все материалы после работы», «Пробовать на вкус материал можно только под присмотром взрослых» и т.д.
Экспериментирование должно проходить через все области деятельности детей: прием пищи, прогулка, игры, занятия. Исследованию могут быть подвержены животные, растения, объекты неживой природы, люди.
При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития ребенка, а также жизненный опыт дошкольника.
Работу по экспериментированию необходимо строить на поддержке детской инициативы и индивидуальности. Тогда она будет обеспечивать развитие двух видов десткой активности – собственной детской активности, полностью определяемой им самим, и активности, которая стимулируется со стороны взрослого.