Библиографическое описание:
Пономарева Г.А. Популяризации изготовления народных кукол в среде дистанционного обучения Moodle // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мною разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука шитья», важным блоком которой является изготовление народной куклы как аспекта традиций русского народа. Одним из инновационных подходов в работе МБОУ ДО «Коношский РЦДО» стала разработка дистанционного курса обучения по декоративно-прикладному творчеству «Календарь народной куклы», который дает возможность подключиться к освоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ детям, проживающим в отдаленных районах или по другим причинам ограниченных в возможности стационарного посещения.
Целью данного курса является знакомство с традициями русского народа через изготовление народной куклы.
Задачи:
-познакомить со старинными названиями календарных месяцев года;
-обучить конкретным технологиям, умениям и навыкам изготовления кукол своими руками (скрутки, кубышки, столбики);
-воспитывать любовь к русской народной культуре;
-развивать творческие воображение и фантазию;
-расширять кругозор через самостоятельный поиск дополнительной информации.
Актуальностью данной программы является вовлечение детей в изучение традиционной народной культуры с младшего школьного возраста посредством изготовления тряпичных куколок. Данный курс «работает» в течении 5 лет. В каждый учебный год занимается около 10 детей из отдаленных деревень нашего района. В процессе обучения дети учатся осознавать свои трудности, стремятся их преодолевать; в творческой работе самостоятельно осуществляют пошаговый контроль, стараются находить варианты решения творческой задачи, сами организуют рабочее место, соблюдают правила техники безопасности при работе с инструментами. Так как дети занимаются дистанционно, то здесь важно читать, слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в учебной дополнительной литературе, в интернете; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; анализировать устройство изделия; выделять и называть части изделия, способы соединения деталей. Радует то, что дети стараются выполнить изделие качественно, многие украшают куколок по своему вкусу. Дистанционный курс реализуется в среде дистанционного обучения Moodle на площадке ДДЮТ г. Архангельска. Moodle-бесплатная система электронного обучения, где есть:
v Форум и комментарии. Чтобы связаться с преподавателем, задать вопрос или обсудить тему занятия, обучающиеся могут оставлять комментарии под курсами или заводить беседы на встроенном форуме.
v База знаний — это архив учебных материалов, круглосуточно доступный всем пользователям. В любой момент обучающиеся могут зайти в базу знаний и найти нужный доклад, видеоурок или статью.
v Мобильное обучение. У сервиса есть мобильное приложение Moodle Mobil, которое позволяет проходить курсы и решать тесты с планшета или смартфона.
v Статистика по обучению. Moodle отслеживает успеваемость обучающихся и составляет отчёты для преподавателей. Например, показывает, сколько времени ребята проходили курс, какие ошибки допустили в тесте, кому нравится учиться, а кому нет.
Для лучшего усвоения курса, мною разработана структура занятий, доступная детям. На вводном занятии дети в первую очередь отвечают на вопросы анкеты, где указывают свою имя и фамилию, возраст, увлечения, работали ли они раньше с тканью. Также дети знакомятся с правилами техники безопасности, пальчиковой гимнастикой, гимнастикой для глаз и критериями оценивания творческой работы.
Для изготовления каждой куколки дети изучают презентацию, в которой детям предлагается выполнение заданий, которые имеют условные обозначения:
v ЭТО ИНТЕРЕСНО- здесь дети узнают интересные факты из истории кукол;
v СЛОВАРИК- собрание слов, с которыми дети знакомятся в процессе изучения материала;
v ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ -в конце каждого занятия детям даётся список материалов и инструментов, которые они должны приготовить к следующему занятию.
По окончанию изготовления куколок работы фотографируются и размещают в разделе Практическая работа.
В процессе изучения всех тем курса занятий у каждый обучающийся познакомится со старинными названиями месяцев, изучат различные способы изготовления народных куколок, что поможет детям поближе познакомятся с русской народной культурой. У каждого поселятся 12 куколок, символизирующих 12 месяцев календарного года: Крупеничка, Десятиручка, Травница, Спиридон- солнцеворот, Колокольчик, Коза, Мартиничка, Птица Радость, Куколка на счастье, Купавка, Покосница.
Осенняя куколка Крупеничка - обережная куколка. Крупеничка, а еще она имеет название Зерновушка или Горошинка, наиболее почитаемая кукла на Руси. Эта мотанка обязательно была в каждом доме в старинные времена. На ней была важная обязанность охранять всех членов семьи от голода и неурожая.
Десятиручка- куколка помощница. Женщина на Руси издревле делала много дел: шила, вязала, пряла, ткала, вышивала, за огородом и скотиной ухаживала, готовила и прибиралась, стирала, в поле ходила, воду носила, печь топила, в обрядах участвовала. Чтобы все успевать требовалась помощь высших сил. Многоручка- это обрядовая многорукая кукла. Изготавливалась она из лыкового мочала. Это волокнистое, неокрепшее подкорье, со всякого дерева, преимущественного лиственного, такого как липа.
Кубышка-травница-это куколка целительница, которая оберегает дом от болезней и недугов. Наполните дородную Травницу любимыми ароматами, и Душа ваша возрадуется, когда будет улавливать их в том местечке, где поселится ваша куколка.
Спиридон-солцеворот -одна из немногих народных кукол, олицетворяющих мужской образ. Эта тряпичная кукла изготавливалась на 22 декабря. Спиридон поворачивал солнце на прирост и на увеличение солнечных дней в году.
Кукла-колокольчик - это пожелание добрых вестей. По преданию, звон колокольчика отгонял злых духов и оберегал людей от разных напастей, дарил веселье и радость. У куклы три юбки, что символизировало трехсоставность человеческой природы и древние представления о вселенной, состоящей из трех миров.
Коза, традиционная народная кукла, является символом жизненной силы, плодородия, радости и веселья.
Традиция делать Мартинички зародилась еще в древности, куколка – древний славянский талисман, символизирующий весну и новую жизнь. Одну куколку делают белого цвета – символизирует уходящую зиму, а другую красного – приходящая весна.
Одним из традиционных символов приветствия весны у славян была мотанка Птица Радость.
Куколка на счастье - игровая куколка. У куколки длинная толстая коса как символ здоровья и долгой жизни. Малышка имеет длинную косу, загнутую вверх. Именно коса не даёт своей хозяйке растерять свою жизненную энергетику и притягивает добрую и позитивную. Тем самым даёт женщине силу, удачу, вдохновение. Загнутая вверх коса и устремлённые вверх руки, не дадут обладательнице этого талисмана потерять присутствие духа в трудной жизненной ситуации.
Купавка — обережная куколка. Она приносит радость и удачу в дом, поможет сохранить здоровье.
Назначение куколки Покосницы- оберегать людей от случайных травм во время уборки урожая.
По завершении прохождении курса дети проходят диагностику, отвечают на вопросы теста «Народная кукла». Также обучающиеся отвечают на вопросы итоговой анкеты, где указывают, было ли им сложно заниматься дистанционно, какие куколки понравились больше всего и хотят ли они продолжать изготавливать народных куколок.
Каждая кукла – это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Кукла для ребёнка - близкий человек, с которым можно поделиться своими бедами и радостями. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», - говорил К.Ушинский.
Таким образом, дистанционное обучение может и должно внедряться в знакомство и популяризацию народных ремесел. Предлагаю использовать дистанционный курс обучения по декоративно-прикладному творчеству «Календарь народной куклы».
Список информационных источников:
1. Воробьёва О.Я. Традиционные народные куклы
2. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. М,: Культура и традиции. 2007
3. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. М.:Владос-1998.
4.WWW.RUKUKLA.RU
Пономарева Г.А. Популяризации изготовления народных кукол в среде дистанционного обучения Moodle // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мною разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука шитья», важным блоком которой является изготовление народной куклы как аспекта традиций русского народа. Одним из инновационных подходов в работе МБОУ ДО «Коношский РЦДО» стала разработка дистанционного курса обучения по декоративно-прикладному творчеству «Календарь народной куклы», который дает возможность подключиться к освоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ детям, проживающим в отдаленных районах или по другим причинам ограниченных в возможности стационарного посещения.
Целью данного курса является знакомство с традициями русского народа через изготовление народной куклы.
Задачи:
-познакомить со старинными названиями календарных месяцев года;
-обучить конкретным технологиям, умениям и навыкам изготовления кукол своими руками (скрутки, кубышки, столбики);
-воспитывать любовь к русской народной культуре;
-развивать творческие воображение и фантазию;
-расширять кругозор через самостоятельный поиск дополнительной информации.
Актуальностью данной программы является вовлечение детей в изучение традиционной народной культуры с младшего школьного возраста посредством изготовления тряпичных куколок. Данный курс «работает» в течении 5 лет. В каждый учебный год занимается около 10 детей из отдаленных деревень нашего района. В процессе обучения дети учатся осознавать свои трудности, стремятся их преодолевать; в творческой работе самостоятельно осуществляют пошаговый контроль, стараются находить варианты решения творческой задачи, сами организуют рабочее место, соблюдают правила техники безопасности при работе с инструментами. Так как дети занимаются дистанционно, то здесь важно читать, слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в учебной дополнительной литературе, в интернете; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; анализировать устройство изделия; выделять и называть части изделия, способы соединения деталей. Радует то, что дети стараются выполнить изделие качественно, многие украшают куколок по своему вкусу. Дистанционный курс реализуется в среде дистанционного обучения Moodle на площадке ДДЮТ г. Архангельска. Moodle-бесплатная система электронного обучения, где есть:
v Форум и комментарии. Чтобы связаться с преподавателем, задать вопрос или обсудить тему занятия, обучающиеся могут оставлять комментарии под курсами или заводить беседы на встроенном форуме.
v База знаний — это архив учебных материалов, круглосуточно доступный всем пользователям. В любой момент обучающиеся могут зайти в базу знаний и найти нужный доклад, видеоурок или статью.
v Мобильное обучение. У сервиса есть мобильное приложение Moodle Mobil, которое позволяет проходить курсы и решать тесты с планшета или смартфона.
v Статистика по обучению. Moodle отслеживает успеваемость обучающихся и составляет отчёты для преподавателей. Например, показывает, сколько времени ребята проходили курс, какие ошибки допустили в тесте, кому нравится учиться, а кому нет.
Для лучшего усвоения курса, мною разработана структура занятий, доступная детям. На вводном занятии дети в первую очередь отвечают на вопросы анкеты, где указывают свою имя и фамилию, возраст, увлечения, работали ли они раньше с тканью. Также дети знакомятся с правилами техники безопасности, пальчиковой гимнастикой, гимнастикой для глаз и критериями оценивания творческой работы.
Для изготовления каждой куколки дети изучают презентацию, в которой детям предлагается выполнение заданий, которые имеют условные обозначения:
v ЭТО ИНТЕРЕСНО- здесь дети узнают интересные факты из истории кукол;
v СЛОВАРИК- собрание слов, с которыми дети знакомятся в процессе изучения материала;
v ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ -в конце каждого занятия детям даётся список материалов и инструментов, которые они должны приготовить к следующему занятию.
По окончанию изготовления куколок работы фотографируются и размещают в разделе Практическая работа.
В процессе изучения всех тем курса занятий у каждый обучающийся познакомится со старинными названиями месяцев, изучат различные способы изготовления народных куколок, что поможет детям поближе познакомятся с русской народной культурой. У каждого поселятся 12 куколок, символизирующих 12 месяцев календарного года: Крупеничка, Десятиручка, Травница, Спиридон- солнцеворот, Колокольчик, Коза, Мартиничка, Птица Радость, Куколка на счастье, Купавка, Покосница.
Осенняя куколка Крупеничка - обережная куколка. Крупеничка, а еще она имеет название Зерновушка или Горошинка, наиболее почитаемая кукла на Руси. Эта мотанка обязательно была в каждом доме в старинные времена. На ней была важная обязанность охранять всех членов семьи от голода и неурожая.
Десятиручка- куколка помощница. Женщина на Руси издревле делала много дел: шила, вязала, пряла, ткала, вышивала, за огородом и скотиной ухаживала, готовила и прибиралась, стирала, в поле ходила, воду носила, печь топила, в обрядах участвовала. Чтобы все успевать требовалась помощь высших сил. Многоручка- это обрядовая многорукая кукла. Изготавливалась она из лыкового мочала. Это волокнистое, неокрепшее подкорье, со всякого дерева, преимущественного лиственного, такого как липа.
Кубышка-травница-это куколка целительница, которая оберегает дом от болезней и недугов. Наполните дородную Травницу любимыми ароматами, и Душа ваша возрадуется, когда будет улавливать их в том местечке, где поселится ваша куколка.
Спиридон-солцеворот -одна из немногих народных кукол, олицетворяющих мужской образ. Эта тряпичная кукла изготавливалась на 22 декабря. Спиридон поворачивал солнце на прирост и на увеличение солнечных дней в году.
Кукла-колокольчик - это пожелание добрых вестей. По преданию, звон колокольчика отгонял злых духов и оберегал людей от разных напастей, дарил веселье и радость. У куклы три юбки, что символизировало трехсоставность человеческой природы и древние представления о вселенной, состоящей из трех миров.
Коза, традиционная народная кукла, является символом жизненной силы, плодородия, радости и веселья.
Традиция делать Мартинички зародилась еще в древности, куколка – древний славянский талисман, символизирующий весну и новую жизнь. Одну куколку делают белого цвета – символизирует уходящую зиму, а другую красного – приходящая весна.
Одним из традиционных символов приветствия весны у славян была мотанка Птица Радость.
Куколка на счастье - игровая куколка. У куколки длинная толстая коса как символ здоровья и долгой жизни. Малышка имеет длинную косу, загнутую вверх. Именно коса не даёт своей хозяйке растерять свою жизненную энергетику и притягивает добрую и позитивную. Тем самым даёт женщине силу, удачу, вдохновение. Загнутая вверх коса и устремлённые вверх руки, не дадут обладательнице этого талисмана потерять присутствие духа в трудной жизненной ситуации.
Купавка — обережная куколка. Она приносит радость и удачу в дом, поможет сохранить здоровье.
Назначение куколки Покосницы- оберегать людей от случайных травм во время уборки урожая.
По завершении прохождении курса дети проходят диагностику, отвечают на вопросы теста «Народная кукла». Также обучающиеся отвечают на вопросы итоговой анкеты, где указывают, было ли им сложно заниматься дистанционно, какие куколки понравились больше всего и хотят ли они продолжать изготавливать народных куколок.
Каждая кукла – это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Кукла для ребёнка - близкий человек, с которым можно поделиться своими бедами и радостями. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», - говорил К.Ушинский.
Таким образом, дистанционное обучение может и должно внедряться в знакомство и популяризацию народных ремесел. Предлагаю использовать дистанционный курс обучения по декоративно-прикладному творчеству «Календарь народной куклы».
Список информационных источников:
1. Воробьёва О.Я. Традиционные народные куклы
2. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. М,: Культура и традиции. 2007
3. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. М.:Владос-1998.
4.WWW.RUKUKLA.RU