Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf
Тип проекта:
· По направленности: познавательно-информационный, творческий.
· По количеству участников: групповой.
· По продолжительности: краткосрочный
Актуальность:
В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно воспитывать в детях интерес к живой природе, научить беречь окружающий мир.
Л.Н. Толстой говорил: «Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья есть жизнь такая, при которой не нарушена связь человека с природой…»
Тема проекта выбрана не случайно: выяснилось, что дети очень мало знают о птицах: многие не знают названий птиц, обитающих в нашей области, не могут описать их внешний вид и основные признаки.
Цель проекта: расширение знаний детей о птицах Вологодской области, их образе жизни.
Задачи проекта:
· формировать у детей представления о птицах родного края, их образе жизни, характерных особенностях; роли человека в жизни птиц
· воспитывать бережное отношение к природе;
· вызвать у детей интерес к птицам;
· обогащать словарь детей. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение;
· развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
· развивать познавательную активность детей;
· продолжать развивать творческие способности детей.
Гипотеза проекта: Если воспитывать в детях интерес к природе, показывая им, как правильно наблюдать за птицами, обращая внимание на их внешний вид, движения, повадки; дать понятие о пользе птиц для природы, о том, что они «братья наши меньшие», то у детей сформируются не только знания о живой природе, но и бережное отношение к ней.
Сроки реализации проекта: 1 неделя.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный
1. Формулирование цели и определение задач.
2. Составление плана основного этапа проекта.
3. Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
4. Подбор материалов по теме проекта.
5. Организация предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.
6. Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта.
2 этап – основной
Форма работы:
· непосредственная образовательная деятельность;
· совместная деятельность;
· работа с родителями
3 этап – заключительный
Создание совместно с родителями книги «Птицы Вологодской области»
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
Участники проекта:
· дети средней группы,
· воспитатели,
· родители.
Содержание проекта
Образовательная область
Мероприятие
Задачи
Художественно-эстетическое развитиеКонструирование: «Домик для птиц»
- развивать умение создавать игровую обстановку;
- развивать в детях эмоциональный отклик, желание помочь «братьям меньшим».
- продолжать формировать навыки построения ролевого диалога;
- формировать умение творчески развивать сюжет, умение планировать размещение в игровом пространстве;
-формировать дружеские взаимоотношения в игре, умение объединяться и договариваться.
Совместная деятельность. Рисование «Скворечник».
- развивать творческие способности;
- дать детям представление о помощи человека птицам;
-закреплять умение пользоваться кистью и красками;
-развивать эстетические чувства детей.
НОД Лепка из пластилина «Синичка»
- рассмотреть изображение синицы и выяснить характерные особенности птицы;
- упражнять в умении использовать в своей работе знакомые приёмы лепки (раскатывание, сплющивание, прищипывание, примазывание);
- поощрять любые проявления творчества в процессе украшения формы путём процарапывания.
Совместная деятельность-Аппликация «Скворечник»
- развивать мелкую моторику и тактильные ощущения;
- развивать образное мышление;
- воспитывать позитивный настрой на продуктивную деятельность;
- развивать творческие способности и воображение детей;
- воспитывать усидчивость;
- закрепить навыки и умения при работе с бумагой, клеем;
-учить дополнять аппликацию путем дорисовывания элементов
Раскрашивание раскрасок на тему: «Птицы нашего края».
- учить аккуратно обводить контуры предметов и не выходить за контуры при раскрашивании рисунка.
Познавательное развитие
Знакомство с птицами Вологодской области
- познакомить детей с птицами родного края; выяснить их названия, повадки, характерные особенности и образ жизни.
Беседа о птицах родного края «Птицы, какие они?»
- развивать у детей интерес к птицам, живой природе
Наблюдение за птицами во время прогулки
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
- продолжать расширять кругозор детей;
-развивать интерес детей к птицам
Речевое развитие
Чтение художественной литературы о птицах: Б.Прохоров «Кормушка», М.Горький «Воробьишко», Н.Сладков «Вежливая галка», М.Пришвин «Ребята и утята», З.Александрова «Новая столовая».
Разучивание скороговорки: «Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон»
Отгадывание загадок о птицах.
Пальчиковая гимнастика Десять птичек-стайка».
Артикуляционная гимнастика «Птенцы», «Клювик»
Дидактическая игра «Птица и птенец»
- познакомить детей пословицами и поговорками русского народа о птицах;
- закрепить знания детей о птицах, их образе жизни;
- совершенствовать навыки связного высказывания;
- развивать умение анализировать, сравнивать;
- развивать воображение;
- продолжать развивать память, мышление, слуховое восприятие;
-продолжать учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
-продолжать укреплять артикуляционный аппарат детей.
-продолжать учить детей составлять краткий рассказ-описание по картинке.
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевая игра: «Птички в гнездышке»;
- закреплять полученные знания через игровую деятельность.
Беседа о помощи человека птицам.
-выяснить, какую помощь может оказывать птицам человек;
- воспитывать у детей эмоциональный отклик, желание помогать птицам
Физическое развитие
Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Вороны и воробьи»
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
-развивать ловкость
-продолжать учить следовать правилам игры
-развивать умение действовать в команде
Игра с мячом «Один-много».
- развивать умение подбирать для ответов слова, обозначающие названия птиц во множественном числе
Физкультминутки: «Птички», «Скачет шустрая синица».
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;
- тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.
Работа с родителями
Консультация для родителей по теме проекта «Птицы-наши друзья».
-обсудить цели и задачи проекта. -сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
Подбор наглядно
– дидактических
пособий,
демонстрационного
материала.
-создать условия для реализации проекта.
Беседа с родителями
по оформлению
книги «Птицы Вологодской области».
-привлечь родителей к созданию книги о птицах родного края.
Рисование птиц Вологодской области
-привлечение родителей для создания энциклопедии «Птицы Вологодской области»
Предполагаемые результаты:
1. Получение знаний о птицах Вологодской области, их
2. Получение элементарных представлений о пользе птиц в природе.
3. Обогащение и расширение словарного запаса.
4. Знакомство с пословицами и поговорками по теме «Птицы».
5. Пополнение предметно–пространственной среды по теме.
6. Развитие у детей любознательности, познавательной активности, бережного отношения к природе.
7. Проявление интереса и желания к творческой деятельности.
8. Активное участие родителей в реализации проекта.
Библиографический список:
1. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.2. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
3. Интернет-ресурсы.