Многие учителя работу над проектами в начальной школе считают делом несерьёзным. Но мой опыт показал обратное: детям нравится выполнять «взрослую работу». Да, проекты учеников младших классов кажутся иногда смешными и нелепыми, но, поверьте, дети относятся к ним со всей серьёзностью и ответственностью. Работа над проектом позволяет решить следующие задачи: - развивать творческие и коммуникативные способности ребенка; - прививать навыки сотрудничества с другими людьми; - активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи; - прививать первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать её для выполнения проекта. С проектами ребята сталкиваются уже в первом классе в виде проектов в рабочих тетрадях. Во втором классе работы становятся серьёзнее – ребёнок готовит презентацию на заданную тему. Работа над проектом начинается с выбора темы. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. После того как тема выбрана, можно подсказать несколько путей раскрытия темы. Несомненно, что данный вид работы в возрасте младшего школьника невозможен без помощи взрослых. И родители - первые помощники. Задача взрослых – научить, направить, развить познавательный интерес маленького человека. После того, как презентация готова, ученик представляет свою работу одноклассникам. В данной работе я поделюсь своим опытом работы над краткосрочным и долгосрочным проектами. Я с моей ученицей готовили небольшой проект по окружающему миру. По теме урока нужно было раскрыть несколько видов транспорта. Была выбрана тема - специальная техника. Подробно разобрали какие есть машины, и их назначение. С помощью родителей девочка подготовила интересную презентацию, в которой очень доступно была изложена информация. Это были и загадки, и фотографии машин, и даже звук сирены. На следующий урок подготовить проект желающих было больше. Это был краткосрочный проект, т.е. проект, который выполняется в течение одного или нескольких уроков, и может применяться на уроках. Есть еще один вид проекта – долгосрочный, который готовится восемь недель и более. Такая продолжительность объясняется тем, что для выполнения этого вида работы требуется больше времени на опыты, эксперименты, систематизации полученных результатов и формированию выводов. Эта работа, в отличии от краткосрочной, носит элемент научности. Опыт участия моих учеников в научно-практических конференциях позволил мне составить представление о том, как способствовать развитию исследовательского поведения младшего школьника, как «запустить» исследование и сопровождать его на разных этапах от «запуска» до презентации результатов работы. Условия эффективности исследовательской деятельности: 1) ученик должен хотеть проводить исследование; 2) ученик должен суметь это сделать; 3) ученик должен получить удовлетворение от своей работы. Исследовательская работа выполняется в 7 этапов: 1) формулирование темы; 2) формулирование целей и задач исследования; 3) теоретические исследования; 4) экспериментальное исследование; 5) анализ и оформление научных исследований; 6) внедрение и эффективность научных исследований; 7) публичное представление работ на разного рода конференциях, чтениях. С моей ученицей мы подготовили проект «История одного дома». Практическая значимость этой работы: на примере одной улицы, дома узнать историю нашего города. Мы постаралисьрешить следующие задачи: 1. собрать информацию об истории улицы Коммунистическая; 2. найти материалы о доме по адресу улица Коммунистическая, 46. Методы исследования: работа с архивом, поиск литературы в библиотеке и в Интернете, опрос родственников, изучение старых документов. По крупиночкам собирались интересные факты об истории этого дома. И чем больше мы узнавали, тем становилось более интереснее и запутаннее - одно историческое событие тянуло за собой другое, в истории отдельно взятого дома можно рассмотреть историю нашего города и даже страны. Занимаясь изучением истории старых домов, мы неизбежно сталкиваемся с жизнью и судьбами наших предков, а значит, сохраняем связь поколений. Результатом участия в научно-практических конференциях младших школьников, помимо врученных дипломов и грамот. стало приобретение школьником опыта исследовательской деятельности. Исследования не развлекают, они поучают юного исследователя лучше самых строгих учителей. Дополнительная работа с обучающимися является трудным, кропотливым, затратным по времени для педагога, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь победа ученика - это радость учителя, работавшего с ним. С ростом ученика растёт и учитель. При правильной организации исследовательской деятельности создаются условия для интеллектуального, творческого, личностного развития обучающихся. Исследовательская деятельность направлена на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для учеников на данном этапе развития, позволяет школьникам чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Это благотворно влияет на заинтересованность вобучении, ведь ученики, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. dainak2010@yandex.ry, 89174978671