НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Дядичкина Г.А. Интеграция педагогических технологий в работе воспитателя детского сада через применение дидактических игр с песком

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Содержание

1.Целевой раздел технологии.
1.1 Пояснительная записка
2.Содержательный раздел рабочей программы.
2.1Содержание образовательной работы с детьми
2.2Система педагогического мониторинга достижения детьми планируемых результатов реализации технологии
2.3.Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителям) воспитанников

1.       Целевой раздел технологии

1.1. Пояснительная записка
Актуальность
В качестве важнейшего условия гармоничного развития личности А.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребёнка. Всё это возможно при применении системы мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие педагогических технологий. Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. А основной целью игровых технологий является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности. Что предполагает решение ряда таких задач, как:
1.Достижение высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка.
2.Подбор средств, активирующих деятельность детей и повышение ее результативности.
Предлагаемый мною к применению метод дидактических игр с песком в ДОУ, позволяет интегрировать ряд педагогических технологий, таких как: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии и личностно-ориентированные технологии, так как целью здоровьесберегающих технологий является- сохранение, поддержка и обогащение здоровья детей, а личностно-ориентированные технологии подразумевают максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребёнка на основе имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Данные задачи решаются наиболее продуктивно при использовании метода дидактических игр с песком, целью которой является оказание помощи в формировании личностного роста через создание зоны ближайшего развития.
Применение метода дидактических игр с песком в ДОУ можно считать инновационным, так как психологами данный метод применяется давно, с конца 1920 года психотерапевтами Анной Фрейд, Эриком Эриксоном и другими, а вот в детских садах распространён не повсеместно, но в скором времени эта методика будет обязательна для всех образовательных учреждений
с обеспечением специальным оборудованием. Актуальность её очень высока в нынешнее время. Через тактильные ощущения не только развивается речь, познание, но и дети избавляются от немотивированной агрессии. Дидактические игры с песком - одна из разновидностей Арт-терапии. Песок загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони. Песок– прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. С огромным интересом дети участвуют в выполнении заданий педагога в песочнице с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом, мелкими игрушками). Ее использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью. Мне, как педагогу-дошкольнику близок данный метод потому, что занятия с песком помогают определить особенности личности ребенка, способствуют развитию мышления, фантазии, мелкой моторики пальцев. Они учат детей создавать модели своих фантазий, понимать их и объяснять. Занятия помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя, способствуют развитию самооценки, избавлению от страхов и обретению веры в себя.
К плюсам дидактических игр с песком можно отнести такие моменты, как:

       Усиление желания ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

       Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

       Гармоничное и интенсивное развитие всех познавательных функций (восприятие, память, внимание, мышление)

       Развитие речи, закрепление навыков фонетико-грамматического строя, звукопроизношения, обучение грамоте и письму.

       Совершенствование развития предметно-игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры, коммуникативных навыков ребенка.

       Развитие творческой личности (саморазвитие ребенка).
Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества — именно так действует песочная терапия на детей.
Использование песка для НОД в ДОУ позволяет активно раскрывать личностные способности детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игры в песочнице, создать ребёнку комфортные условия для самовыражения и реализацию природного потенциала, а также формировать необходимые знания о сохранении здоровья- всё это подразумевает интеграцию педагогических технологий. Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет места и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах.
Цель
Создание полноценной мотивационной основы для развития индивидуальных навыков и умений, поддержки и обогащения здоровья через раскрытие ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, и тем самым обеспечение всесторонне гармоничного развития личности.
Задачи

       Создание условий для стабилизации положительного эмоционального фона;

       Создание условий для побуждения ребёнка к активным действиям;

       Подбор средств, активирующих деятельность ребёнка;

       Создание условий для развития мышления, фантазии, мелкой моторики пальцев;

       Развитие коммуникативной и социальной компетентности детей, творческих способностей и индивидуального самовыражения;

       Развитие познавательных способностей;

       Создание соответствующей безопасной развивающей предметно-пространственной среды;

       Создание условий для сохранения и укрепление здоровья ребёнка;

       Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса, атмосферы доброжелательности.

       Создание условий для повышения мотивации в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом.

Принципы формирования технологии
Применение педагогической технологии в ДОУ обеспечивается соблюдением ряда принципов:

       Наглядности;

       Доступности;

       Естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность;

       Личностно ориентированного подхода;

       Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

       Свободного и защищенного пространства, в котором ребенок может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания в зримые и осязаемые образы;

       Систематического общения педагога и детей;

       Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

       Возрастной адекватности (соответствие условий, методов возрасту и особенностям развития);

Сроки реализации
Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста, начиная с самых маленьких детей до старших дошкольников, что позволяет применять метод «Песочной терапии» на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ и прослеживать динамику по мере взросления ребёнка с момента поступления в ясли и до конца подготовительной группы.
Целевые ориентиры

       Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе, активно взаимодействует со сверстниками, педагогом, участвует в совместных играх;

       У ребёнка развита мелкая моторика;

       Ребёнок умеет различать понятия «право» и «лево», отличать день и ночь, времена года;

       Ребёнок запоминает цвет и форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, совершенствует речь, внимание, память, воображение;

       Ребёнок может выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя;

       У ребёнка развита самооценка, он избавляется от страхов и обретает веру в себя;

       Ребёнок понимает обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); умеет называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты;

       Ребёнок умеет вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе;

       Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и дальних предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

2.Содержательный раздел технологии

2.1 Содержание образовательной работы с детьми
 №
Образовательная область
Задачи области данного возраста
1.
Социально-коммуникативное развитие
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания. Учить помогать друг другу. Приучать детей к вежливости. Совершенствовать эмоционально-положительные проявления ребёнка в сюжетно-ролевых играх;
Ребёнок в сообществе
Формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения, в том числе сведения о прошлом и о происшедших с ними изменениях. Совершенствовать самостоятельность в организации досуговой деятельности. Формировать умение выбора правильного решения, обосновывая свои действия (свой выбор) путем установления причинно-следственной зависимости между событиями и природными явлениями.
Формирование основ безопасности
Формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Прививать знания основ безопасности. Формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при работе с острыми предметами; оберегать глаза от травм во время игр и занятий.
2.
Познавательное развитие
ФЭМП
Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного». Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.
Ознакомление с предметным миром и миром природы
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Продолжать знакомить с различными профессиями; расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда. Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
3.
Речевое развитие
Развитие речи
Формировать умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов. Развивать мелкую моторику. Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
4.
Художественно-эстетическое развитие
Приобщение к искусству
Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие. Развивать воображение, желание воспроизводить задуманное; создать ребёнку комфортные условия для самовыражения.
Изобразительная деятельность
Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании песком изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции.
5.
Физическое развитие
Основы ЗОЖ
Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши); дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Дать представление об опасности попадания песка в глаза, органы дыхания и методах защиты. Дать представление о ценности здоровья. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Учить соблюдать правила работы с песком и соблюдение правил безопасности.

2.2 Система педагогического мониторинга достижения детьми планируемых результатов реализации технологии

Система мониторинга осуществляется в форме педагогического мониторинга и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии применяемой инновационной педагогической технологии.

Объект педагогического мониторинга

Формы и методы педагогического мониторинга

Периодичность проведения мониторинга

Длительность проведения мониторинга

Сроки проведения мониторинга

Эффективность использования игровых, здоровье сберегающих и личностно-ориентированных технологий с приоритетным использованием дидактических игр с песком.

       наблюдение;

       анализ детской деятельности;


       2 раза в год


       в течении месяца

(3-4 нед.)


       сентябрь май


2.3 Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителям) воспитанников.

Реальное участие родителей в жизни ДОУ

Формы участия

Периодичность сотрудничества

В проведении мониторинговых исследований

       анкетирование;

       социологический опрос;

       2 раза в год
В создании условий

       помощь в создании предметно-развивающей среды;

       оказание помощи в ремонтных работах;

       постоянно
В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей

       наглядная информация стенды, папки-передвижки, памятки;

       создание странички на сайте ДОУ;

       консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции;

       1 раз в квартал

       Обновление постоянно

       1 раз в месяц
В группе выходного дня

       добровольное посещение совместно с детьми песочной терапии вне деятельности ДОУ в выходные дни.

       два раза в месяц

Библиографический список

1.       «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. и Грабенко Т. М. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2006г.
2.       «Игры в сказкотерапии» Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.,Грабенко Т. М. СПб.:Речь, 2008
3.       «Песочная терапия» Большебратская Э.Э. Петропавловск, 2010г.
4.       «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 14 ноября 2013 г.
5.       Основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 104 в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
6.       «Формирование основ безопасности у дошкольников» Белая К. Ю. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
7.       «Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3- 7 лет.» Буре Р. С.– М.: Мозаика-Синтез, 2014
8.       «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет» Веракса Н.Е., Галимов О.Р... - М.: Мозаика- Синтез, 2014
9.       «Песочная терапия в развитии дошкольников» Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. . – М.: ТЦ Сфера, 2014
2018