Куделина Л.Г. Влияние дидактических игр на развитие и воспитание детей младшего возраста в семье
Библиографическое описание: Куделина Л.Г. Влияние дидактических игр на развитие и воспитание детей младшего возраста в семье // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
В первую очередь необходимо рассмотреть понятие, что такое «дидактическая игра». По моему мнению, дидактическая игра – это игра, которая создана специально педагогом, в конкретных целях, а именно: для получения новых навыков, развития интеллектуально – познавательной деятельности, а также в целях развития памяти, мелкой моторики рук у малышей.
К дидактическим играм предъявляется ряд требований:
· должны пробуждать непосредственный интерес у детей;
· вовлекать ребенка в соревнования с другими людьми;
· возможность у детей проявить свои способности;
· доступность для ребенка в игре источников новых знаний, умений и навыков.
В дидактических играх имеются две главные цели, первой из которой является обучающая, вторая цель - игровая. Первую цель преследует педагог и родитель, так как данные игры являются ценным средством воспитания умственной активности. Она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Также игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
По мнению А.В. Запорожеца, роль дидактической игры состоит в том, что: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Дети воспитываются в играх так же, как в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых.
Значение игры, ее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.
В младшем дошкольном возрасте обучение ребенка принимает целенаправленный характер. Большинство занятий в этом возрасте направлены на развитие ориентировки ребенка в окружающем мире и овладение речью. Дети учатся различать и называть предметы, некоторых животных, знакомятся с действиями и их обозначениями. Ребенка учат выделять некоторые основные признаки предметов.
На втором и особенно на третьем году дети начинают играть. Игра двухлетнего ребенка обычно выражается в простом повторении каких-либо действий с предметами, в том числе и с инструментами. Дети этого возраста отражают в своих играх чаще всего обычные действия взрослых с ними: одевание, раздевание, укладывание в кровать, кормление, купание.
К концу второго года жизни ребенок должен понимать слово цвет, знать и называть основные цвета. Опыт ребенка на втором-третьем году жизни еще очень беден, поэтому в его игре больше подражания, чем собственной выдумки, поэтому отличительной чертой действий детей является их ярко выраженный подражательный характер. Возросшая самостоятельность порождает большую пытливость и любознательность малыша. К трем годам ребенок обычно научается подчиняться правилам и действовать самостоятельно. На занятиях детям показывают действия с предметами; обучают действиям с дидактическими игрушками. Обязательны занятия с сюжетными игрушками, в ходе которых ребенок овладевает игровыми действиями. Формированию орудийных действий служат занятия с предметами. Большое место отводится чтению коротких стихотворений, чтению и рассказыванию сказок, рассматриванию картин и картинок.
Основными формами организации обучения детей младшего дошкольного возраста являются занятия и дидактическая игра. С.Л. Новоселова указывала: «Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. Наиболее соответствующей раннему возрасту формой обучения являются дидактические игры, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать». Например, я предлагаю дома родителям поиграть в дидактическую игру с детьми «Кукла Катя проснулась». При этом будут решены дидактические задачи, такие как: закрепление знаний детей об одежде куклы, о последовательности процесса одевания, будет активизирована речь детей.
Дети, как правило, активно и с удовольствием участвуют в игре, закрепляя необходимые в повседневной жизни навыки.
По моему мнению, роль родителей в участии дидактических играх с детьми очень велика. Так как дети в данном возрасте еще не сепарированы от родителей, имеется тесная эмоционально – психологическая связь, и они нуждаются в большом внимании со стороны взрослых. Проводя вместе время, необходимо с пользой для своего ребенка, а лучшим решением для этого являются дидактические игры. На первый взгляд можно подумать, что просто игра, а на самом деле игра, несущая большой вклад в развитие ребенка.
Необходимо отметить, что дидактические игры имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. У детей формируются нравственные представления о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности у них вырабатывается умение действовать в среде сверстников.
Стимулировать интерес у родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком, являлось насущной задачей для меня на крайнем родительском собрании. Мною были предложены родителям игры в их повседневной жизни с детьми.
Большую часть времени семья проводит на кухне, особенно мамы. Даже там имеется возможность провести время с ребенком с пользой. Ниже приведу список игр, способствующие развитию мелкой моторики, развитию восприятия цвета, формы, величины, а также знакомят с окружающим миром.
· «Скорлупа от яиц» (необходимо раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы).
· «Макаронные изделия» (выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета).
· «Манка и фасоль» (смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки).
· «Горох» (пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль).
· «Геркулес» (насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт).
· «Различные мелкие крупы» (предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой).
· «Одноразовые стаканчики» (можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты).
Подведя итог вышесказанному, хочу отметить, что дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста в основном направлены на развитие, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умения ориентироваться в пространстве.
Дидактические игры также развивают мыслительные способности детей, способствуют закреплению элементарных математических преставлений. Основное внимание таким играм уделяется в более старшем возрасте. Данные игры способствуют ознакомлению ребенка окружающим миром. Дидактическая игра имеет большое значение в развитии психики ребенка.
Детям игры доставляют много положительных эмоций, они очень любят, когда с ними играют взрослые. Играйте со своими детьми, они в этом очень нуждаются и вы, между прочим, тоже, ведь с помощью игры вы становитесь ближе друг к другу, начинаете больше узнавать друг о друге, можете повлиять на душевное состояние и поведение вашего ребенка.
2. Новосёлова, С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / С.Л. Новоселова. – М.: Педагогика, 2015. – 160 с.
3. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. Карапуз, 2010. 144 с.