Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Зайцева Е.В. Методика обучения экономике на основе социально-ориентированного подхода

Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf


В настоящее время образование претерпевает очередные изменения, связанные с информатизацией общества, процессами глобализации, международной политикой государства и существующим экономическим положением в стране. Это проявляется в трансформации целей, содержания, требований к результатам обучения и воспитания, появлении новых подходов к этим процессам. В государственных документах, определяющих ведущие направления развития российского образования (Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025г.), государственная программа РФ «Развитие образования»), подчеркивается необходимость социального развития личности обучающегося.
Однако, несмотря на активную социальную политику государства в образовательной области, педагогические исследования и практика последних лет указывают на растущие среди подростков агрессию и равнодушие, отсутствие гражданской позиции и патриотизма у нового  поколения. Средства массовой информации насаждают в сознании подрастающего поколения идеи эгоцентризма и эталоны «общества потребления». А на ступени общего образования продолжает уделяться чрезмерное, исключительное внимание индивидуально-личностным достижениям обучающихся, что весьма часто приводит к нарушению целостности в формировании личности и к ее социальной незрелости, разбалансированию между ее индивидуальной и общественной составляющими.
Образование, конечно, должно ориентироваться на развитие индивидуальности обучающегося, однако при этом не должны игнорироваться интересы общества, окружающего этого индивида  Сегодня уже очевидна давно назревшая необходимость смещения акцентов в образовании с личностно-ориентированного подхода на социально-ориентированный.  Данный подход отвечает требованию непрерывного образования, которое предъявляется сегодня к человеку.
Социально-ориентированный подход к образованию – это совокупность концептуальных положений и общих принципов, являющихся методологической установкой социализации личности и учитывающих ценностно-смысловые аспекты учебно-познавательной деятельности. Сущность социально-ориентированного подхода состоит в организации образовательного процесса с учетом интересов, желаний, возможностей самоопределения, ценностных установок и ориентаций учащегося в интересах успешной социализации личности. В данном виде социально-ориентированный подход к образованию мог бы внести существенные коррективы в решение проблемы воспитания у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации в целом.
Цель социально-ориентированного подхода в образовании – успешная социализация личности, способствующая самоопределению учащегося, его социальному, профессиональному и духовному становлению. Социально-ориентированный подход может реализовываться на всех ступенях образования с учетом особенностей психо-физизиологического развития детей и их ведущей деятельности, свойственной очередному периоду возрастного развития.
Базой рассматриваемого подхода являются субъект-субъектные отношения, которые выстраиваются в учебно-воспитательном процессе образовательной организации между педагогами и учащимися при осуществлении совместной деятельности, в том числе при изучении профильных дисциплин, например экономики.
Экономика - это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов на разных уровнях: микро (исследует отдельные экономические субъекты - организации, отрасли, домохозяйства, а так же отдельные рынки, товары, услуги и цены на них), макро (изучает совместную деятельность множества экономических субъектов в рамках национальной экономики) и мега (исследует закономерности развития мировой экономической системы).
Темы для изучения на микроуровне (факторы производства, рынок, конкуренция, цена, спрос и предложение, деньги, собственность, домохозяйства, банки), на макроуровне (государственное регулирование экономики, финансовая система, налоговая система, инфляция, безработица, макроэкономические показатели, цикличность развития экономики) и на мегароуровне (мировая торговля, формы международных отношений).
С целью повышения ориентации учащегося в интересах успешной социализации личности в рамках дисциплины экономика предлагается индивидуальное выполнение заданий, а именно исследование цен на товары повседневного спроса в магазине у дома и исследование курса российского рубля по отношению к мировым деньгам.
В рамках первого исследования студенты на протяжении месяца раз в неделю ходили в магазин и записывали цены на определенные товары (сахар-песок, молоко, хлеб, яйца, крупа, мясо, макаронные изделия, масло подсолнечное, картофель, лук, яблоко, апельсин, банан) и рассчитывали изменение цены (абсолютное/относительное). В рамках второго исследования студенты на официальном сайте Банка России смотрели курс российского рубля по отношению к мировым деньгам (американскому доллару, евро, фунту стерлингов, йене и юаню) на две определенные даты с расчетом изменения курса за период.
Результаты исследований представлены качественной и абсолютной успеваемостью студентов по каждой группе.
Хотелось бы отметить, что из 17 групп абсолютную успеваемость по исследованию цен показали 12 групп, а по исследованию денег 10 групп, при этом в 2018-2019 году данное задание не выдавалось. Качественную успеваемость выше 50% получили 8 групп по первому исследованию и 5 групп по второму. Причинами низких результатов является неполное выполнение задания (отсутствие расчета изменений показателя), арифметические ошибки, предоставление неполной информации (без указания названия магазина, его адреса) и выполнение задания по личному пониманию студента.
Таким образом, использование социально-ориентированного подхода, опирающегося на совокупность обозначенных принципов, является залогом успешной социализации обучающихся. При данном подходе могут использоваться различные методы, типы деятельности, формы воспитания, содержание обучения. Главное, чтобы в результате такой деятельности обучающиеся приобретали позитивный социальный опыт, осваивали новые социально значимые роли, одобряемые обществом поведенческие практики и разнообразные продуктивные способы социального взаимодействия. Выполнение данных заданий позволило студентам на практике изучить такие экономические категории и явления, как цены и деньги на микроуровне, и инфляция и финансовая система на макроуровне, что повысило их социальную и практическую ориентацию.

Библиографический список

1.                Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
2.                Демченко А. Р., Морозова М. В. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе профильного обучения за рубежом // Педагогика. 2013. № 8. С. 108–116.
3.                Загвязинский, В. И.  Теория обучения и воспитания: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2018. - 230 с.
4. Зеер Э. Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3 (36). С. 16–26.
5. Зеер Э. Ф. Методология профессионального развития личности: монография. Екатеринбург: РГППУ, 2014. 194 с.
6.                Игтисамова Г. Р. Некоторые концепции и модели профессионального образования на Западе и в России // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. № 1. С. 120–125.
7.                Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: теория и практика. Екатеринбург: СВ-96, 2011. – 172 с.
8.                Курдюмова И. М. Модернизация общего образования за рубежом: монография для работников образования и науки. Москва: РАО, 2006. - 147 с.
9.                Липский И. А. Тенденции развития воспитания как области научного знания // Воспитание: современные парадигмы: монография/ под общ. ред. З. А. Багишаева и А. К. Быкова. Москва, 2006. С. 23–46.
10.           Пидкасистый П. И., Мижериков В. А., Юзефавичус Т. А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высшего профессионального образования. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Академия, 2014. - 624 с.
11.           Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика: учебное пособие / под ред. В. А. Сластенина. Москва: Академия, 2013. - 576 с.
12.           Трубина Г.Ф., Зеер Э.Ф., Мащенко М.В. Социально-ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося // Образование и наука. Том 19. 2017. №6. С. 9-32
2022