Актуальные вопросы дошкольного образования

Садыкова Г.Р. Словарь эмоциональной лексики и его формирование у старших дошкольников

Библиографическое описание:
Садыкова Г.Р. Словарь эмоциональной лексики и его формирование у старших дошкольников // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.

Связь развития эмоций и речи у детей дошкольного возраста является актуальной темой детского онтогенеза на протяжении уже долгого времени и до сих пор востребована[8].

В работах разных авторов эмоциональное развитие описывается через ряд составляющих. Выделяются следующие компоненты эмоционального развития: переживание эмоций, их восприятие, распознавании, дифференциацию и понимание у себя и у других, их выражение и регуляцию.

При этом важной составляющей развития всех эмоциональных процессов является способность дошкольника их называть.

Одним из направлений эмоционального развития детей является овладение словесными обозначениями эмоций, или «языком чувств»[4].

Язык чувств, обозначающий явления эмоциональной жизни, очень важен. Называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий грамотны языком, обладающий богатым словарным запасом, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он яснее понимает себя, свои переживания, его эмоции становятся более дифференцированными [3].

Осмысление эмоций в полной степени невозможно без их словесного озвучивания. Словесные обозначения эмоций, активизация словаря эмоциональной лексики, представляет собой овладение вербальными обозначениями эмоций [1].

Осознание дошкольниками своих эмоциональных переживаний осуществляется параллельно и во взаимодействии с речевым развитием. В значении слов, обозначающих эмоции, могут отражаться ситуации, причины, вызвавшие эмоцию, межличностные отношения, намерение осуществить определенные действия. Ориентация в словах, обозначающих различные эмоциональные состояния, дает возможность точно выражать их в слове, тоньше дифференцировать, а также способствует развитию самопонимания, эмпатических качеств личности дошкольника. Понимание эмоционального состояния других людей зависит от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоционального состояния и их внешнего выражения[7].

Появление в словаре детей старшего дошкольного возраста слов, описывающих эмоциональные состояния, расширяет вербальные возможности ребенка: отмечается количественный рост словаря эмоций, описание детьми своего эмоционального состояния происходит намного легче[6]. Обогащение словаря существительными, обозначающими эмоции и чувства, образование от них глаголов, прилагательных и наречий значительно расширяют возможности ребенка для выражения собственных чувств и описания чувств другого человека[2].

Понятие овладение словарем эмоций, по мнению Г.Любиной, включает в себя: овладение особой лексикой, пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроение, его оттенки, переживания. Овладение особыми фразами и особым речевым поведением, помогающим улаживать конфликты, разрешать споры, устанавливать речевые контакты. Освоение большого пласта «волшебных слов», т.е. слов вежливости, отражающих нашу доброжелательность, расположенность к окружающим, воспитанность. Умение делать комплименты, т.е. составлять и искренне произносить тексты лестных отзывов, приятных и любезных слов. Умение слушать и слышать, понимать, что стоит за словами, а также читать «язык тела».

Ограниченное употребление и использование словаря эмоциональной лексики дошкольниками, свидетельствует о недостаточном понимании и усвоении ими моральных норм общества, так как слова определяют представление о предметах и явлениях, их обозначающих. Адекватное понимание эмоциональных слов и правильное их использование в речи детей, важны для их адаптации и социализации в условиях современного социума[9].

Прежде чем приступить к работе по формированию словаря эмоциональной лексики, мы провели беседы и в ходе игровой деятельности наблюдали за старшими дошкольниками. Опирались мы на методики диагностики Н.В. Соловьевой «Определение значения слов, обозначающих эмоциональные состояния», «Ассоциативный эксперимент и подбор синонимов» [5].

На основании анализа ответов детей, отражающих различные аспекты понимания ими словесных обозначений указанных эмоций, мы сформулировали ряд выводов, которые представим далее.

Мы установили, что более половины группы детей способны различить эмоции и смысловую сторону обозначающих их слов (например, «грусть – это когда грустно и никто не дружит с тобой», радость – «когда веселишься или день рождение», страх – «это когда страшно»). Вторая половина детей группы не могла объяснить содержательную сторону слов «страх», «грусть», «удивление», «отвращение», «презрение»: они либо молчали, либо повторяли ответы других детей.

В ходе бесед и наблюдения мы пришли к выводу, что у детей преобладает ситуативный способ толкования значения словесных обозначений эмоций. К этому способу относится описание окружающей обстановки и действий окружающих (радость –это когда праздник, день рождение, грусть – когда не с кем дружить, скучно, злость – когда, кто то ругается, злится). Некоторые дошкольники пытались обобщить содержание переживаний: радость – «когда весело бывает», злость – «когда сердятся на кого то», страх – «когда боятся чего то». Дошкольники затруднялись в словесном описании оттенков и эмоциональных состояний. Сложности в объяснении таких состояний и оттенков как удивление, отвращение, презрение, зависть, удовольствие. При интерпретации значения слова удивление, наибольшее количество неправильных ответов. Отвращение, презрение, зависть, удовольствие вообще дети не знают.

Таким образом делаем выводы, дети способны интерпретировать значение словесных обозначений эмоций посредством описания ситуаций, действий окружающих.

Словарь эмоциональных состояний старших дошкольников включает прилагательные «радостное», «веселое», «грустное», «испуганное», «злое», «сердитое». Выявилось, что дети часто употребляют неверные словесные обозначения эмоций (испугливый, удивительный, вместо радостный – хороший, вместо грустный – плохое настроение).

Итак, можно сделать выводы о том, что у детей не до конца сформирован словарь эмоциональной лексики. С возрастом словарь эмоций детей должен пополняться понятиями, обозначающими эмоциональные состояния, чувствами и их оттенками.

Исходя из анализа бесед и наблюдений за старшими дошкольниками мы провели работу по формированию словаря эмоциональной лексики.

При формировании словаря эмоциональной лексики мы опирались на следующие задачи:

• Освоение понятийного содержания слов, обозначающих эмоции, различные переживания, оттенки настроений, и соотнесенности их с определенным состоянием человека или сказочного персонажа.

• Постижение смысловой стороны речи, что позволяет детям объяснять причину той или иной эмоции, настроения, способа поведения и раскрывать смысл обобщенных эмоциональных характеристик (Маша‑растеряша, девочка‑ревушка, Царевна Несмеяна, заяц‑хвастун и т. д.).

• Активизация речевого поведения, что позволяет детям разрешать конфликтные ситуации, делать комплименты, содействовать изменению негативного настроения и т. д.

Овладение словарем эмоциональной лексики должно осуществляться в единстве с развитием представлений об эмоциях. Только непосредственно воспринимая эмоциональную жизнь, «считывая» эмоциональное состояние с лица, жестов, позы, дети учатся переводить эмоции в словесный план, учатся «читать» и словесно обозначать различные настроения, говорить о своих чувствах и чувствах других.

При формировании словаря эмоциональной лексики у старших дошкольников мы работали по следующим направлениям:

1.Развивали умение понимать, дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам (мимике, жестам, позе, интонации голоса);

2. Учили определять смысл поведения, причины настроений путем анализа внешних условий – обстоятельств, событий и т. д.;

3. Развивали способность отзываться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, сопереживание, содействие;

4. Обогащали словарь эмоциональной лексики, познакомили с такими словами, как обиженный, капризный, скучный, стыдно, усталый ит. д.;

5. Учили называть оттенки настроений (не очень радостный, совсем опечалился, немного уставший ит. д.);

6. Учили понимать обобщенные эмоциональные характеристики, адекватно использовать их (Царевна Несмеяна, Вовка – добрая душа, Гадкий утенок и т. д.).

В работе с детьми мы использовали художественную литературу – сказки, рассказы, детскую поэзию, где в ярких образах передаются различные настроения, прослеживаются связи между переживаниями человека и различными состояниями природы. Это сказки А. С. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и др.), стихи А. Блока («Летний вечер», «На лугу», «Зайчик» и др.), В. Берестова («Веселое лето», «За игрой», «Заяц‑барабанщик» и др.), С. Дрожжина («Миновало лето», «Первый гром», «Все зазеленело»), А. Плещеева («Скучная картина», «Осенью»), А. Фета («Сад весь в цвету…», «Задрожали листы, облетая…»); рассказы П. Бажова, В. Драгунского, Н. Носова, К. Паустовского, М. Пришвина, Л. Толстого; сказки Г. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и др.

В процессе общения побуждали детей называть эмоциональные состояния, фиксировать их внимание на причинах радости, горя, удивления, обид героев произведений, учили высказывать свое отношение к тем или иным событиям и поступкам, делать сравнительный анализ различных эмоциональных состояний (их внешнее проявление, влияние на окружающих и т. д.).

Чтение художественной литературы мы сопровождали показом слайдов и репродукций картин И. И. Левитана «Березовая роща», «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень», «У омута»; В. Д. Поленова «Ранний снег», «Золотая осень», «Пруд»; И. И. Шишкина «Бурелом», «Дубовый лес», «Иней», «Рожь»; В. М. Васнецова «Аленушка», «Царевна Несмеяна», «Кощей Бессмертный», «Царевна‑лягушка», «Снегурочка», «Иван Царевич на Сером Волке»; Ф. А. Васильева «Оттепель», «Перед дождем», «Рассвет», «Мокрый луг», «Осень» и др.

Через чтение эмоциональных сказок[3] и бесед, мы пополнили словарь детей названиями таких эмоций, их оттенков и состояний, как радость-удовольствие; удивление-изумление; гнев-злость-зависть; презрение-отвращение; стыд-вина; сочувствие-жалость; грусть-печаль-тоска; обида-досада.

В работе с детьми мы использовали дидактические упражнения «Доскажи словечко», где учили подбирать существительные, обозначающие эмоции и чувства; «Подбери синонимы», где учили подбирать синонимы, обозначающие оттенки эмоций и эмоциональных состояний. «Вырази словами названные эмоции», «Узнай и назови», где учили выражать вербально названные эмоции, учили различать эмоции по внешним проявлениям мимики и пантомимики[2].

Использовали в работе с детьми «Книгу настроений», где представлены символы, соответствующие различным настроениям (пиктограммы) и жизненные ситуации, эпизоды сказок, мультфильмов, которое могут вызвать то или иное эмоциональное состояние.

Играли в игры «Маланьины дети», где имитационными движениями передают содержание народной потешки, которую читает педагог. «Раз, два, три, нужное место найди!», гдепедагог заранее устанавливает в разных местах зала пиктограммы. Читая стихи, он предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, соответствует настроению отрывка.«Путаница», где педагог заранее готовит большой лист плотной бумаги, на котором нарисованы люди, животные, различные предметы, явления природы и т. д. Мы предлагает детям разобраться в том, кого (или чего) боятся щенок, мышь, птичка и т. д.; кто (или что) огорчает девочку; кто развеселил мальчика и т. д. Дети соединяют изображения друг с другом линиями разных цветов. Далее просим детей придумать варианты изменения отрицательных переживаний, например: «Как успокоить щенка?», «Как помочь девочке преодолеть печаль?» и т. д.[4].

Таким образом, необходимо научить детей не только объяснять, оценивать характер эмоциональных проявлений, но и проектировать эмоциональное поведение.

Итак, в ходе бесед и наблюдений за старшими дошкольниками, мы можем подтвердить, что словарь эмоциональной лексики недостаточно сформирован. Процесс формирования словаря эмоциональной лексики у детей не может развиваться самостоятельно, поэтому мы провели работу с использованием наглядных игр, моделей, сказок, игр малой подвижности, которые эффективно повлияли на активизацию эмоционального словаря, повысили у детей уровень и качество обучения и воспитания, обогатили словарь эмоций, их оттенками и состояниями. Диапазон эмоциональной лексики обогатился, что позволило старшим дошкольникам свободно применять ее в связной речи.

Список литературы

1. Абдуллаева Д.С. Характеристика направлений эмоционального развития детей дошкольного возраста\\ Вестник магистратуры.2019.№6-1 (93)

2. Алябьева Е.А. Как развить эмоциональный интеллект у ребенка 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 4 с. – (Как развить ребенка?).

3. Алябьева Е.А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М.: ТЦ Сфера, 2023. -4 с. – (Сказки –подсказки).

4. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1, - М.: Владос, 2010.

5. Карелина И.О. Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства: психологический ракурс: Монография. – Прага, 2017. – 178 с.

6. Ковалькова С.И., Галеева Е.В. Особенности развития эмоционального словаря детей седьмого года жизни\\ Педагогические науки. Евразийский союз ученых #4 (13).2015.

7. Морозова М.Г. Роль эмоциональной сферы в развитии речи дошкольника\\Проблемы и перспективы развития образования в России.2013. №24.

8. Ощепкова Е.С., Картушина Н.А., Бухаленкова Д.А. Связь развития речи и эмоций у детей дошкольного возраста:теоретический обзор// Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.2021.№3. С.260-287.doi.10.11621/vsp.2021.03.13

9. Яшина В.И., Ставцева Е.А. Овладение эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками. М.:Прометей, 2016.
2024-03-06 11:00 2024