НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Фирова О.В. Развитие игровой деятельности у детей раннего дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Фирова О.В. Развитие игровой деятельности у детей раннего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/74-2.pdf.

Развитие игровой деятельности у детей раннего дошкольного возраста является ключевым аспектом их обучения и воспитания. Игра играет важную роль в социально-эмоциональном, физическом и когнитивном развитии детей, способствуя формированию личности в целом. В данной статье рассмотрим важность игровой деятельности, её роль в развитии различных аспектов личности, а также методы стимуляции и поддержки игры у детей раннего дошкольного возраста.

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами - основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка - это его естественное состояние. Ира доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативы, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем - умение считаться с интересами сверстников.

Игра является основным способом самовыражения для детей. Она помогает им развивать фантазию, креативное мышление, а также способствует развитию социальных навыков. В игре дети могут выражать свои чувства, ценности и желания, экспериментировать с различными ролями и ситуациями, что является важным аспектом их развития.

Одной из важных составляющих игровой деятельности является роль взрослого. Компетентный педагог или родитель должен создавать благоприятные условия для игры, быть внимательным к потребностям и желаниям ребенка, а также направлять игровую деятельность в полезное для развития ребенка русло. Особенно важно поддерживать и поощрять детей в свободной игре, оставляя им пространство для самовыражения и экспериментирования.

Когда мы говорим о развитии игровой деятельности у детей дошкольного возраста, важно обратить внимание на разнообразие игровых методик и форм. Для детей этого возраста важно организовывать как индивидуальные игры, так и игры в маленьких группах, где они могут развивать навыки сотрудничества, общения и уважения к мнению других.

Игровая деятельность также способствует развитию мелкой моторики и координации движений, особенно в различных играх с элементами конструирования, рисования, творчества и подражания. Поэтому игры, которые включают в себя физическую активность, можно рассматривать как метод стимуляции двигательного развития детей. Методика развития игровой деятельности включает в себя несколько ключевых шагов и принципов.

Вот несколько методик, которые могут быть использованы для развития игровой деятельности:

1. Использование игр и игровых ситуаций для развития когнитивных навыков: создание игр, которые способствуют развитию внимания, памяти, мышления, решения проблем и других когнитивных навыков.

2. Интеграция индивидуальных потребностей: адаптация игр с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка, чтобы обеспечить участие и успешный опыт в игре для каждого.

3. Создание стимулирующей игровой среды: обеспечение доступа к разнообразным игрушкам, материалам и ресурсам для развития игровой деятельности, которые способствуют развитию фантазии, творчества и социальных навыков.

4. Использование игр как способа социализации: проведение игр, которые способствуют развитию коммуникативных навыков, умения работать в группе, решать конфликты и сотрудничать.

5. Поддержка ролевой игры: создание условий для развития ролевой игры, которая способствует развитию воображения, эмпатии, понимания ролей и адаптации.

Учитывая особенности каждого ребенка, методика развития игровой деятельности должна индивидуально адаптироваться и включать различные игры, материалы и подходы для максимальной поддержки развития каждого малыша.

В свете вышеперечисленного, можно заключить, что игровая деятельность у детей раннего дошкольного возраста является неотъемлемой частью их развития и обучения. Способствуя формированию социальных, интеллектуальных, эмоциональных и физических навыков, игра играет важную роль в формировании личности ребенка. Таким образом, важно обеспечить детей максимальными возможностями для игры и творчества, чтобы помочь им освоить навыки, необходимые им для успешного развития в будущем.

Список литературы:

1. Синяпкина Е.И. Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО / Е.И. Синяпкина, О.Н. Звягина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 3 (9). - С. 100-103. - Текст: непосредственный.

2. Бабаева, Т.И., Гогоберидзе, А.Г., Михайлова, З.А. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова – СПб.: Детство – пресс. - 2010. - 592 с.

3. Баранова, М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста [Текст] / М.Л. Баранова. - Ростов н/Д.: Феникс. - 2005. - 375 с.

4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И. Божович – СПб.: Питер. - 2008. – 400 с.
2023