Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Бабушкина О.В. «Духовное - уроку, учебное – учебнику…»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


В качестве названия работы взято высказывание известного педагога-новатора, преподавателя литературы, Е.Н. Ильина, который считает, что литературное знание в чистом виде далеко не всех школьников волнует и увлекает, имея в виду литературоведческие знания. По мнению педагога, если книгу не открыть ключом воспитания, не сделать каждого ученика её читателем, то, естественно, нет и самого образования.
На мой взгляд, в школьном варианте книга - это прежде всего инструмент нравственного воздействия, средство духовной помощи тем, перед кем распахивается жизнь.
Хочу согласиться с высказыванием московского учителя И.Я. Кленицкой: «Урок литературы в школе - это не урок литературоведения. И задача его вызвать у ребят любовь к чтению и умение читать не глазами, а сердцем. Не литературу в литературе видеть, а жизнь. Ту самую жизнь, в которой они живут не тогда, когда сидят на уроках, а когда они в ней участвуют». [3, стр. 14].
Уверена, что утверждения типа «главное на уроках литературы - это сама литература» ошибочны. Нет, надо не литературу в литературе видеть, а того, кто есть главный объект ее внимания, - человека. С ним работать, а не страницами шуршать, забыв, что от него еще больше, чем от учителя, зависит судьба книги. «Образовывать», кстати, на мой взгляд, легче, чем воспитывать. Сколько здесь помощников: ученый, критик, методист. За «пособиями», «источниками» порой как бы исчезает творческое «Я» преподавателя, он становится больше информатором, интерпретатором, «выкладывателем» знаний. А вот воспитательный подход к преподаванию литературы требует незаурядности, попросту, таланта.
Учение через языковой материал, на мой взгляд, должно указать обучающимся пути самосовершенствования. Учебник должен учить самопознанию, подсказывать, как языковыми средствами развивать память, воображение, мышление. Образовательная организация должна вырастить человека, способного к саморазвитию, чтобы он учился всю жизнь сам.
Отмечу еще очень важную функцию учения - обогащение опыта обучающихся. Юные суворовцы беспомощны в языковом отношении потому, что они беспомощны в своей жизни. В ней нет материала, о котором бы они могли говорить вдохновенно: ни поступков, ни деяний, ни отношений. Отсюда и убогость их языка. Но мы-то, преподаватели литературы, можем открыть перед ними иной мир.
Л.С.Выготский считал, что литература - такая же жизненная реальность, как и сама жизнь. Она через воображение оказывает на человека такое же влияние, как и окружающая его действительность. Литературу и нужно изучать для того, чтобы человек пытался перестроить свою судьбу, попробовал творить жизнь, творить свою духовность и умел выразить это словом.
 У мальчишек очень сильна жажда самосовершенствования. Но, не утоленная учебным процессом, она исчезает. Ее губит учебный процесс, часто имеющий выход не на практический результат, а только на учебный, на отметку. Полагаю, что при оценке работы суворовца думающий преподаватель всегда обратит внимание на то, проявился или нет духовный рост ребёнка, появились или нет новые навыки самостоятельного мышления. А это никакими отвлечёнными «баллами» не измерить и не оценить.
   Литература, обогащенная жизненным опытом и пониманием человеческой природы, знанием человека, его сущностных сторон, несомненно, помогает нам вырастить человека, способного к самосовершенствованию.
На уроках русского языка и литературы мы с суворовцами должны постоянно совершать путь от звука до высот духовности. Этот путь можно проследить в цепочке зависимостей:
звук - слово - словосочетание – предложение - фраза – текст - произведение - литература – искусство - культура – духовность – общество - опыт
 Когда я читаю текст, мои воспитанники воспринимают звуки. Понимая смысл их сочетаний, они выходят на уровень текста. Через понимание текста они могут понять писателя, его произведение, его эпоху, людей, ее населяющих. То есть цепочка показывает последовательность разбора как художественного произведения, так и всего творчества писателя. Проследим этот путь на примере изучения темы: «Портреты мальчиков в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». Прежде всего, на каждом занятии должен звучать текст. Следующий этап - работа над словом, которую можно провести на уроке русского языка.
Задание 1. Выпишите слова, которые дают представление о процессе ознакомления читателей с портретами мальчиков.
Люди копошились; колебались тени, ярко освещалась передняя половина маленькой кудрявой головы; мальчики, крестьянские ребятишки; всех мальчиков было пять - Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня; портреты мальчиков.
Задание 2. Проследить, как жизненные наблюдения автора воплощаются в слове, как автор использует изобразительно-выразительные средства языка.                                                                                        
1. Общее представление о людях.
Видит. Отдельные детали: копошились люди, колебались тени, маленькая кудрявая голова.
2.          Слышит. Детские звонкие голоса.
3.           Видит. Два - три мальчика быстро поднялись, подбежали, отозвали тотчас собак.
4.          Видит и слышит. Крестьянские ребятишки на бойких клячонках
5.           Описание портретов мальчиков:
а) Федя. «Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать» (видит);
б) Павлуша. «Все-таки... мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила» (видит и слышит);
в) Илюша. «Лицо было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость» (видит);
г) Костя. «Возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором» (видит);
д) Ваня. «Я сперва было и не заметил...»
Эта работа нужна, чтобы проследить, как суворовец приходит к пониманию текста, как он определяет источник смысловой информации.
По сути дела, он последовательно раскладывает на единицы такой тип речи, как описание. И при этом учится у Тургенева видеть, слышать, чувствовать и выражать все это с помощью слова, то есть конструировать текст.
Следующее задание: составьте карты описаний каждого из мальчиков, проследите «маршруты» слов, выражающих движение мысли автора.
Подобные карты суворовцы составляют, следуя за описанием портретов всех мальчиков. Таким образом мы проникаем в лабораторию писателя: видим, как он строит текст. Обсуждая вопрос (уже на уроке литературы): Зачем и как автор совмещает две картины скачущих на лошадях мальчиков? - ребята размышляют о том, как писатель через единичное показывает общее - жизнь детей в современной Тургеневу России. Здесь же мы обращаем внимание на детали портретов мальчиков, свидетельствующие о расслоении общества на богатых и бедных. Говоря о верованиях ребятишек, их рассказах, легендах, мифах, рассуждениях об окружающем мире, сопоставляя все это с нашими представлениями и мифами (об НЛО, например), мы поднимаемся на уровень культуры, при этом отмечаем печать времени в ее отличиях. Большое значение необходимо придать сопоставлению образов Феди и Павлуши. Вопросы: Куда смотрит Федя? ( В котелок). А Павлуша? ( В небо), - не случайны. Вот здесь мы и поднимаемся на уровень духовности. Павлушу любят все. К нему тянуться люди, ему подражает Ваня, тоже заглядывающийся на звездочки. Павлуша и смел, и добр, и умен, и любознателен, и наделен поэзией восприятия жизни. В нем писатель сосредоточил лучшие черты человека и любуется своим героем. Павлуша погибает, но та духовная сила, которая сосредоточилась в нем и притягивала к нему людей, остается в Ване. Духовность неуничтожима, она вечно жива в мире...
Я показала «действия» описанной выше цепочки зависимостей при анализе художественного произведения. С другой стороны, эта схема зависимостей иллюстрирует и путь, по которому развивается процесс учения. По сути дела, преподаватель и суворовцы постоянно переходят с одного уровня нашей цепочки на другой. Через литературу как искусство слова мы выходим на уровень искусства.
     А затем и на уровень культуры, который включает в себя всю деятельность суворовца. Здесь должны решаться проблемы содержания преподавания и обучения, т.е. учебников и программ, которые представляли бы собою этап перехода к духовности человека, когда он сам понимает смысл своей деятельности, поступая осознанно. Учитель может полноценно общаться с учеником только на уровне духовности, ибо здесь они равны как личности, ответственные за свои духовные ценности, за свои деяния. Что знать, что уметь, что делать – им обоим задают постоянно меняющиеся программы. А это и есть перечень тех требований, которые предъявляет им общество (оно тоже есть в нашей цепочке). Но выбирает программу, приспосабливает её к своим условиям, которые всегда уникальны, тот, кто работает с обучающимся, т.е. учитель. Вот мы и поднялись на уровень опыта.
Таким образом, личность учителя стимулирует рождение личности ученика. Нет в классе субъекта и объекта обучения. Есть живое течение мысли учителя, правдивое переживание всего, о чём говорится и думается. Ученики же становятся соучастниками этого процесса.
Список литературы:
1. Е.Н. Ильин «Путь к ученику». - Москва, Просвещение, 1986. – 221 с.
2. Е.Н. Ильин «Шаги навстречу». - Москва, Просвещение, 1986. – 32 с.
         3. И.Я. Кленицкая «Когда слова диктуют чувства». -  М., 1991. – 79 с.

2022