НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Матющенко А.С. Проблемы обучения программированию в школе

Библиографическое описание:
Матющенко А.С. Проблемы обучения программированию в школе // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.

В настоящий день ощущается острая нехватка качественных специалистов в области IT. Связано это с низким уровнем знаний по школьному предмету «Информатика» и, в частности, раздела «Алгоритмы и программирование». К сожалению, быстро эту ситуацию исправить нельзя, нужен системный подход. Что происходит в настоящий момент? Как нужно обучать детей, чтобы в будущем они могли стать, например, качественными программистами или сотрудниками сферы защиты информаций? Постараюсь ответить на данные вопросы.

Сейчас в жизни любого человека с каждым днем становится все больше электронных устройств и цифровых данных. То, о чем нельзя было помыслить 5 или 10 лет назад, сейчас является обыденностью. Подача электронного заявления, онлайн запись, оплата услуг, электронные подписи на документах, электронное голосование в период выборов – это лишь часть того, с чем приходится сталкиваться современному человеку. Чтобы не выпасть из этого потока цифровизации, мы обязаны обладать набором навыков. Получать их человек должен, в том числе, в школе. Для этого есть специальный предмет – информатика.

Информатика – это наука, изучающая способы работы с информацией. Вот только способы этой работы очень быстро меняются, и школьный предмет не успевает шагать в ногу со временем. Есть ряд проблем, которые встают на пути школьной информатики. Сюда можно отнести:

· проблемы с оборудованием, которое во многих школах устарело;

· проблемы с преподавательскими кадрами, которые, зачастую, не компетентны;

· проблемы с рабочими программами, которые не всегда успевают корректировать;

· проблемы с программным обеспечением, которое не всегда есть возможность закупать.

Согласно федеральной образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 предмет «Информатика» изучается с 7 по 9 класс. Базовый уровень – 34 часа в год, итого 102 часа в основной школе. Углубленный уровень 68 часов в год, итого 204 часа в основной школе.

На основании образовательной программы основного общего образования методы работы с информацией, используя компьютер, учащиеся начинают изучать с 7 класса, а доклады, сообщения, презентации начинают готовить в начальной школе. Странно… В 5 и 6 классе парадокс сохраняется: работать с электронным дневником уметь должен, файлы эти создавать должен, пересылать их учителям должен, документы из дневника скачивать должен, в интернете олимпиады и тестирования проходить должен, при дистанционном обучении к видео урокам подключаться должен, а информатику учит с 7 класса. Незакономерно как-то… Пожалуй, выше описана одна из причин низких знаний, а именно – требования к результатам без наличия навыков. Итог этой проблемы следующий: в 7 классе мы получаем учеников, которые кое-как, зачастую неправильно, умеют делать то, чему мы их должны учить. Мотивация в этом случае чаще всего равна нулю, ведь им кажется, что они все это уже знают. И если в отношении компьютерной грамотности у учеников к 7 классу ряд умений уже действительно приобретен, то в отношении других разделов информатики так сказать нельзя.

Немаловажным навыком является построение алгоритмов. В начальной школе чаще всего учащиеся работают с готовыми алгоритмами, самостоятельно их не составляя. В дальнейшем, при изучении раздела «Алгоритмизация и программирование» возникают трудности при составлении последовательности действий.

Существует мнение, что программирование нужно очень малой группе учащихся, так как большинству во взрослой жизни эти навыки не понадобятся. Современные пользователи компьютеров и гаджетов, чаще всего, ничего не программируют. Тогда получается, что нужно научить бытовым навыкам и не касаться, например, алгоритмов и программирования. Исходя из этого, на уроках математики достаточно научить пользоваться калькулятором в телефоне и никакие логарифмы, степени, дроби, интегралы и тем более таблица умножения не нужны. Разумеется, это неверное суждение.

Знания и умения по разделу «Алгоритмизация и программирование» помогают при решении не только учебных задач, но и задач любого характера, где требуется умение анализировать ситуацию и выбирать оптимальный вариант решения. Решение любой задачи выполняется быстрее и точнее при наличии верного алгоритма.

При изучении программирования у человека происходит развитие мышления и логики. Как и любая точная наука, программирование развивает аналитические и дедуктивные способности, абстрактное мышление. Можно смело сказать, что эта отрасль дает развитие человека в целом.

У учащихся, к сожалению, существует стойкое представление об этом разделе, как ненужном, малоинтересном. Почему так происходит, отчасти понятно. Рассмотрим, сколько учебных часов отводится на изучение раздела «Алгоритмы и программирование» в основной школе на основании федеральной рабочей программы по информатике (Таблица 1).

Таблица 1. Соотношение учебных часов на базовом и углубленном уровне.

Это новая программа, в ней сделаны попытки изменить сложившийся за предыдущие годы поверхностный характер изучения данного раздела. Очень жаль, что на базовом уровне в 7 классе посчитали этот раздел ненужным. Поверхностным изучение стало в результате малого количества часов, отводимого на данную тему и низкой компетенции учителей информатики, которые, например, не желая шагать в ногу со временем, учат языкам программирования, являющимся невыгодными в настоящий момент.

Большинство задач раздела «Программирование» не могут похвастаться наглядностью и, в результате, не могут увлечь учащихся. На более интересные и сложные задачи не остается времени.

По части программирования ученики могут быть одарены неодинаково, поэтому инструменты и примеры играют важную роль. Необходимо тщательно подбирать задачи и алгоритмы их решения так, чтобы они были, с одной стороны, не очень трудными, доступными для понимания, не требующими сложной математической модели. С другой стороны, система задач и алгоритмов должна быть разнообразной. Хорошо подойдут практические сюжетные задачи. Для обретения навыка программиста хорошо подойдут игровые тренажеры, в которых исполнитель выполняет команды пользователя.

Важно при изучении раздела «Алгоритмизация и программирование» уделить должное внимание теме «Блок-схемы», так как она крайне плохо освоена учениками. В результате чего, в дальнейшем, при работе над алгоритмом программы, ученик не может выстроить четкую цепочку действий, которые приведут его к конечному успешному результату. Как показывает практика, ученики, освоившие тему «Блок-схемы» на должном уровне, в дальнейшем лучше справляются с написанием программ и способны разобраться в коде уже написанной кем-то программы.

Для подготовки качественных специалистов в сфере IT необходимо улучшение преподавания раздела «Алгоритмизация и программирование» из школьного курса информатики. Для этого, по моему мнению, необходимо следующее:

· В начальной школе в курсе отдельного предмета информатика или в программе других предметов выделить учебные часы для изучения азов компьютерной грамотности. Уделить должное внимание навыкам построения алгоритмов;

· В основной школе добавить предмет «Информатика» для 5 и 6 классов. В программе предмета продолжить изучении компьютерной грамотности. Начать изучать раздел «Алгоритмизация и программирование», в котором расширять знания об алгоритмах, их создании и выполнении. Так же необходимо изучать азы создания блок-схем, программирования, используя приложения-игры с исполнителями;

· В курсе предмета информатика в 7-9 классах, как на базовом, так и на углубленном уровне изучать современный язык программирования (в настоящее время Python). Задачи, используемые для создания программ, должны быть практико-ориентированными;

· В кабинетах информатики на рабочем месте недопустима работа более чем 1 ученика. Персональные компьютеры должны соответствовать запросам современного программного обеспечения;

· Учителя информатики должны регулярно повышать уровень квалификации.

Библиографический список

1. Безручко А.А. Проблема преподавания программирования в школе [Электронный ресурс] URL: https://tribune-scientists.ru/articles/1956

2. Зуфарова А.С., Суходуб Р.А. Методика обучения программированию учащихся: проблемы и решения // Управление образованием: теория и практика. 2022. №4 https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-programmirovaniyu-uchaschihsya-problemy-i-resheniya/viewer
2023