НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Иванова Л.А. Организация экологического образовательного пространства в дошкольном учреждении

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Аннотация: Основой развития экологической культуры у детей является освоение знаний и навыков в природоведческой области (экологическое образование), которое происходит под руководством педагогов. Немалую роль в формировании сознания и поведения ребёнка играет его социальное окружение, а также информация, которую он усваивает вне стен дошкольного образовательного учреждения
Ключевые слова: экология, экологическое воспитание, экологическая культура.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы, то есть научиться экологически целесообразному образу жизни.
Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему. Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы, и активно взаимодействуют со взрослыми.
Для получения результатов в группе детского сада необходимо создать определенные условия и, прежде всего, систему работы воспитателя и его коллег, которая состоит из взаимосвязанных компонентов:
- экологическое образование детей:
- различные виды деятельности по экологии;
- экологическое просвещение родителей;
- оценка окружающей среды;
- развивающая предметная среда в экологическом направлении;
- координация работы по экологии с другими учреждениями и школой;
- сотрудничество с коллегами по экологическому воспитанию.
Формы и методы работы разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей:
- экологические занятия и игры;
- словесные обсуждения и проигрывание различных ситуаций;
- «трудовые десанты» (труд в природе);
- «зеленые библиотеки» (энциклопедии, художественная литература и др.);
- лаборатория юных экологов;
- экскурсии, экологические тропы;
- спортивно – экологические, музыкально – экологические праздники и развлечения;
- инсценировки, театрализованные представления.
В первую очередь в групповом помещении необходимо переоборудовать уголок природы. По-возможности, отвести большую площадь и центральную площадь для эколого-биологического воспитания, где дети смогут увидеть Дерево времен года, поработать с календарем природы, вместе с воспитателем изготовить ландшафт для знакомства с рельефом Земли, познакомиться с водным миром. В группе должно быть много разнообразных комнатных растений: декоративных и цветущих, одного вида – от двух до трех различий.
Для того, чтобы организовать поисковую исследовательскую деятельность дошкольников в природе, необходима лаборатория, то есть место где сосредоточен материал для постоянного наблюдения за опытами и взаимосвязи живой и неживой природы.
Разнообразие предметной и природной среды, которое окружает детей, помогает использовать в работе самые разнообразные методы, рекомендуемые Н.А.Рыжовой: длительные наблюдения за посадками в группе и на участке, ознакомлением с экосистемами парка, с приспособляемостью животных к среде обитания, включение игровых обучающих ситуаций в занятия, экскурсии, работу с календарями.
Большое значение в экологическом воспитании детей имеет окружающая среда на участке детского сада. В процессе работы с детьми замечено, что они в ходе конкретных наблюдений легко могут установить связи между различными природными явлениями.
Ознакомление ребят с домашними животными и дикими зверями осуществляется с помощью наблюдений за кошкой, собакой, рассматриваниякартинок. Представления о жизни животных у детей постепенно становятся реалистичными. Они узнают о детенышах животных, об особенностях их внешнего вида.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Систематичность и последовательность организации тематических бесед, наблюдений позволяют развивать у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под наблюдением взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Планирование занятий подчинено сезонному принципу: каждый сезон длится достаточно долго, дети его проживают и накапливают опыт повседневной деятельности. Каждая тема преподносится детям маленькими порциями на многих занятиях в разных видах деятельности, что способствует более прочному усвоению материала.
Например, чтобы провести познавательное занятие по теме «Цветы», необходимо проделать предварительную работу. Научить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы, уважать труд людей, посадивших цветы для общей радости. На прогулке стоит показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам, земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы.
Интересные наблюдения, занятия, увлекательные экскурсии и прогулки в природу, работа в уголке природы, как бы хорошо они ни были поставлены воспитателем, не позволят детям обойтись без чтения книг. Живая интересная книга, научно правильно освещающая жизнь природы и отдельные явления, а также деятельность человека, преобразующего природу, совершенно необходимы для того, чтобы пробудить интерес у детей к природным явлениям, углубить интерес, возникший у ребенка в процессе живого общения с природой, расширить знания и представления ребенка, привести эти знания в систему.
Исходя из этого, целесообразно создать мини-библиотеку, в которой собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, различные детские журналы. Разнообразную литературу известных детских писателей – природоведов Пришвина, Бианки можно использовать на занятиях, тематических чтениях. Чаще с детьми разучивать стихи о природе известных поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других.
Совместно с инструктором по физической культуре детского сада рекомендуем составить перспективный план эколого-оздоровительной работы. В план необходимо включить не только занятия по физкультуре, но и оздоровительную лечебную гимнастику (коррегирующую), упражнения для профилактики ангины и простудных заболеваний, плоскостопия, комплексы упражнений для бодрости. В особую группу задач эколого-оздоровительной работы следует отнести воспитание у детей нравственно-волевых качеств, восприятия себя как личности, обучение правилам безопасного поведения на природе (в лесу, поле, на водоеме).
Важным аспектом в данной работе по экологической культуре является работа с родителями. Она ведется непрерывно. В группе проводятся родительские собрания по вопросу экологического воспитания детей, где родителям разъясняется, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказать об эколого-оздоровительной работе, о пользе экскурсий, об участии родителей в этом процессе познания. Воспитатель должен постараться привлечь родителей к участию в проведении праздников, досугов, проектов.
Дошкольный возраст является уникальной, самоценной и специфической ступенью системы непрерывного экологического образования и должен рассматриваться как особая ступень развития человека и формирования его мировоззрения. Наша задача – научить детей экологически целесообразному образу жизни, формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Литература:
1. Вострухина, Т. Н., Кондрыкинская, Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, - 2011.
2. Киреева, Р. Г., Бережнова, С. В. Формирование экологической культуры дошкольников. – Волгоград, - 2012.
3. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, - 2003.
4. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. – Москва, - 2005.
2017