Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Алексеева Г.Г. Дополнительная образовательная программа по английскому языку «За страницами учебника»

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (27) https://f.almanah.su/27.pdf


Направленность дополнительной образовательной программы.
Модернизация школьного образования, которая проводится в нашей стране, подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширению возможностей углубленного образования, в том числе языкового. Такие условия могут быть созданы в процессе обучения и на билингвальной основе, что означает обучение предмету и овладение знанием в определенной области на основе взаимосвязанного использования родного и иностранного языков в качестве средства образовательной деятельности.
Новизна курса проявляется в поддержке у учащихся устойчивого интереса к предмету и расширении страноведческих знаний школьников о стране изучаемого языка на билингвальной основе с использованием новых информационных технологий, что способствует развитию у учащихся функциональной грамотности. Учащиеся смогут обогатиться новой страноведческой информацией и узнать достаточно много интересных и полезных фактов о жизни британцев через доступные средства с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей в познании, общении и творчестве.
Актуальность содержания программы мотивирует учащихся к изучению английского языка, способствует развитию их учебных, коммуникативных и презентационных умений и навыков. Курс является предметным и имеет социокультурную направленность. Основными разделами программы являются темы, посвященные британским праздникам и традициям, не рассматриваемым на уроках английского языка: Halloween, Mother’s Day, Guy Fawkes Night (Bonfire Night), Maslenitsa, Boxing Day, Easter, New Year’s Day, April Fools’ Day, St. Valentine’s Day, May Day.
Педагогическая целесообразность курса заключается в использовании инновационных методов, в том числе и билингвальных уроков, формировании деятельного подхода в обучении, в результате которого у детей возникает целостное восприятие мира. Учащиеся учатся познавать, выполнять и работать в коллективе с большим энтузиазмом и желанием, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, усиливать тенденцию к синтезу знаний, значительно увеличивать словарный запас (по иностранному языку), приобщать к мировой культуре средствами родного и иностранного языков.
Цель программы: создать условия для формирования и поддержки у школьников устойчивой положительной мотивации в изучении английского языка и расширения страноведческих знаний учащихся на билингвальной основе через соединение традиционных методов обучения иностранным языкам с современными достижениями в области новых информационных технологий.
Задачи курса: 1) развивать творческие способности учащихся через отчеты в форме мультимедийных презентаций, участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах;
2) применять новые информационные технологии в учебном процессе, использовать современные электронные учебные материалы наряду с традиционными для достижения учащимися более высокого уровня знаний, умений и навыков;
3) воспитывать любовь и уважение к людям страны, язык которой изучается.
Отличительные особенности программы в том, что используемые методики и технологии позволяют учащимся приобрести навыки поисковой работы в Интернете, совершенствовать навыки говорения и чтения, дают возможность расширить и углубить знания по предмету. Данный курс не ограничивается тем, чтобы учащиеся только получили информацию об особенностях традиций английских праздников, главное - он предлагает организовать общение учащихся через доступные источники информации параллельно с ознакомлением новой лексики. Разнообразные задания направлены на то, чтобы учащиеся научились работать в команде и проявлять творчество.
Участниками программы являются учащихся 7 классов, так как на среднем этапе обучения подростки проявляют большую социальную активность, направленную на усвоение определенных образцов поведения и ценностей, стремятся к восприятию нового, интересного, их память развивается в направлении интеллектуализации, запоминание приобретает целенаправленный характер, речь становится более управляемой и развитой.
Реализации программы по английскому языку «За страницами учебника» рассчитана на 64 часа (2 часа в неделю). Занятия проводятся как в традиционном, так и нетрадиционном режиме и предполагают различные формы проведения: игры, круглый стол, викторины, праздники, презентации.
Программа предусматривает занятия комбинированного или практического характера, так как английский язык относится к группе практико-ориентированных предметов. Для реализации программы используются личностно - ориентированные технологии, блочная подача материала. Обучение основывается на деятельностной основе, что означает выполнение следующих действий:
1) перевод информации на русский язык (на английский язык с использованием известных языковых средств). Знакомство с новой тематической лексикой;
2)       поиск информации в Интернете;
3)       интерпретация текстов, высказывание своего мнения, подготовка презентаций, докладов, участие в дискуссии;
4)       выразительное чтение, декламация, драматизация, подготовка и участие в викторинах, проектах, конкурсах;
5)       выполнение рисунков - иллюстраций, буклетов, информационных листовок.
В результате обучения учащиеся умеют: читать с полным пониманием, с пониманием общей идеи или с целью извлечения нужной информации учебные и аутентичные тексты на английском языке; сравнивать, анализировать различные материалы и готовить на их основе тематические презентации; овладевают первичными навыками перевода информации с родного языка на английский; участвуют в дискуссиях на английском языке; спонтанно высказываются по изученной теме, выражая свое мнение, готовят и представляют сообщение по заданной тематике; ведут поисковую работу в группах по теме; умеют выполнять творческие работы, в том числе с использованием компьютера.
Контроль осуществляется через, викторины, страноведческие олимпиады, интеллектуальные игры.
Формы реализации дополнительной образовательной программы.
1.Праздник «Хэллоуин».
Конкурс фонариков “Jack - о- lanterns. “
Конкурс историй «Ночь Хэллоуин».
Конкурс рисунков и плакатов.
Конкурс костюмов.
Брейн - ринг по материалам о празднике.
2. Мультимедийная презентация «День Гая Фокса».
3. Мультимедийная презентация «День благотворительности».
4. Конкурс новогодних открыток.
5. Праздник «День Святого Валентина».
Игры и конкурсные задания.
Конкурс «валентинок».
6. Соревнования «Блинные гонки».
7. Изготовление буклетов к праздникам «Мамин День» и «День Дурака».
8. Празднование английской Пасхи. Игры и викторина.
9. Игра «Кто хочет стать миллионером?».
10. Викторина «Знаешь ли ты британские традиции и праздники?».
11. Страноведческая олимпиада.
12. Выставка творческих работ.

Содержание изучаемого курса

Введение -1 час.
Раздел 1. Этот веселый Хэллоуин - канун Дня Всех Святых - 9 часов.
История и происхождение названия праздника. Традиционные костюмы. Конкурс костюмов. Специальные блюда, их дизайн. Смысл выражения «Угощайте, а то пожалеете». Оформление помещения. Символ праздника, его изготовление. Откуда пришло название “Jack - о- lantern “. Конкурс фонариков “Jack - о- lanterns “. Интересные факты о тыкве. Популярность праздника в других странах. Прикольные подарки. Презентация праздника «Веселый Хэллоуин». Игры, розыгрыши, приколы, гадания. Конкурс историй «Ночь Хэллоуин». Конкурс рисунков и плакатов. Оригинальные надписи к ним. Брейн - ринг по материалам о празднике. Разучивание стихов. Просмотр мультипликационного фильма «Винни-Пух и Слонотоп. Хэллоуин».
Раздел 2. День (ночь) Гая Фокса - 6 часов.
История праздника. История про Гая Фокса. Традиции праздника. Традиционное блюдо. Разучивание стихов и песни.
Раздел 3. День благотворительности (День подарков) - 4 часа.
Версии происхождения праздника. Традиции и подарки.
Раздел 4. День Святого Валентина - 6 часов.
История возникновения праздника. Отличительная особенность праздника. Популярные подарки. Презентация праздника. Стихи. Конкурс «валентинок». Традиция дарения цветов.
Раздел 5. День Матери - праздник всех матерей Англии - 4 часа.
История праздника. Современные и давние традиции и подарки.
Раздел 6. Новый год в Британии - 6 часов.
Отличительная особенность праздника. Традиции праздника. Песня «За дружбу прежних дней». Центр новогодних торжеств в Англии. Шотландские традиции. Традиционные новогодние блюда. Новогодние открытки. Конкурс открыток.
Раздел 7. Масленица — 4 часа.
История праздника. Современные традиции. Соревнования «Блинные гонки», их оригинальность.
Раздел 8. Традиции Пасхи - 8 часов.
Характеристика праздника. Традиции. Символы Пасхи - яйцо, лилия. Пасхальные игры и другие развлечения. История появления пасхального зайца. Пасхальные блюда. Интересные обычаи на Пасху.
Раздел 9 День Дурака - день розыгрышей - 4 часа.
История праздника. Апрельские розыгрыши.
Раздел 10. День Весны (Майский день) - 4 часа.
История праздника. Традиции в Майский день. Символ праздника.
Раздел 11. Страноведческая олимпиада - 2 часа.
Раздел 12. Викторина «Знаешь ли ты британские традиции и праздники?» - 2 часа.
Раздел 13. Игра «Кто хочет стать миллионером?» - 2 часа
Раздел 14. Выставка лучших творческих работ. - 2 часа

Библиографический список

1.Гальскова Н.Д., Коряковцева Н.Ф., Мусницкая Е.В., Нечаев Н.Н. Обучение на билингвальной основе как компонент углубленного языкового образования / / Иностранные языки в школе. - 2003. - № 2. С.12-16.
2. Миньяр-Белоручев Р.К. Механизм билингвизма и проблема родного языка при обучении иностранному // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 5. С.15
3.Гальскова Н.Д, Н.И. Гез. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.
4. Панфилова Е. И. К вопросу о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка / Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 51–55.
2020