Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Ефимова О.А. Использование методов сенсорной интеграции в диагностической и коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ

Библиографическое описание:

Ефимова О.А. Использование методов сенсорной интеграции в диагностической и коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Простыми словами, сенсорная интеграция – это организация сенсорной информации для построения адаптивного ответа.

Родоначальница сенсорной интеграции – американская исследовательница и терапевт Джин Айрес, которая в 1979 году написала книгу «Ребенок и сенсорная интеграция», предназначенную для родителей, имеющих детей с нарушениями восприятия.

Джин Айрес проводила исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери. Она исходила из того, что в этот период начинают работать три системы восприятия ощущений. Эти три системы она назвала основными, или базовыми, ощущениями. Вместе они образуют своего рода основу для сложного взаимодействия всех органов чувств.

Речь идет о следующих системах:

– вестибулярная система = система поддержания равновесия (ощущения, связанные с передвижениями всего тела (его частей) или с изменением положения тела);

– тактильная система = система кожной чувствительности = экстероцепция (ощущения, ассоциированные с качеством и локализацией внешнего стимула, воздействующего на кожу);

– проприоцептивная система = система кинестетического восприятия = восприятие собственной позы и движения (восприятие мышечно-суставных ощущений, положения тела, ощущение направления и скорости движения, а также определение усилий, необходимых для удержания и поднятия предметов).

Три названных вида чувствительности функционируют на основе ощущений (раздражителей, влияющих на органы чувств), которые зарождаются или воспринимаются в непосредственной близости от тела или внутри самого тела человека.

Слух, обоняние, зрение – то есть те виды чувствительности, с помощью которых воспринимаются находящиеся на расстоянии от тела раздражители, начинают работать на более поздней стадии развития.

Никакая часть центральной нервной системы не работает сама по себе: информация передается от одной ее части к другой. Прикосновения помогают видеть, зрение — удерживать равновесие, равновесие — ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению. Мозгу необходима стимуляция, она возбуждает мозг и создает в нем функциональную активность. Таким образом, становятся возможными дыхание, поглощение пищи, ходьба, речь, чтение и т. д. Достаточная стимуляция ведет к увеличению числа связей между мозговыми клетками.

Три постулата теории СИ

1. Обучение зависит от способности воспринимать и обрабатывать ощущения от собственных движений и от внешних воздействий и использовать их для планирования и организации поведения.

2. У людей со сниженной способностью к обработке сенсорных ощущений также могут быть трудности продуцирования адекватных действий, что, в свою очередь, может влиять на обучение и поведение.

3. Усиленные сенсорные ощущения как элемент осмысленной активности, способствующей адаптивному взаимодействию, приводит к улучшению поведения и обучения.

Нарушение сенсорной интеграции у детей проявляется следующими симптомами:

· Плач, раздражение в ответ на прикосновения родителей, педагогов, присутствие чужого человека.

· Апраксия – неумение обращаться с бытовыми предметами, ложкой, вилкой, карандашами, ручками.

· Боязнь песка, пластилина, красок, избегание контакта с неизвестными предметами.

· Дислексия – проблемы с письмом (переписывание с доски), счетом.

· Повышение двигательной активности при шумной окружающей обстановке.

· Плохая концентрация внимания, СДВГ.

· Нарушения мелкой моторики, неуклюжесть.

· Малыш не участвует в играх других детей, не качается на качелях.

Нарушение сенсорной интеграции вызвано несколькими причинами:

Перегрузка нервной системы большим количеством поступающей из окружающего мира информацией, в результате чего ребенок начинает бояться света, звука, высоты и т.п. (использование гаджетов, нарушение режима дня, постоянный шум и т.д.);

Дефицит поступающей из окружающего мира информации, как следствие - сенсорный голод, который ребенок стремится удовлетворить любым способом (гиподинамия и запрет на изучение окружающего мира по разным причинам).

Общий симптом дисфункции сенсорной стимуляции — неспособность поддерживать необходимое состояние внимания, а также концентрировать внимание на определенной задаче. Это особенно заметно при восприятии речи, несущей огромное количество слуховой информации, которую нервная система не может переработать.

Дети, с трудом воспринимающие сенсорную информацию, могут испытывать сложности при обучении в школе: они часто рассеяны, не могут усидеть на месте, с трудом концентрируют внимание.

Можно сказать, что развитие ребенка с нарушением сенсорной интеграции не сбалансировано. Т.е. одни области нервной системы работают с перебоями или неправильно, другие же выполняют свои функции хорошо, поэтому в чем-то развитие ребенка будет соответствовать его возрасту, а в чем-то ребенок будет отставать.

Классификация симптомов нарушения восприятия информации по сенсорным системам.

Слух: ребенок боится неожиданных или громких звуков; закрывает уши руками; не может гулять по шумной улице; выглядит рассеянным в шумном окружении.

Зрение: ребенок предпочитает находиться в темноте; ему трудно преодолевать ступеньки; избегает яркого света; напряженно смотрит на людей или предметы; избегает контакта "глаза в глаза".

Обоняние: ребенок постоянно нюхает несъедобные предметы; не переносит крепких запахов.

Положение тела: ребенок постоянно пробует разные виды двигательной активности; хватается за других людей, мебель, предметы; имеет слабую мускулатуру, легко утомляется; ходит на цыпочках.

Движения: ребенок становится неуверенным, тревожным, когда чувствует, что теряет почву под ногами; избегает подъемов, лазания и прыжков; не любит играть на спортплощадке; опасно рискует в игре, не осознавая опасности.

Прикосновения: ребенок не переносит прикосновений к себе, боится испачкаться клеем, песком, красками и т. д.; чрезмерно чувствителен к определенным тканям (одежде, постельному белью); не любит прикасаться к людям и предметам; избегает ходить босиком, особенно по траве и песку; у него понижена болевая и температурная чувствительность.

Внимание, поведение и общение: ребенок быстро меняет одну активность на другую, и это мешает ему играть; плохо концентрирует внимание; чрезмерно аффективен с другими; кажется тревожным; склонен к инцидентам; ему трудно заводить друзей, выражать эмоции.

Целью метода сенсорной интеграции является усиление, балансирование и развитие обработки сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Понимание влияния сенсорного ответа на самочувствие может помочь человеку в двух направлениях: научить создавать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями. Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.

Сенсорные секвенции (комплекс упражнений) создаются на основе сенсорной диагностики индивидуально для каждого пациента. В совокупности включаются упражнения на все основные виды восприятия:

· тактильное (стимуляция кистей рук, стоп, лица, ротовой полости, поверхности тела);

· зрительное (упражнения в затемненной комнате, стимуляция зрения с помощью ярких предметов);

· обонятельное (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности);

· вестибулярное (повороты, кувырки, прыжки на пружинящей поверхности);

· вкусовое (презентация вкусовых раздражителей);

· пропричувствительность (стимуляция глубокого мышечно-суставного чувства).

Упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей, а при достижении определенных успехов (возможность привлечения и недлительного удержания зрительного внимания, выполнение простых инструкций) вводят элементы упражнений на крупную моторику, зрительно-моторную координацию, подражание.

Наибольшую эффективность методика даёт в коррекции детей с синдромом Дауна, ЗПРР, ДЦП, аутизмом. Ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях.

Методы доступны для занятий с детьми с самыми тяжёлыми и множественными отклонениями, для детей с тяжелейшими формами умственной неполноценности, для начальной коррекции детей после тяжёлых черепно-мозговых травм.

Методы сенсорной интеграции могут включаться как составная часть в занятия по любым иным методикам. Недооценить значение стимуляции сенсорного восприятия мира нельзя. Через развитие сенсорики мы даём ребёнку механизм познания мира.

Плюсы метода сенсорной интеграции

· Перед тем, как рассмотреть положительные аспекты метода нужно понять принципы сенсорной интеграции:

· Адекватная сенсорная активность важна для развития и обучения ребенка.

· Высокая мотивация ребенка, освоение им сложных навыков через преодоление трудностей, заинтересованность в занятиях – дают высокий шанс успеха при использование метода.

· Терапевт следует за ребенком в его развитии.

· Тщательный выбор занятий и воздействия на сенсорную систему.

· Задачи, которые терапевт предлагает решить ребенку должны быть ему по силам.

Для преодоления сенсорной интеграции в своей работе можно использовать разнообразные упражнения.

Сенсорное развитие ребенка – формирование представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве и др.

Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.

Формирование сенсорных эталонов:

· цвет

· форма

· величина и т.д.

Задачи сенсорного развития детей с ОВЗ:

Коррекционные:

ü развивать умение различать цвет, форму, величину предметов, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

ü формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

ü соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);

ü развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

ü обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;

Воспитательные:

воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

развивать умение слушать и понимать инструкции педагога.

Развивающие:

развивать познавательные процессы;

развивать мелкую моторику.

Актуальность курса реабилитации.

Сенсорное развитие ребенка с ОВЗ – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.

Сенсорное воспитание и развитие детей с ОВЗ включает в себя:

ü Развитие поисковых способов ориентировки – методов проб и примеривания.

ü Формирование ориентировочной деятельности – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания.

ü Обеспечение освоения систем сенсорных эталонов – цвет, форма, величина.

ü Формирование психических процессов – памяти, внимания, сферы образов представлений, мышления, речи, воображения.

ü Фундаментальную предпосылку для становления всех видов деятельности – предметной, игровой, продуктивной, трудовой.

Сенсорные комнаты

В каждой школе, клинике, доме, детском саду должны быть сенсорные комнаты, не важно есть ли у детей нарушения в сенсорном восприятии или нет. Всем полезно расслабиться и отдохнуть. Что же разместить в такой сенсорной комнате? Вот несколько идей: магнитофон, воспроизводящий звуки природы, ароматические приспособления (диффузеры, лампы), мягкие подушки и одеяла, пузырьковые трубы, кресла-мешки, расслабляющая музыка.

Таким образом, коррекция нарушений сенсорной интеграции позволяет детям с ОВЗ и девиантным поведением анализировать окружающий мир, адекватно взаимодействовать с ним, позволяет снизить частоту проявлений девиантного поведения, улучшает учебные навыки и умения.

Список литературы:Айрес, Э. Дж.
Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Да ре]. - М.: Теревинф, 2009. - 272 с. ISBN 978-5-901599-90-7

Банди, Лейн, Мюррей «Сенсорная интеграция. Теория и практика».

Улла Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге».

Сборник методических материалов семинара «Телесные практики, сенсорная интеграция эрготерапия».
2023