Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Ахметов Д.Ф. Знакомство с малой родиной как элемент социализации детей из разных регионов

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Статья посвящена одной из обсуждаемых и актуальных в обществе проблем современного воспитания детей из разных регионов – развитию у них патриотизма при знакомстве с малой родиной в условиях социализации.
В настоящее время в педагогическом процессе ведется множество направлений и принимается конкретных мер по привитию патриотизма у детей, но этот вопрос постоянно требует тщательного изучения, совершенствования и практического применения. В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания детей, подчеркивается актуальность проблемы и важность ее для социума. Делаются выводы о правильной организации процесса патриотического воспитания при знакомстве детей с городом и регионом – малой родиной.
Актуальность темы обусловлена историческими и общественно-политическими процессами, происходящими в нашем государстве в настоящее время.
Ключевые слова: Воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание, социум, малая родина.
В современное время одной из важных проблем общества является проблема патриотического воспитания детей. Это связано с тем, что с усиленным доминированием материальной сферы над духовной, у детей начали формироваться искаженные представления о доброте, милосердии, сострадании и патриотизме. В обществе возникла необходимость патриотического воспитания детей в лучших традициях родной страны, города и района.
Знакомство с малой родиной начинается у детей с первого ознакомления с районом, в котором они живут, с маленьких семейных поездок и путешествий на экскурсии с одноклассниками. Знакомясь с достопримечательностями родного и соседних городов, дети начинают осознавать себя живущим в определенном социуме, учатся видеть красоту природы и чувствовать себя жителями большой страны.
Проблемой патриотического воспитания занимаются как родители, так и воспитатели, педагоги. Она решается, начиная с дошкольных учреждений, постоянно остается актуальной. Педагогическая работа в этом направлении. ведется регулярно с целью воспитания у детей любви к Родине, родному дому и социальному учреждению, в котором он обитает. У них формируется любовь к Отечеству.
Важным условием для формирования у детей чувства любви к малой рдине могут стать:
– эмоционально благополучная атмосфера дома и детских учреждениях, где установлены позитивные взаимоотношения между взрослыми и детьми;
– соблюдение прав ребенка на игру и досуг, на национальную самобытность, на свою территорию, а также уважение права на собственность;
– представление дошкольнику права участвовать в обсуждении программ семейных праздников, проблем семьи и детского сада;
– интересная, содержательная жизнь ребенка в семье и детском саду;
– бережное отношение взрослых и сверстников к результатам творческой деятельности детей;
– побуждение детей к проявлению сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам;
– мотивирование детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, социального учреждения;
– ответственность ребенка за выполнение взятых на себя обязанностей;
– предоставление ребенку возможности проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом;
– активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Важным моментом формирования у детей любви к малой родине станет накопление их социального опыта жизни в своем городе, принятие складывающихся между ними и взрослыми людьми взаимоотношений, приобщение к историческим и культурным ценностям родного края и страны. Во все времена должно прививаться патриотическое отношение детей к природе, людям, культуре, к своему дому и стране. Основы патриотического воспитания привить ребенку может только семья, воспитатели и учителя. Благодаря новому мировоззрению, полученному при общении в социуме, он все больше привязывается к своей малой родине, учится сочувствовать, сопереживать, развиваться как зрелая личность. Воспитатели, учителя и родители должны привлекать детей к объектам, которые расположены на ближайших улицах городов: школе, кинотеатру, музею и т.д., рассказывать об их назначении.
На стадии взросления у детей начинает расширяться мировоззрение. Они узнают много новой информации не только о своем районе и городе, исторических и героических местах, но и учатся наблюдать за природой, проявлять к ней любовь. Для этого необходимо организовать экскурсии по городу, на природу, дать возможность познакомиться с народными промыслами края и его умельцами.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии со следующими условиями: отбор знаний, актуальных для ребенка; непрерывность и преемственность педагогического процесса; дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности.
Патриотическое воспитание становится нравственной основой личности каждого ребенка, и формируется оно благодаря накоплению опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, знакомству с народными традициями и национальным искусством. Благодаря этому у детей формируется интерес к своей стране. Средствами патриотического воспитания может стать не только окружающая среда ребенка, но и художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Они развивают познавательную активность, способствуют эмоциональному восприятию у детей, меняют их представления о малой родине.
Построение педагогического процесса должно складываться из совокупности целей и методов воспитания. Взрослые должны грамотно построить педагогический процесс для того, чтобы сформировать представления детей о доме и Родине. Тогда каждое путешествие в окружающий мир будет для детей незабываемым.
Методы ознакомления с социальной действительностью делятся на: повышающие познавательную активность (сравнение, группировка, классификация, моделирование, конструирование и др.); вызывающие эмоциональную активность (воображаемая ситуация, игры-драматизации, сюрпризные моменты, элементы новизны и др.); способствующие взаимосвязи разных видов деятельности (беседа, перспективное планирование, создание предметной среды и др.) а также методы коррекции и уточнения детских представлений о социальном мире (повторение, наблюдение, экспериментирование, опыты). Все эти методы можно успешно применять как в отдельности, так и в совокупности.
Естественная среда жизнедеятельности для ребенка это его «малая родина», включающая в себя как социальную и природную сферы микрорайона, так и историю и культуру всей страны. Большое значение для развития этой социальной среды имеют семейные экскурсии по району и городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итогами таких экскурсий могут стать фотовыставки, устное выступление или снятый фильм.
Как известно, любовь к Родине у детей начинается с восхищения тем, что они видят перед собой и что находит отклик в их душе. Эти чувства играют большую роль в становлении личности ребенка-патриота.
Задача педагога – привлечь внимание детей к тому, что позволит им гордиться своим районом, своей «малой родиной», стать его настоящим патриотом.
При правильной организации процесса патриотического воспитания, дети получат полное представление о том месте, где они живут. Им будет привито чувство гордости и ответственности за свою «малую родину» которая приобретет для них более широкий смысл, став не только регионом или городом, в котором живут, но и страной, миром в целом.

Библиографический список:

1.       Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М. 2016.
2.       Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. 2017. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: подготовительная группа. М., 2017.
3.       Козлова С.А. Патриотическое воспитание дошкольников: современный взгляд. М.,2016. С.18-22.

4.       Знакомство дошкольников с малой родиной. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/znakomstvo-doshkolnikov-s-maloy-rodinoy-1114347.html (дата обращения: 27.04.2019).

5.       Коваленко О.В. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой родиной. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-cherez-znakomstvo-s-maloy-rodinoy (дата обращения: 27.04.2019).

6.       Знакомство детей с малой родиной в детском саду. [Электронный ресурс]. URL: http://doshkolnik.ru/patriotizm/15218-znakomstvo-deteiy-s-maloiy-rodinoiy-v-detskom-sadu.html (дата обращения: 27.04.2019).

7.       Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через знакомство с малой родиной. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/raznoe/vospitanie-patrioticheskikh-chuvstv-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-cherez-znakomstvo-s-maloj-rodinoj.html (дата обращения: 27.04.2019).

8.       Социализация старших дошкокльников через ознакомление с родным краем. [Электронный ресурс]. URL: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=34919 (дата обращения: 27.04.2019).
9.       Социализация старших дошкокльников через ознакомление с родным краем. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=10552 (дата обращения: 27.04.2019).

10.   Ирина Карнова. Проект «Знакомство с малой Родиной». [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-znakomstvo-s-maloi-rodinoi-463266.html (дата обращения: 27.04.2019).

2019