Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Виноградова Е.Б. Написание повествовательного текста. Пишем письмо ветерану. Стилистические особенности написания письма

Библиографическое описание:
Виноградова Е.Б. Написание повествовательного текста. Пишем письмо ветерану. Стилистические особенности написания письма // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/75-1.pdf.

Урок по русскому языку в 4 классе

Цели:

Обучающая: повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Написание повествовательного текста»

Развивающая: развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по океану Русского Языка. А на чем будем путешествовать, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку:

Ходит великан

На работу в океан.

Дети. Корабль.

II. Словарная работа

У. Итак, отправляемся. Чей корабль стартует первым, мы узнаем, когда поработаем со словами из орфографического словаря.

весел (а, о), б (а, о) гаж, к (а, о) рабль, б (и, е) лет, п (о, а)...сажир, се...час, (до) свидан..я, инт (и, е) ресный, се (в, г) одня, пут (е, и) шествие, ру...кий...зык

– Составим и запишем предложение по теме «Путешествие» со словами корабль, путешествие.

Д. Сегодня мы отправляемся в путешествие на корабле.

У. Какие правила вы вспомнили, записывая это предложение? Обратите внимание на слово путешествие. Что вы можете сказать о нем?

Д. Это сложное слово. Соединительная гласная – е.

III. Актуализация знаний

У. Первая остановка – остров Угадай-ка.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?

Это он, это он,

Ленинградский... (почтальон).

– Это слово пришло к нам из Франции. Сейчас мы обратимся к Толковому словарю и посмотрим лексическое значение слова почтальон.

Работа с Толковым словарем русского языка.

Почтальон – разносчик почты, корреспонденции по адресам.

Письмо – это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии.



Д. Разносчик почты, корреспонденции по адресам.

IV. Постановка учебной задачи

У. О чем пойдет речь на нашем уроке?

Сбоку марка и картинка,

В круглых штампах

Грудь и спинка.

Маленькое очень,

Быстрое, как птица,

Если захочешь –

За море умчится.

Д. Письмо.

У. Молодцы!

V. Открытие новых знаний

У. Отправляемся дальше в путь. Теперь мы знаем цель нашего путешествия – научиться правильно писать письма. Вот перед нами остров Узнай-ка!

Когда-то люди писали на глиняных и деревянных дощечках, на камне, на бересте, на пергаменте. В Австралии коренные жители отправляли свои сообщения с помощью дыма от костра. В Африке передавали известия с помощью барабана. Не все понимали такие письма. Как вы думаете, почему?

Дети отвечают.

Вывод. Надо было договориться об одинаковом оформлении (начертании) писем.

– Люди придумали письменные знаки – иероглифы.

Что значит слово иероглиф?

Работа с Толковым словарем русского языка.

Иероглиф – фигурный знак в письме.



Д. Иероглиф – фигурный знак в письме.

У. Иными словами, иероглиф – это письменный знак, условное обозначение или рисунок, выражающий целое понятие.

Иероглифы – это рисунки. Но ими тоже неудобно пользоваться. И в IX–VIII веках до нашей эры древние греки изобрели алфавит. А Кирилл и Мефодий через много лет подарили славянским народам способ записывать славянскую речь. Этими знаками мы пишем и теперь.

Ребята, вы узнали об истории письма. Давайте сделаем вывод: что такое письмо?

Вывод. Письмо – это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии.

– О чем можно сообщить в письме?

Выслушиваются предположения детей.

– А еще информацию можно передавать во времени.

Дети смотрят сценическую композицию «Письмо с фронта».

Ученик 1. Здравствуйте, дорогая Наташа и сынок Андрюша! Шлю вам привет, обнимаю и крепко целую. Наташа, ты пишешь, что Андрюшка узнает на снимках папу. Это очень хорошо... Ты ему скажи, что я после войны никуда не поеду, а только поедем куда-нибудь отдыхать.

Ученик 2. А ты вот знаешь, в каких условиях я нахожусь? Если эту картину рассказать – будет жутко. Вот пишу, а стрельба идет, слышно, как пулеметы стрекочут. Вот так и живем. Воюем, бьем гадов, и неплохо. Но ты сама знаешь, что гвардейцы бьют только на «хорошо» и «отлично»!

Ученик 3. Наташа, ты пишешь, что плохо дело обстоит с продуктами. Но что поделать, надо мириться. Вот и все. Крепко целую тебя и Андрюшу. Пиши чаще, Наташа!

У. Какие чувства у вас вызвало письмо?

Дети отвечают.

– Как автор письма мечтал отправиться отдыхать со своей семьей! Мы тоже проделали огромное расстояние. Следующий остров на нашем пути – Отдыхай-ка!

VI. Физкультминутка

На себе волна качает (дети руками изображают волну),

Вправо, влево наклоняет (наклоны).

Корабль весело бежит (бег на месте),

Парус на ветру шумит (качают над головой руками).

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три!

Прилегли! Закрыли глазки!

В океане мы – как в сказке!

Звучит аудиозапись «Шум воды».

– Мы находимся в море. А лечебная сила моря известна с давних времен. В морской воде содержится огромное количество важных для поддержания здоровья человека микроэлементов: калий, кальций, магний, железо, бром, йод. Эти вещества проникают в наш организм через кожу и оказывают на него благотворное воздействие:

· магний активно участвует в расслаблении мышц;

· бром успокаивает нервную систему;

· йод регулирует гормональный обмен, заживляет кожу и слизистые.

А недавно ученые обнаружили в морской воде еще и небольшой процент витаминов В2, В12, В6, С.

Вот и все!

Открыли глазки!

Возвращаемся из сказки!

VII. Знакомство с правилами написания писем

У. Отправляемся в путь. Впереди пролив Этикета написания писем.

Что такое этикет?

Работа с Толковым словарем русского языка.

Что значит слово?

Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.



Д. Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

У. Есть еще и правила написания писем. Почерк должен быть четким, чтобы адресат не тратил время и силы, пытаясь разобрать непонятные иероглифы. Лист бумаги должен быть аккуратным. Желательно не делать слишком много ошибок.

Письмо начинается с обращений «Здравствуй», «Добрый день», «Привет». Эти обращения хороши для близких людей и друзей. А вот малознакомым пишут гораздо сдержаннее.

Никогда не стоит употреблять шаблонных выражений, надоевших, общеизвестных шуток. Пусть письмо и шутки будут только твоими, «настоящими». Заканчивай письмо пожеланиями здоровья и удачи. Например: «Всего доброго», «До свидания», «Счастливо».

В письме к близким людям достаточно написать имя, а к малознакомым – имя и фамилию.

Потом надо подписать на конверте свой адрес и адрес того, кто это письмо получит, заклеить конверт и опустить его в почтовый ящик.

Давайте сформулируем правила написания письма.

Работа выполняется коллективно.

Обращение (уважаем..., дорог...)

Раскрывается основное содержание письма (хочу сообщить, хочу рассказать, хочу поблагодарить...)

Прощание (до скорой встречи, до свидания)

Концовка и подпись (с уважением, с любовью...)

VIII. Закрепление изученного материала

Работа в группах.

У. В мае наша страна отмечает великий праздник – День Победы над жестоким и коварным врагом – немецко-фашистскими войсками. Нам нельзя забывать о тех людях, которые отстояли нашу свободу и независимость. Предлагаю написать письмо ветерану о вас, о вашей жизни, о вашем классе.

Внимание! В письмах и поздравительных открытках местоимение вы пишется с большой буквы в знак уважения к адресату, обращения выделяются восклицательным знаком.

Дети выполняют задание “Напиши письмо ветерану”.

Можно начать так:

Здравствуйте, уважаемый ветеран!

Пишет Вам учени___ 4 класса школы № __________

(Используй слова для справок.)

Слова для справок: война, смерть, разруха, голод, знаю из рассказов (книг, кинофильмов), выстояли, спасли мир, победили, рискуя своей жизнью, совершили подвиг, память о вас жива, яркое солнце, чистое небо, планета, мир.



IХ. Рефлексия

У. Вот мы и добрались до конечного пункта нашего необычного урока. Прочитайте свои письма.

Дети зачитывают свои письма.

– Молодцы! Мне приятно было с вами работать.

Определение эмоционального состояния обучающихся.

– Какое чувство у вас вызвал урок?

На столе лежат четыре кораблика с белым, синим, красным и желтым парусами. Посовещавшись, дети должны выбрать кораблик с определенным цветом паруса, который определял бы их эмоциональное состояние от урока.

– Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

Дети отвечают.

– А какие еще бывают письма?

Д. Электронные.

У. Правила написания электронных писем – такие же, как и обычных.

Х. Домашнее задание

У. На следующее занятие принесите с собой конверты. Мы будем учиться грамотно и аккуратно по всем почтовым правилам оформлять конверты.

Литература

1. Детская энциклопедия. Этикет. – М., 2012. – 84 с.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2020. – С. 237, 575, 913.

3. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: учебник по русскому языку для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.

Учебные материалы. Учебник «Русский язык. 4 класс» (авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий); мультимедийный проектор, магнитофон; аудиозапись «Шум воды».
2023