НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Никитина С. В., Федорова В. А. Игра как основной и ведущий вид деятельности и средство всестороннего развития ребенка

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf


«Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский
В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст - это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра - сложное и интересное явление. И поэтому для детей дошкольного возраста нет занятия важнее, чем игровая деятельность. Какие бы формы деятельности детей этого возраста мы ни взяли, все они берут свое начало именно в игре. И именно через игру, малыш познает мир, который его окружает и учится с ним взаимодействовать. Благодаря играм ребенок обучается таким важнейшим делам, как общение со сверстниками.
Дети очень наблюдательны и подражают и поэтому, присматриваясь к окружающему, они отражают в игре то, что видят. Таким образом, в основе игры лежит рефлекс «что такое» - стремление познать окружающий мир и отражать это в игре. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития» и называет игру "девятым валом детского развития".
Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.
ФГОС ДО рекомендует использовать игровые формы занятий во всех областях образовательной программы. Игра-основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры, а современном этапе развития общества возрастает роль образования в становлении личности ребенка. С этой целью: создаём в ДОУ условия для игровой деятельности – используем игровые приемы в обучении детей; совершенствуем руководство игрой детей; формируем практические умения для организации самостоятельной игровой деятельности детей.
Так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, представляется актуальным поиск средств, обеспечивающих развитие личности посредствам игровой деятельности.
В игре складываются такие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так продуктивные виды деятельности первоначально тесно связаны с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, так же внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре, с определенными правилами.
Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх - взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей. Такая самостоятельная активность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей активности. Интересная игра стимулирует умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу.
Игра является одним из более эффективных методов обучения особенно в сочетании с другими методами и приемами: наблюдением, беседами, чтением и т.д. Играя, дети реализуют имеющиеся знания и умения на практике, учатся использовать их в разных условиях. Многие игры доставляют детям радость от удовлетворения потребности в движении, в подражании. Малышам нравится и сам процесс сооружения постройки из строительного материала – или из песка, в то же время заметна радость от результатов приложенных усилий, проявления самостоятельности, фантазии.
Можно рассматривать игру как средство всестороннего развития ребенка: игра – способ познания, окружающего и в то же время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив. В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей.
В основе этого понимания лежат следующие положения.
1. Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными.
2. Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства. Воспитателю необходимо предусматривать формирование у детей в единстве положительных реальных взаимоотношений и нравственно ценных отношений, обусловленных ролью.
3. Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости.
Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.
Огромное влияние игры оказывают на развитие интеллекта детей дошкольного возраста. Предметы, которые ребенок использует в воображаемом пространстве игры, поначалу замещают ему реальные объекты взрослой жизни. И именно эти предметы станут в дальнейшем опорой для мышления. Поскольку ребенок берет на себя в игре ту или иную социальную роль, у него начинает развиваться важнейшая мыслительная способность видеть игровой предмет с различных сторон. Благодаря этому он учится представлять другой, отличный от его собственного, взгляд на происходящее и становиться на другие точки зрения.
Помимо этого, игры оказывают положительное влияние на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд условий:
Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее. Исключение игр слишком азартных: на деньги и вещи, игр, содержащих в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали. В игре недопустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших.
Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).
Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды. При создании игровой среды следует осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением, организацию непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью). Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Важно обеспечить доступность ко всем элементам развивающей предметно-игровой среды, условия изолированности (“Вижу, но не мешаю”), отбор игр, игрушек, игрового оборудования, место для организации игровой среды.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что игра - это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к труду, общественной собственности, их взаимоотношения. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу, личностные ценности. Чтобы дети играли, мы должны играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства. Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Без увлекательной игры не может быть страны детства.
Библиографический список
1. Белая К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя. – 2014.
2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2013.
3. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. – 2013.
4. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946.
5. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. - М., 1982-145.
2021