Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Осипова Ю.С. Профессиональное самоопределение современных школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


А.С. Макаренко принадлежат такие слова: «Наши дети-это будущие граждане нашей страны и граждане мира». Если говорить о современном обществе, то можно утверждать, что многие взрослые совсем забыли об этом, не уделяют детям должного внимания, переложив всю ответственность на школу и педагогов. С этим я категорически не согласна и считаю, что цели воспитания достигаются быстрее, если удается обеспечить тесное содружество семьи и школы, однонаправленность их влияния на формирующуюся личность.
У каждого подростка рано или поздно наступает момент выбора будущей профессии, формирования жизненных планов. При этом не стоит забывать, что жизненный план- явление одновременно социального и эстетического порядка. Вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение) подростками не различаются. Сплошь и рядом современные школьники называют жизненными планами расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью, не отвечают их творческим возможностям, не соответствуют данным здоровья. Как правило, эти планы сводятся у подростка к намерению иметь в будущем высокооплачиваемую работу, большое количество друзей и много путешествовать. Школьник пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Такие образы будущего ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток может очень живо, в деталях, представить свое будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда характерная для этих образов завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим.
Но как определить призвание? Ведь только практически, в ходе самой деятельности выясняется, насколько она подходит данному человеку. Все формы деятельности испробовать невозможно. Кроме того, у школьника могут быть задатки многих способностей и дарований. Подросток может стать и банкиром, и врачом, и космонавтом. Выбрав специальность, человек получает определенную сферу деятельности, в которой предметно реализуются его силы и способности. Но это означает вместе с тем отказ от многих других видов деятельности. И хотя это совершенно в порядке вещей, сделать этот ответственный и самоограничивающий выбор отнюдь не просто.
Профессиональное самоопределение – многомерный и многоступенчатый процесс. Первый этап его-детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения. Многие сразу вспомнят различные игры из детства: с друзьями во дворе, со сверстниками в детском саду. Второй этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов школьника, затем- с точки зрения его способностей и системы ценностей (Борисов Г.Б., 1980).
Окончательное принятие решения, собственно выбор профессии, включает в себя, во-первых, определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему и, во-вторых, выбор конкретной специальности. Последовательность этих двух выборов может быть разной. Например, девушка может сначала определить сферу деятельности (хочу быть медиком), а потом уровень ее квалификации (быть медсестрой или врачом). Фактически, анализируя данные социологов, можно утверждать, что второй путь встречается чаще. Ориентация на поступление в высшее учебное учреждение формируется у большинства старшеклассников значительно раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.
Для выбора профессии школьнику необходима информация о мире профессий в целом, о возможностях и требованиях каждой из них и о себе самом, своих способностях и интересах. Любую информацию он может получить из сети интернет и телевидения. Большая работа в этом направлении ведется преподавателями техникумов путем профориентационной работы в школе. Если работа в этом направлении недостаточна эффективна, это может привести к стихийному выбору профессии современными школьниками. При этом существуют различного рода опасности. Главная – затягивание и откладывание профессионального самоопределения в связи с отсутствием у старшеклассника сколько-нибудь выраженных интересов. Такая задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентаций школьника. Попытки родителей ускорить, форсировать этот процесс с помощью прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая состояние тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения. Помощь со стороны родителей здесь может быть только в своевременном расширении кругозора и интересов ребенка, ознакомлении его с разными видами деятельности и практическом приобщении к труду.
Таким образом, задача родителей в вопросе о выборе профессии школьником заключается в необходимости считаться с его интересами и стремлениями. Но чтобы иметь возможность корректировать их, нужны авторитет, терпение, такт, уважение к личности сына или дочери. Для этого они должны быть очень внимательными к жизни и переживаниям своих детей-подростков, быть рядом с ними, особенно тогда, когда им трудно, когда подростки попадают в сложные жизненные ситуации или вынуждены сделать ответственный выбор в жизни.
Список литературы
Борисов, Г.Б. В мире подростка/ Г.Б. Борисов. - Москва: Изд-во «Медицина», 1980. - 295с.
2019