НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Федосеева Н.Д., Смольникова В.А. Конспект НОД по познавательному развитию «Как животные помогают человеку» в старшей группе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Цель: познакомиться с помощью человеку животных континентов – Евразия и Африка.

Задачи:
1. расширять знания дошкольников о животных континентов - Евразия и Африка.
2. формировать знания о том, как животные могут помогать человеку.
3. развивать познавательный интерес и любознательность детей.
4. расширять словарный запас детей.
5. воспитывать желание заботиться о животных.

Оборудование: ноутбук, презентация, мультимедийный проектор, разрезные картинки – верблюд и слон.

Предварительная работа: чтение рассказов о животных; беседы о животных разных континентов и рассматривание их изображений.

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, сегодня я на электронную почту получила видеописьмо от Незнайки, хотите его посмотреть? (ответы детей) Тогда подходите поближе к доске и смотрите!

На доске появляется Незнайка и обращается к детям

Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Мне сегодня Знайка сообщил новость: животные могут помогать человеку! Но так как он был очень занят, то не смог подробнее рассказать об этом. А я знаю, что человек помогает животным: домашним – заботится о них всегда, а диким зимой пережить студеную зиму, морозы, но не наоборот! Ребята, а вы можете мне пояснить, как же животные помогают людям? У Вас есть время и желание помочь мне? (ответы детей)

Воспитатель: - Отлично, ребята! А что мы должны рассказать Незнайке? (ответы детей)

Воспитатель: - Хорошо. А давайте вспомним, о каких животных, которые помогают человеку вы знаете?

Дети: - Лошадь, собака, кошка

Воспитатель: - Ну скажите, пожалуйста, а какую помощь оказывает лошадь?

Дети: - Лошадь помогает перевозить грузы

Воспитатель: - Да, верно, вот тому подтверждение, посмотрите на доску. (появляется слайд)

Воспитатель: - Хорошо, а вспомните сказку «Мальчик с пальчик». Там его отец пахал землю и Мальчик с пальчик ему помогал в этом нелегком деле. Скажите, пожалуйста, чем он пахал землю?

Дети: - Плугом,

Воспитатель: - А кто помогал тащить его?

Дети: - Лошадь.

Воспитатель: - Да, это сейчас сельхозтехника вспахивает землю. А раньше, когда ее ещё не изобрели, лошади помогали!

Воспитатель: - А вот посмотрите на следующую картинку, что вы можете о ней сказать? (дети внимательно смотрят на слайд)

Дети: - Казаки едут на лошадях

Воспитатель: - Как вы думаете, чем им помогают лошади? (предположения детей)

Дети: - Догнать преступника; с высоты лучше и дальше видно; быстрее добраться до места.

Воспитатель: - Верно, ребята. Вы знаете, с самых давних времен лошади служили казакам и просто помогали военным: на них кавалеристы скакали в бой, лошади тащили боевые орудия, вывозили раненных с поля боя. И в наши дни лошадь служит в армии. У нас в России существует Кавалерийский полк (картинка на слайде), который подчиняется только президенту нашей страны и принимает участие в параде на Красной площади. Также лошади служат в полиции. Это одна из самых сложных и опасных специальностей лошадей. Их специально обучают навыкам работы в полиции и с преступниками.

Воспитатель: - Вы такие молодцы! Вы так подробно объясняете Незнайке о помощи лошади человеку!

Воспитатель: - О каком ещё животном вы говорили?

Дети: - Собаке

Воспитатель: - А чем собака помогает человеку, давайте расскажем Незнайке?

Дети: - Охранять дом, двор, а пограничникам границу.

Воспитатель: - Хорошо, а вот посмотрите на эти картинки и расскажите, что на них? (дети внимательно смотрят на слайды)

Дети: - Собака с охотником на охоте.

Воспитатель: - Да, а чем она ему помогает? (предположения детей)

Дети: - Спасает от хищника; помогает принести подстреленную добычу.

Воспитатель: - Верно, а чем здесь помогает собака полицейскому на картинке?

Дети: - Собака помогает догнать и схватить преступника.

Воспитатель: - Правильно. (следующий слайд) А вот есть ещё ездовые собаки на севере и они помогают людям тянуть сани с вещами и продовольствием, развозят почту. А на следующей картинке вы видите слепого человека с белой тростью, а рядом с ним собака-поводырь, которая помогает ему передвигаться по городу. Вот видите, какие удивительные есть профессии и у собак!

Воспитатель: - Ребята, вот вы рассказали о животных нашего континента - Евразия, а хотите познакомиться с животными другого континента - Африки и их помощью человеку? (ответы детей)

Воспитатель: - А на чем мы отправимся в путь?

Дети: - На самолете

Физминутка «Путешествие по континентам»

Воспитатель: - Отлично, летчики готовы! (ответы детей) Тогда в путь!

(Под музыку «Путешествие по континентам» дети выполняют соответствующую физкультурную гимнастику и на континенте-Африка останавливаются)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам на встречу идет слон! (картинка на слайде) А как вы думаете, слон домашнее или дикое животное? (ответы детей)

Воспитатель: (обобщает ответы детей) – Вы знаете, человек приручил слона и на одомашненном слоне можно ездить, используя как средство передвижения. (картинка на слайде – погонщик едет на слоне, слон перевозит груз и несет бревно) И даже перевозить и переносить грузы. Вы знали об этом? Теперь сможете поделиться этой новостью с Незнайкой? (ответы детей)

Воспитатель: - Ой,
ребята, посмотрите, что это за гора идет к нам на встречу? (картинка на слайде)

Дети: - Это же верблюд.

Воспитатель: - А кто – то знает что-нибудь о пользе верблюда человеку? Может вы в мультфильмах видели? (ответы детей)

Захар: - Да, я смотрел мультфильм о маленьком верблюжонке, и он помогал своей маме перевозить груз через пустыню.

Воспитатель: - Да, действительно, верблюд – это удивительно животное, (картинка на слайде – погонщик едет на верблюде, верблюд перевозит груз и в пустыне у воды) которое может находиться долгое время без пищи и еды и в сложных условиях пустыни помогает людям перевозить грузы, передвигаться по пустыни и даже может помочь источник воды в пустыне и привести туда человека.

Воспитатель: (картинка на слайде) А вот эта картинка, о чем вам говорит?

Дети: - Это верблюжья шерсть и из нее вяжут теплые носки, варежки и шарфы.

Воспитатель: - Верно, их шерсть очень теплая и изделия из верблюжьей шерсти согревают зимой от мороза.

Воспитатель: - Ну что, нам пора возвращаться домой! Летчики готовы! (ответы детей) Тогда в путь!

(Под музыку «Путешествие по континентам» дети выполняют соответствующую физкультурную гимнастику и на континенте Евразия с остановкой «Детский сад» останавливаются)

Воспитатель: - Ну вот, мы и дома! И предлагаю поиграть в игру «Разрезные картинки». Девочки подходите к синему столу, а мальчики к красному.

(дети подходят к столам и собирают картинку)

Воспитатель: - Девочки, кого вы собрали? (верблюд) Какую пользу он приносит человеку? (ответы девочек)

Воспитатель: - Мальчики, а кто у вас изображен? (слон) Какую пользу он приносит человеку? (ответы мальчиков)

Воспитатель: - Ребята,
а что хотел узнать Незнайка? Мы смогли ему рассказать, как животные помогают человеку? (ответы детей)

(на слайде появляется видео с Незнайкой)

Незнайка: - Спасибо, ребята! Мне так интересно было узнать много нового о животных нашего континента и Африки, и их помощи людям. Я теперь расскажу Знайке и своим друзьям из Цветочного города, что есть такие ребята-всезнайки в детском саде «Колокольчик», которые легко отзываются на просьбы и помогают в познании окружающего мира. До свидания!

Воспитатель и дети прощаются с Незнайкой
2022