НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шевцова М.Д. Лэпбук как средство этнокультурного воспитания детей

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Лэпбук – современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности; это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. В такой папке много необходимой систематизированной информации, в том числе, иллюстративной для изучения и закрепления знаний у детей по определенной теме.
С 2018 года в нашем МБДОУ Аскизский ЦРР «Тополек» реализуется инновационный проект, основная идея заключается в разработке, апробации и внедрении парциальной образовательной программы «Ине тiлi», направленной на этнокультурное развитие детей дошкольного возраста с использованием учебно-методического обеспечения по хакасскому языку в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.
Одной из главных целей работы ДОУ - создание среды, благоприятной как для воспитания детей, так и для совершенствования профессионализма самих педагогов. В связи с введением ФГОС в образовательное пространство ДО, традиционная педагогическая деятельность, осуществляемая с принятыми нормами и требованиями, уходит на второй план, уступая более современным технологиям.
Для реализации этнокультурного развития наши педагоги в своей работе решили создать современное средство воспитания – лэпбук. Включая в него: историю, обычаи, обряды и традиции хакасского народа. Эта интерактивная книга имеет массу достоинств, среди которых: необычный способ фиксации всей информации, возможность познакомиться поближе с культурой хакасского народа в одном пособии, пополнение предметно-развивающей среды группы, создание условий, как для самостоятельной, так и совместной деятельности детей. А также использоваться при реализации образовательных областей, предусмотренных основной образовательной программой дошкольной образовательной организации, обеспечивая их интеграцию.
Проблемы:
недостаточный уровень интереса детей к национальной культуре;
низкая организационная и творческая активность родителей в образовательном процессе.
Руководители проекта:
Тогочакова Г. А, зам.заведующей
Шевцова М.Д, воспитатель
Вид проекта: творческий, информационный, познавательный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (год)
Участники проекта:
Дети детского сада,
их родители, педагоги.
Целевая аудитория: дети дошкольного возраста (с 3 до 7 лет)
Этапы: 1 - подготовительный, 2 - основной, 3 - заключительный
Методы проектирования: творческие – метод ассоциации и аналогии
Гипотеза:
в результате создания лэпбуков с этнокультурной направленностью повысится интерес у родителей и детей к национальным ценностям и хакасского народа.
Цель проекта:
создать серию лэпбуков для приобщения детей к культуре хакасского народа и обогащения предметно - развивающей среды группы.
Задачи проекта:
Познакомить родителей с понятием и технологией создания лэпбука.
Организовать мастерскую по созданию лепбуков.
Расширить и углубить знания родителей об истории, обычаях и быте хакасского народа.
Вызвать интерес родителей к ценностям и традициям хакасской народной культуры, творческую активность участников проекта.
Провести презентацию этнокультурных лэпбуков.
Формы и методы реализации проекта:
Консультирование родителей
Мастер-класс
Сбор и изучение информации
Беседы
Выставка
Презентация работ
Ожидаемый результат:
Развивающая среда пополнится серией лэпбуков.
Родители вместе с детьми получат представления о культуре и истории хакасского народа.
С помощью лэпбуков дети познакомятся с орнаментом, бытом, утварью хакасского народа, получат знания об их прошлой жизни.
У детей сформируется интерес и чувство уважения к культуре родного края.
Родители с детьми активно будут использовать лэпбуки в своей познавательной и игровой деятельности, как в детском саду, так и дома.
Повышение компетентности и роли родителей в этнокультурном воспитании детей.
Критерии оценки результата проектной деятельности:
количество семей принявших участие
оригинальность полученных лэпбуков
объем познавательного и информационного материала для детей
доступность и разнообразие материалов в лэпбуке
оригинальность защиты лэпбуков
Формы оценивания результатов проектной деятельности:
собеседование с детьми и родителями о проделанной работе;
наблюдения в свободной деятельности за игрой детей с лэпбуками;
анализ активности участия родителей в создании и обогащении предметно-развивающей среды;
повышение познавательных интересов родителей и детей к хакасской национальной культуре.
Этапы реализации проекта:
I этапподготовительный
Обсуждение и распределение тем лэпбуков между группами детского сада:
Название лэпбука
группа
ответственые
1.Хакассукие орнаменты
младшая
Шевцова М.Д.
Тербежекова Т.М.
2. «Быт, еда и утварь хакасов»,
средняя
Камзалакова Т.М.
Кичеева Д.С.
3. «Юрта» - жилище хакасов»
старшая
Королева Г.Г.
Е.М,
4. «Животные леса»
подготовительная
Бобызакова Т.М.
Капсаргина С.М.
5. «Поэты и писатели Хакасии»
спец.группа
Карачакова Т.М.
Костякова М.Н,
6. «Музыкальные инструменты хакасов»
муз.руководитель
Бурнакова И.П.
7. «Спортсмены Аскизского района»
спорт.инструктор
Тохтобина О.П.
Информирование родителей о предстоящей деятельности.
Проведение мастер – класса «Изготовление лэпбука и работа с ним»
Индивидуальные консультации для родителей по их темам.
II этап – основной
Консультации по изготовлению лэпбуков.
Выбор оформления, дизайна лэпбуков.
Сбор материалов по выбранным темам.
Подготовка иллюстраций, игр.
Изготовление лэпбука.
Подготовка защиты лэпбука
III – этап заключительный
Презентация совместно с ребенком лэпбуков на общем родительском собрании детского сада.
Оформление выставки готовых лэпбуков на педсовете ДОО.
Использование лэпбуков для профессионального роста педагогов (участие в профессиональных конкурсах, мастер-классах, семинарах и т.д.)
Результативность использования лэпбука:
1. Лэпбук является эффективным средством для сотрудничества с родителями воспитанников.
Родители обеспечивают поддержку:
- организационную (экскурсии, походы, поездки)
- техническую (фото, видео, рисунки)
- познавательно- информационную (сбор информации для лэпбука)
- мотивационную (поддерживание интереса, создании ситуации успеха)
2.Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
3.Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно - пространственной среде: информативен, полифункционален, способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
4.В результате использования лэпбука у детей формируется:
-мение планировать предстоящую деятельность;
-договариваться со сверстниками;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
-принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения. - распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Таким образом, можно сказать, что лэпбуки по темам этнокультурного направления - это собирательный образ книг и раздаточного материала, который направлен на развитие у дошкольников творческого потенциала, расширение кругозора, формирование навыков и умений, необходимых для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы – закрепление знаний о Республике Хакасия.
Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
Перспективы дальнейшего развития проекта: пополнение лэпбуков информацией и играми в соответствии с возрастом и интересами детей; использование лэпбука в дальнейшей педагогической деятельности (изготовление лэпбуков по разнообразным темам, в зависимости от потребностей и интересов детей); привлечение детей к изготовлению лэпбуков.
Список используемых источников:
Список используемой литературы
1 Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений».
2 Г.А. Прохорова «Взаимодействие с родителями в детском саду».
3 В. Г. Казанцева «Этнокультурный компонент в ДОУ».
4 Т.Е. Тотьмянина, М.Е. Галкина «Отчий дом».
https://ru.pinterest.com/source/homeschoolshare.com/
http://www.tavika.ru/2015/12/Red-book.html
http://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki
http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietiei
2018