Лэпбук – современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности; это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. В такой папке много необходимой систематизированной информации, в том числе, иллюстративной для изучения и закрепления знаний у детей по определенной теме. С 2018 года в нашем МБДОУ Аскизский ЦРР «Тополек» реализуется инновационный проект, основная идея заключается в разработке, апробации и внедрении парциальной образовательной программы «Ине тiлi», направленной на этнокультурное развитие детей дошкольного возраста с использованием учебно-методического обеспечения по хакасскому языку в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников. Одной из главных целей работы ДОУ - создание среды, благоприятной как для воспитания детей, так и для совершенствования профессионализма самих педагогов. В связи с введением ФГОС в образовательное пространство ДО, традиционная педагогическая деятельность, осуществляемая с принятыми нормами и требованиями, уходит на второй план, уступая более современным технологиям. Для реализации этнокультурного развития наши педагоги в своей работе решили создать современное средство воспитания – лэпбук. Включая в него: историю, обычаи, обряды и традиции хакасского народа. Эта интерактивная книга имеет массу достоинств, среди которых: необычный способ фиксации всей информации, возможность познакомиться поближе с культурой хакасского народа в одном пособии, пополнение предметно-развивающей среды группы, создание условий, как для самостоятельной, так и совместной деятельности детей. А также использоваться при реализации образовательных областей, предусмотренных основной образовательной программой дошкольной образовательной организации, обеспечивая их интеграцию. Проблемы: недостаточный уровень интереса детей к национальной культуре; низкая организационная и творческая активность родителей в образовательном процессе. Руководители проекта: Тогочакова Г. А, зам.заведующей Шевцова М.Д, воспитатель Вид проекта: творческий, информационный, познавательный. Продолжительность проекта: долгосрочный (год) Участники проекта: Дети детского сада, их родители, педагоги. Целевая аудитория: дети дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) Этапы: 1 - подготовительный, 2 - основной, 3 - заключительный Методы проектирования: творческие – метод ассоциации и аналогии Гипотеза: в результате создания лэпбуков с этнокультурной направленностью повысится интерес у родителей и детей к национальным ценностям и хакасского народа. Цель проекта: создать серию лэпбуков для приобщения детей к культуре хакасского народа и обогащения предметно - развивающей среды группы. Задачи проекта: Познакомить родителей с понятием и технологией создания лэпбука. Организовать мастерскую по созданию лепбуков. Расширить и углубить знания родителей об истории, обычаях и быте хакасского народа. Вызвать интерес родителей к ценностям и традициям хакасской народной культуры, творческую активность участников проекта. Провести презентацию этнокультурных лэпбуков. Формы и методы реализации проекта: Консультирование родителей Мастер-класс Сбор и изучение информации Беседы Выставка Презентация работ Ожидаемый результат: Развивающая среда пополнится серией лэпбуков. Родители вместе с детьми получат представления о культуре и истории хакасского народа. С помощью лэпбуков дети познакомятся с орнаментом, бытом, утварью хакасского народа, получат знания об их прошлой жизни. У детей сформируется интерес и чувство уважения к культуре родного края. Родители с детьми активно будут использовать лэпбуки в своей познавательной и игровой деятельности, как в детском саду, так и дома. Повышение компетентности и роли родителей в этнокультурном воспитании детей. Критерии оценки результата проектной деятельности: количество семей принявших участие оригинальность полученных лэпбуков объем познавательного и информационного материала для детей доступность и разнообразие материалов в лэпбуке оригинальность защиты лэпбуков Формы оценивания результатов проектной деятельности: собеседование с детьми и родителями о проделанной работе; наблюдения в свободной деятельности за игрой детей с лэпбуками; анализ активности участия родителей в создании и обогащении предметно-развивающей среды; повышение познавательных интересов родителей и детей к хакасской национальной культуре. Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный Обсуждение и распределение тем лэпбуков между группами детского сада: Название лэпбука группа ответственые 1.Хакассукие орнаменты младшая Шевцова М.Д. Тербежекова Т.М. 2. «Быт, еда и утварь хакасов», средняя Камзалакова Т.М. Кичеева Д.С. 3. «Юрта» - жилище хакасов» старшая Королева Г.Г. Е.М, 4. «Животные леса» подготовительная Бобызакова Т.М. Капсаргина С.М. 5. «Поэты и писатели Хакасии» спец.группа Карачакова Т.М. Костякова М.Н, 6. «Музыкальные инструменты хакасов» муз.руководитель Бурнакова И.П. 7. «Спортсмены Аскизского района» спорт.инструктор Тохтобина О.П. Информирование родителей о предстоящей деятельности. Проведение мастер – класса «Изготовление лэпбука и работа с ним» Индивидуальные консультации для родителей по их темам. II этап – основной Консультации по изготовлению лэпбуков. Выбор оформления, дизайна лэпбуков. Сбор материалов по выбранным темам. Подготовка иллюстраций, игр. Изготовление лэпбука. Подготовка защиты лэпбука III – этап заключительный Презентация совместно с ребенком лэпбуков на общем родительском собрании детского сада. Оформление выставки готовых лэпбуков на педсовете ДОО. Использование лэпбуков для профессионального роста педагогов (участие в профессиональных конкурсах, мастер-классах, семинарах и т.д.) Результативность использования лэпбука: 1. Лэпбук является эффективным средством для сотрудничества с родителями воспитанников. Родители обеспечивают поддержку: - организационную (экскурсии, походы, поездки) - техническую (фото, видео, рисунки) - познавательно- информационную (сбор информации для лэпбука) - мотивационную (поддерживание интереса, создании ситуации успеха) 2.Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми: • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). 3.Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно - пространственной среде: информативен, полифункционален, способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. 4.В результате использования лэпбука у детей формируется: -мение планировать предстоящую деятельность; -договариваться со сверстниками; -самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы; -принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения. - распределять обязанности; - искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать; - принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения; - используя устную речь, выражать свои мысли и желания. Таким образом, можно сказать, что лэпбуки по темам этнокультурного направления - это собирательный образ книг и раздаточного материала, который направлен на развитие у дошкольников творческого потенциала, расширение кругозора, формирование навыков и умений, необходимых для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы – закрепление знаний о Республике Хакасия. Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их. Перспективы дальнейшего развития проекта: пополнение лэпбуков информацией и играми в соответствии с возрастом и интересами детей; использование лэпбука в дальнейшей педагогической деятельности (изготовление лэпбуков по разнообразным темам, в зависимости от потребностей и интересов детей); привлечение детей к изготовлению лэпбуков. Список используемых источников: Список используемой литературы 1 Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений». 2 Г.А. Прохорова «Взаимодействие с родителями в детском саду». 3 В. Г. Казанцева «Этнокультурный компонент в ДОУ». 4 Т.Е. Тотьмянина, М.Е. Галкина «Отчий дом». 5 https://ru.pinterest.com/source/homeschoolshare.com/ 6 http://www.tavika.ru/2015/12/Red-book.html 7 http://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki 8 http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietiei