Актуальные вопросы начального общего образования

Цаканян А.В. Пути повышения интереса младших школьников к написанию творческих письменных работ во внеурочной деятельности

Библиографическое описание:
Цаканян А.В. Пути повышения интереса младших школьников к написанию творческих письменных работ во внеурочной деятельности // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/74-3.pdf.

В проекте в качестве средства повышения интереса к изучению русского языка используются различные формы и приемы организации занятий. Отбор содержания осуществляется с учетом интересов учащихся в области русского языка.

Предлагаемый проект рассчитан на младших школьников в возрасте 9-10 лет.

Задача проекта: создать условия для развития интереса к письменным работам во внеурочной деятельности.

В таблице 1 приведена программа формирующего эксперимента.

Таблица 1

Программа формирующего эксперимента

Ход проведения каждого конкретного занятия, направленного на повышение интереса обучающихся к творческим письменным работам, подробно представлен в материалах, вынесенных в Приложение (см. Приложение 5). Для иллюстрации основных подходов формирующего эксперимента приведем фрагменты внеурочных занятий с методическими комментариями к ним.

1 занятие. Тема: «Сочиняем сказки»

Цель: познакомить с приемами создания текста сказки.

Задачи занятия:

1) учить детей самостоятельно придумывать сказку с необычным набором героев;

2) обобщить знания об особенностях волшебной сказки;

3) воспитывать интерес к творческой деятельности.

Для того чтобы заинтересовать учащихся, на занятии используется такие приемы:

· выбор жанра, который интересен детям (сказка);

· случайный набор характеристик для создаваемой сказки с помощью изделия «кружок на сказке» как средства активизации учащихся при подготовке к сочинению;

· активная форма представления своего текста (в виде сценки, с использованием картинок);

· взаимооценка.

Все группы получают бумажные круги разного диаметра, разделенные на одинаковое количество секторов (от 8 до 12).

Учитель называет каждой группе один из признаков сказки. Группы записывают варианты по окружности. У учителя имеется круг – подставка из плотного картона с острием (иголка, гвоздь, кнопка) посередине.

Круги надеваются на острие большого круга-подставки последовательно от наибольшего к меньшему диаметру. Получается пирамидка из кругов, которые могут свободно прокручиваться. Таким образом, создаются различные комбинации основных элементов сказки. Например, придумать сказку по следующим данным:

1) добрые герои (Чебурашка);

2) злодеи (Людоед);

3) волшебные предметы (шапка - невидимка);

4) волшебство, которое эти предметы совершают (делает невидимым);

5) превращение героев (превращение в цветок);

6) волшебные места (остров Невезения).

Дети в мини-группах составляют сюжет одной сказки, а после приступают к написанию.

После написания, ставится задача прочитать сказку так, чтобы другим понравилось. А остальные оценивают и высказывают свое мнение.

Предполагается, что развитию интереса к данной работе будет способствовать:

· тема занятия (т.к. дети любят сочинять сказки);

· кружок с характеристиками сказки (сначала учащиеся совместно составят круг с характеристиками, а потом вращая выберут комбинацию элементов для написания сказки);

· составление сказок в группах (детям будет интересно совместно беседовать и придумывать поступки героев);

· представление своих работ.

Для оценки текста и его представления совместно с учащимися определяются критерии:

· оценка сюжета сказки;

· интересные моменты в сказке;

· удачные диалоги или характеристики героев;

· выразительность представления сказки.

Положительная оценка, высказанная учащимися, будет способствовать развитию интереса к творческим письменным работам.

В конце занятия подводится итог с использованием листов самооценки.

Ф.И. ____________________________________________________

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что______________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось___________________________________

Я думаю, это потому, что ___________________________________________

Самым интересным было ___________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее _________________________________________________________________

Оценка моей работы: ______________________________________________

Оценка моей работы в группе _______________________________________

Оценка работы группы _____________________________________________

Учащиеся заполняют листы самооценки.

2 занятие. Тема: «Забота в семье» (Составление письма в редакцию газеты или журнала)

Цель занятия: формировать умение составлять текст в жанре письма.

Задачи занятия: повторить правила написания письма, развивать умение описывать события в жанре письма.

Данное занятие требует предварительной подготовки. Для того чтобы заинтересовать учащихся, им предлагается необычная форма работы, которая позволит обеспечить содержание текста: взять интервью у одного из домочадцев на тему: «Моя забота о семье».

Задать два вопроса маме, папе, дедушке или бабушке:

· Как я могу заботиться о нашей семье?

· Что я могу сделать прямо сегодня для тебя?

Часть занятия посвящена беседе о том, что такое забота, заботливое отношение, ведется работа со стихотворением К. Тангрыкулиева и рассказом Л. Прунцовой «История без конца...»

Потом перед учащимися ставится задача, используя материалы урока и интервью, которое взяли у своих домочадцев, написать письмо, адресованное читателям газеты «Моя семья» или журнала «Семья и школа», в котором учащиеся расскажут, как заботятся друг о друге члены их семьи.

Такая работа будет способствовать интересу к написанию творческих письменных работ, так как учащиеся делятся историями из своей жизни.

3 занятие. Тема: Сочинение - отзыв о рассказе.

Цель занятия: создание условий для самостоятельного написания отзыва о рассказе.

Задачи:

1) формирование умения составлять отзыв о прочитанном тексте;

2) развитие умения определять критерии оценки текста и высказывать оценочные суждения.

На этом занятии детям предлагается роль помощников библиотекаря.

Заключительное занятие предполагает коллективное посещение Зоологического музея Российской Академии Наук. Перед посещением музея детей предупреждают о задании написать сочинение о походе в зоологический музей. Каждый из детей самостоятельно может выбрать, в каком жанре он будет писать.

Темы сочинений для проведения заключительного этапа:

- Сочинение-фантазия «О чём говорили музейные экспонаты?»

- Сочинение-репортаж «В музее зоологии»

- Сочинение-интервью. После посещения музея можно взять интервью по содержанию экскурсии у одноклассника.

- Сочинение-экскурсия. Составить текст экскурсионной речи по самостоятельно выбранным экспонатам музея.

Выводы по второй главе

На констатирующем этапе установлено противоречие между оценкой учащимися своего интереса к творческим письменным работам при ответах на вопросы анкеты и проявлением этого интереса в действительности. Большинство школьников не выполнили это задание по желанию. Это позволяет сделать вывод о недостаточно высоком уровне интереса младших школьников к написанию сочинений.

Как показало анкетирование, педагоги единодушны в том, что следует не только исследовать накопленный в современной педагогической практике опыт о путях повышения интереса школьников к написанию творческих письменных работ, а при этом еще использовать для этого внеурочную деятельность как средство повышения интереса младших школьников к русскому языку. Также учителя стараются использовать в своей работе новые подходы к обучению сочинениям, разные виды работ, изучают опыт других учителей, чтобы повысить интерес учащихся к написанию творческих письменных работ.

При отборе направлений работы, содержания отдельных занятий и организации их проведения исходили из необходимости в ходе реализации внеурочной деятельности формировать у четвероклассников положительную мотивацию к написанию творческих письменных работ, раскрывать творческий потенциал детей и развивать их познавательный интерес. Для этого были выбраны направления, которые дают возможность организовать работу таким образом, чтобы эффективно реализовывать условия, способствующие развитию интереса к творческим письменным работам, а именно:

· включение сочинений на актуальные для учащихся темы;

· использование текстов разнообразных и нетрадиционных видов письменных работ (сочинение сказок, составление синквейнов);

· создание речевых ситуаций, предполагающих разные роли (автора, помощника библиотекаря, интервьюера);

· применение активных форм представления своего текста, его обсуждения и взаимооценки.

В проекте в качестве средства повышения интереса к изучению русского языка используются различные формы и приемы организации занятий. Отбор содержания осуществляется с учетом интересов учащихся в области русского языка. Программа формирующего эксперимента включает основной и итоговый этапы. Основной этап предполагает занятия, направленные на повышение интереса к написанию творческих письменных работ у младших школьников. После проведения ряда внеурочных занятий по созданию сочинений, на итоговом этапе ученикам предлагается задание, которое будет побуждать учащихся к созданию текстов в собственном жанре при условии свободного выбора предлагаемых видов сочинения.

Список использованной литературы

1. Бакулина Г.А. О новых видах сочинений в начальной школе/ Г.А. Бакулина // Начальная школа. – 2014. – № 7. – С. 37-43.

2. Бакулина Г.А. Обучение сочинению в начальной школе. 1 класс / Г.А. Бакулина. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2013. – 60 с.

3. Беляев М.Ф. Психология интереса/ М.Ф. Беляев //М.: Просвещение, 1957. С. 34-36.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. Г.И. Щукина. – М.: Смысл, 2005. – С. 84.

5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение. – 2011. – 223 с.

6. Григорьева М.Н. Учимся сочинять загадки / М.Н. Григорьева // Начальная школа. – 2003, № 4. С. 33-35.

7. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус.яз.: Пособие для учителя / Л.Т. Григорян. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1988. С. 207.

8. Захарова С.А. Формирование познавательного интереса у обучающихся на уроках русского языка и литературы / С.А. Захарова // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 77-78.

9. Коменский Я.А. Великая дидактика. URL: http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm (Дата обращения: 25.12.2017).

10. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/krutetskiy_osnovy-pedagogicheskoy-psihologii_1972/fs,1/ (Дата обращения: 29.12.2017).

11. Кулдашева Н.Н. Написание письма личного характера / Н.Н. Кулдашева // Начальная школа. – 2007, № 7. С. 33-37.

12. Кустарева В.А. Методика развития связной устной и письменной речи // Методика русского языка: Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразовательной школы» / В.А.Кустарева, Л.К.Назарова, Н.С. Рождественский и др. – 3-е изд., пере-раб. – М., 1982. С. 308-386.

13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. URL: https://www.psyoffice.ru/3740-leontev-a.-n.-problemy-razvitija- psikhiki..html (Дата обращения: 30.12.2017).

Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы
2024-03-04 16:47 2023