Информационные технологии в современном образовательном процессе

Солаев В.П. Герб школы

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


Герб (от нем. Erbe – наследие) – изобразительный опознавательный знак, составленный по правилам геральдики и является знаком отличия. Герб могут иметь государства, города, муниципальные образования всех форм организации, аристократические семьи и организации.
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Она играет большую роль в становлении личности ребенка, помогает понять неповторимость и богатство культурных традиций.
Школа – это небольшое государство, в котором течет своя жизнь: существует своя система управления, создаются и утверждаются локальные акты и устанавливаются свои традиции. Здесь ученики проводят большую часть своей жизни, знакомятся с основными нормами и правилами, формируют уклад школьной жизни, а также формируют свою законотворческую инициативу. Школьная символика – это и есть особый уклад школьной жизни, консолидация школьных традиций, любовь и уважение к своей школе.
Актуальность создания школьной символики заключается в её графическом дизайне, передающим индивидуальность конкретной школы, её специализацию и самобытность. Главной перспективой является размещение школьной символики на сайте, стендах, локальных актах и применение в скринсейвере на ПК. А также предоставление возможности участникам образовательного процесса ощутить себя частью большого школьного коллектива, осознать свою личную значимость для школы.
Актуальной проблемой создания школьной символики в современном информационном обществе, уделяется особое внимание. Большая часть учебных заведений РФ не имеет своей уникальной отличительной символики. Часть школ, которые имеют личный герб, он либо устарел, либо создан (принят) без участия учеников. Современные технологии позволяют оцифровать уже имеющийся герб и внести изменения в соответствии с новыми достижениями школы.
Следует заинтересовать учащихся в исследовательской работе, активизировать поисковую деятельность, направленную на поиск исторических фактов о школы. Рекомендуется провести опрос среди учащихся, в письменном виде или использовать сервисы «Google Формы». Сервис «google формы» (https://docs.google.com/forms) позволяет создать анкету как с выбором ответов, так и оставить поле для ответа. Данный сервис упростит анализ данных и выдаст наглядный графический анализ. Также сервис от google позволит разместить данный опрос на сайте школы и в социальных сетях, тем самым увеличив охват аудитории, для опроса не только учащихся, но и их родителей и выпускников школы. См. рисунок 1.

Рис. 1. Google формы.

В результате данного опроса большинство учащихся хотели бы иметь герб школы. В связи с этим было решено провести «Неделю Геральдики» в школе, где проводились внеклассные занятия, мероприятия и уроки, посвященные правилам составления гербов и детальный анализ государственной символики. Эти уроки позволят повысить как знания учащихся, так и правовую компетентность.
Следует выявить ключевые направления деятельности данной школы, а также этнографическую принадлежность (если таковая имеется).
Деятельность школы может быть: спортивная; военно-патриотическая; информационно-медийная; гражданская активность; личностное развитие; этнографическая.
Учащихся следует сформировать в группы для более эффективной работы, обозначив критерии поиска информации. Необходимо четко выставить временные рамки и установить ответственного в каждой группе. По итогу поисковой деятельности учащихся, организовать выступления с докладом о проделанной работе.
Следующим шагом необходимо определиться с составляющими элементами, которые будут отображены в гербе. Поскольку каждый элемент, имеет свое значение (послание). Так как, одним из важных элементов герба является щит, то стоит определиться с его формой.
Геральдический щит первоначально ничем не отличался от реального щита. В древности, в средние века формы воинских щитов просто поражали своим многообразием – круглые, овальные, заостренные к низу, прямоугольные, в форме полумесяца и т.п. См. рисунок 2.

Рис. 2. Геральдический щит.

Цвет герба является столь же важным элементом. Каждый цвет имеет свое значение и отражает явления природы, качества человеческой души, характера человека и даже сложные философские понятия. См. таблицу 1.

Таблица 1.

Цвет

Название цвета, принятое в геральдике

Явление природы

Качества характера, души человека

Философские понятия

Желтый

Золото

Солнце

Великодушие, щедрость

Справедливость

Белый

Серебро

Луна, вода, снег

Чистота

Невинность

Красный

Червлень

Огонь

Храбрость, мужество, отвага

Любовь

Синий

Лазурь

Небо

Верность, правдивость

Вера

Зеленый

Зелень

Растение

Молодость, радость

Надежда

Черный

Чернь

Земля

Образованность, скромность

Смирение

Фиолетовый

Пурпур

-

Благородство, достоинство

Мудрость (благоразумие)


Щит может быть окрашен одним цветом или можно использовать несколько цветов, но тогда его нужно поделить, например, на две части: по вертикали, по горизонтали, по диагонали. Следуя этим правилам деления, можно разделить щит на три, четыре или более частей.
Конкурс среди учащихся рекомендуется проводится в два этапа:
I этап – организация выставки конкурсных работ;
II этап – публичная защита конкурсных работ.
На всех этапах конкурса организуется компетентное жюри. В состав жюри входит: директор школы; заместитель директора по УВР; заместитель директора по ВР и руководитель проекта «Герб школы».
В конкурсе могут принять участие как коллективные рисунки от класса, так и индивидуальные эскизы от учащихся. Обязательное участие в конкурсе принимают учащиеся с 5 по 11 класс, а учащиеся с 1 по 4 класс – по желанию.
На первом этапе органинизуется выставка конкурсных работ учащихся. Выставку возможно реализовать в холле учебного заведения, тем самым продемонстрировать работы учащихся. См. рисунок 3. Разместить фотографии работ на сайте учреждения.

Рис. 3. Выставка конкурсных работ.

Во второй этап проходят три конкурсных рисунка, тем самым определяя призеров конкурса. Учащимся прошедшим во второй этап предстоит публично защитить свои конкурсные работы. Необходимо рассказать о своем гербе: почему выбраны данные элементы, входящие в его структуру; почему выбрана данная форма герба; почему используется данная цветовая гамма и т.п. Также предстоит ответить на вопросы жюри, если они возникнут.
По итогам второго конкурсного этапа, будет оглашён победитель и призёры конкурса. Призёрам торжественно вручат дипломы I, II и III степени, а также опубликуют фотографии на сайте учреждения.
Рестайлинг и оцифровка герба вносит изменения или дополнения, направленные на целесообразный и эстетический стиль герба, при этом сохраняя основную идею рисунка. Рекомендуется обсудить детали рестайлинга на школьном педагогическом совете. Все замечания и предложения будут учитываться с согласия директора школы. Директор вправе внести свои изменения.
В процессе оцифровки герба и переноса изображения в статическую графику следует учитывать внесенные изменения. Существует масса графических редакторов, которые позволят создать статическое изображение.
Следует учитывать расширение графических файлов, так как герб может быть размещён не только на стенде, но и в документах, презентациях и школьном сайте. Кроме расширения JPEG (Joint Photographic Experts Group) – растровый графический формат, следует создать изображение формата PNG (portable network graphics) – изображение на прозрачном фоне. Тем самым сохранив презентабельный вид школьной символики в документах.
Изображение герба должно быть читаемым как в цветном, так и в черно-белом варианте. Также следует подготовить изображение герба в различных размерах, чтобы избежать потери качества изображения.
Также предлагается создать скринсейвер (заставку экрана ПК), так как в каждом кабинете школы имеется персональный компьютер (ПК).
Скринсейвер (англ. Screensaver, заставка) – функция или отдельная программа гашения экрана при простом компьютере, призванная снизить непроизводительный износ оборудования и его отдельных частей, а иногда и энергопотребление.
Единый (корпоративный) скринсейвер установленный на все ПК в учреждении создаст единый стиль; произведет благоприятное впечатление как на учащихся, так и на гостей; способствует поднятию имиджа учреждения; также использовать в презентациях и т.п. В процессе создания заставки экрана, учащиеся закрепят свои познания в области информатики, откроют для себя что-то новое, которое в последующем может повлиять на выбор профессии и повысит интерес к IT-технологиям. Возрастет интерес к предмету и проектной деятельности.
Рекомендуется создать инсталлятор (установка программного обеспечения, инсталляция – процесс установки программного обеспечения на компьютер конечного пользователя), для простоты и удобства установки ПО и дальнейшего распространения скринсейвера.
Заключительным этапом является утверждение его локальным актом на педагогическом совете. Локальный акт отражает описание и использование школьной символики.
Практико-ориентированность исследовательской работы, направленная на поиск информации и творческую работу как в групповой форме, так и в индивидуальной. Участвуя, в данном проекте, учащиеся развивают фантазию и самостоятельность, художественный и эстетический вкус.
Работа над проектом «Герб школы» помогла расширить кругозор учащихся о геральдике, воспитать у детей любовь к «малой родине», чувство гордости и патриотизма к родным местам. Работы детей получаются яркими, красочными и интересными.
На стадии создания оцифровки герба и проектирования скринсейвера, учащиеся закрепили свои познания в области информатики и повысили интерес к IT-технологиям, что в дальнейшем может повлиять на выбор профессии. Возрастет интерес как к учебным предметам, так и к проектно-поисковой и исследовательской деятельности.

Список использованных источников

1.                 Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада – фарм», 2002.-64с;
2.                 Бугаева Н.В., Макаров С.Г. Символы Российской государственности. ОГУ «ЦСИУМ», Иркутск, 2001;
2019