Библиографическое описание:
Бушуева Е.К. Композиционное решение в создании флористического коллажа // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.
Основные понятия о флордизайне
Флористический дизайн – разновидность декоративно – прикладного искусства, которое воплощается в создании флористических работ.
Сегодня направление интерьерной флористики очень популярно: всё больше растёт спрос на украшение помещений при помощи цветочных композиций. Это универсальный способ декорирования любого стиля.
Флористика может быть многогранной, используемая в интерьерах:
- панно
- коллажи
- сухоцветы
- живые цветы и растения
- горшечные растения
- стабилизированные цветы
Всё это легко сможет преобразить любой декор, став тем самым акцентом, которого так не хватало для ощущения завершённости. Главное - умело этим пользоваться.
Существуют различные направления современной флористики:
· зоофлористика – изготовление цветочных композиций в виде животных, рыб, птиц;
· корпоративная флористика – декорирование офисных помещений;
· «сладкая» флористика – креативные букеты из экзотических фруктов и конфет;
· автофлористика – для внутреннего и внешнего убранства автомобилей;
· стиль модерн – не только из природных, но и из синтетических материалов.
Флористический коллаж – вид декоративно- прикладного искусства. Коллаж - это приклеивание на бумажную, тканевую или другую основу материалов, различных по цвету и фактуре. Коллаж – в изобразительное искусство был введен футуристами и дадаистами, практиковавшими приклеивание к холсту обрывков газет фотографий, кусков ткани.
Флористический коллаж выполняется с использованием природных материалов.
Стили коллажа
· пейзажный;
· вегетативный;
· декоративный;
· формо-линейный.
Пейзажный стиль
Основной предмет изображения - естественная или преображённая человеком природа. Имитация природных ландшафтов.
Вегетативный стиль
Предполагает максимальную приближённость к естественным образам.
Декоративный стиль
Предполагает создание яркой, интересной работы, в которой главную роль играет красота и выразительность элементов композиции. Растения, материалы трансформируются в угоду эстетическому эффекту.
Формо-линейный стиль
Основная роль отводится линиям, их характеру, толщине, направлению. Линия – идея композиции. Для линейного стиля характерна асимметрия
Коллаж – это смешение техник и стилей и простая возможность проявить себя.
Основной задачей дополнительного образования является развитие творческого потенциала учащихся. Творческая компетентность основана на овладении универсальными способами творческой деятельности педагога. Для всестороннего развития учащихся педагог знакомит с понятиями «флористика», «коллаж», «флористический коллаж», знакомит с новыми заготовками материала и основными приёмами изготовления картины.
Тема выбрана для формирования и развития учащимися пространственных представлений, форм, понимания художественных средств, выражения творческого замысла путём композиционного решения во флористическом коллаже.
Технология изготовления коллажа
Описание выполнения работы: «Морской мотив».
Цель: создать композицию во флористическом коллаже.
Задачи:
· Знакомство с композицией во флористическом коллаже;
· Развитие пространственного мышления;
· Формирование графических навыков;
· Формирование навыков по конструированию;
· Умение работать с природным и флористическим материалом.
Методы и приёмы:
1) вербальный: устное изложение о композиции;
2) практический: в карандаше прорисовка линий, разработка (эскизы), макет изделия (объёмно- пространственное изображение в уменьшенном масштабе);
3) создание коллажа;
4) демонстрационный: показ готовой работы.
Композиция флористического коллажа может быть построена либо на конкретном сюжете, либо без сюжета – на знании теории композиции. Композиция – важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Композиция обладает многими свойствами и средствами, к которым относится пропорциональность, масштабность, статичность и динамичность, ритм, контраст и нюанс. В создании произведения важную роль играют изобразительные средства, форма, цвет, фактура. Эти средства взаимосвязаны в целом между собой они создают гармоническое произведение: соотношение между собой, их цветовое, тоновое, фактурное решение.
Учитывая полученные теоретические знания, чтобы правильно составить композицию, сначала нужно продумать тему работы, нарисовать беглые эскизы, затем уточнённые эскизы, далее эскизы в цвете, потом создать макет из ватмана, следом сделать шаблон в натуральную величину и только потом приступить к работе с материалом.
Материалы и инструменты
Бумага для ксерокса, ватман, обои несколько видов, трубочки из газет, краска темперная (можно гуашь), рамка для фона, плотный картон, клей ПВА, природный и флористический материал (ракушки), проволока, сахар, плотная бумага от паспарту (имитация морской пены), палитра для разведения красок, ножницы, плоскогубцы.
Ход работы
1. Берём рамку квадрат 30х30 - голубого цвета и плотный картон 30х30 - основа для нашей работы.
2. По периметру основы клеем обои с ребристой фактурой бело- серого цвета шириной 4,5 см.
3. Затем берём паспарту 20х20 с вырезанным окном 17х17 и обклеиваем по замыслу: верхняя треугольная часть в «пене» (подобранная окраска материала паспарту) и нижняя часть от обоев бордюр - размер составил 1,5 см. по периметру паспарту.
4. Создаём центр работы: берём плотный картон в диаметре 8,5 см., намазываем клеем ПВА и сыплем сахар, чтобы получить пористую фактуру нашего центра, сушим, повторяем ещё раз, сушим и окрашиваем белой акриловой краской.
5. Берём плотный картон 20х20 см. под вырезанное паспарту и окрашиваем тёмно-синей краской
6. Приклеиваем, вырезанное паспарту 20х20 см. к окрашенному синей краской картону.
7. Чтобы объединить, наш замысел морской пены, вырезаем полоску шириной 4,5 см, вымеряем, чтобы она плотно вошла в наш квадрат 20х20 см.
8. Полученный материал склеиваем клеем ПВА и даём высохнуть.
9. Приклеиваем наш центр, который был сделан ранее, он получился объёмным и пористым (фактурным).
10. По краям полоски «морской пены» приклеиваем газетные трубочки - они задают направление.
11. В полученном верхнем треугольнике. Создаём ритм из мелких ракушек от увеличения к уменьшению и в центр этого треугольника приклеиваем такой же формы ракушку большего размера.
12. В нашем центре запланировано приклеить ракушку пирамидального характера и для декора использовать плоские жемчужные бусины (дар моря), ракушку и бусины приклеиваем горячим пистолетом.
13. Приклеиваем на центре внизу справа прозрачную полубусину (капля воды).
14. В газетные трубочки продеваем проволоку и делаем завитки (волны), которые приклеиваем внизу синего треугольника, делаем 3 больших завитка.
15. Ритм создаём по периметру приклеенных обоев бело – серого цвета с помощью мелких ракушек с левой стороны снизу вверх на уменьшение и наоборот справой стороны.
16. Посмотрев на работу, хочется добавить ещё завиток к центру от нижней части длинного завитка – приклеиваем и добавляем короткий завиток к нижнему большому завитку.
17. В завершении своей работы делаем несколько мазков темперными красками на «морской пене», как бы показывая динамику в коллаже (пена расходится с волнами)
Ритм – чередование, каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой.
Динамика – обилие движения, действия, господствуют диагонали, повторы элементов, фигур.
Фото готовой работы
https://vk.com/wall528438033_19
Заключение
Рекомендации для работы с детьми:
1. Прежде чем приступить к работе, необходимо представить конечный результат, то есть продумать свою работу – создать замысел. Для этого нужно уметь хорошо фантазировать.
2. Разработать беглые эскизы – условно – схематические и замысел в первом эскизе должен сохраниться и в последующей работе над эскизами, макетом и в работе из флористического материала.
3. Начертить уточнённые эскизы – уточнение материалов необходимых для работы.
4. Выполнить эскизы в цвете, создавая колористическое решение, контраст и нюанс, и пропорциональное цветовое отношение.
5. Создать макет из бумаги в объёме (условный), играет роль пространственное мышление учащихся, учитывается необходимый фактурный материал, достаточно ли выразителен центр работы, и только потом можно приступить к выполнению работы.
6. Рамка самая простая, без пазиков (рамка – часть композиции, она может быть как фон или на контрасте).
7. Фон декоративной работы может быть из изолона, оргалита – гладкой или обратной стороны (фактурной).
Для выполнения практической работы флористический материал заготавливается заранее.
Флористический коллаж – образное познание действительности и он имеет большое значение для умственного воспитания детей. Для того чтобы изобразить какой – либо предмет, предварительно надо с ним познакомиться. Дети постепенно расширяют запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов, анализируют, сравнивают и обобщают конечный результат. В процессе занятий у детей воспитываются нравственно – волевые качества: доводить дело до конца, сосредоточенно трудиться, преодолевать трудности. Конечно, любая работа требует аккуратности выполнения и соблюдения правил охраны труда с режущими, колющими инструментами и различными клеями.
Данная работа не вызовет больших трудностей и рекомендована в программе дополнительного образования для детей от 10 лет и старше, так как способствует развитию художественных средств, формированию пространственных представлений, составлению композиции, формированию конструкторских навыков, умению работать с природным и флористическим материалом. Демонстрация и подведение итогов готовых изделий проходят на выставках, конкурсах, а также они используются для украшения школьных кабинетов. Педагоги дополнительного образования должны профориенитировать детей на приобретения профессиональных навыков во флористике, флордизайне, а также давать возможность знания и умения в конструкторских профессиях.
Приложение
Перечень тем, которые необходимо пройти с обучающимися, чтобы создать коллаж.
1. Работа на плоскости. Техника руки. Линии.
2. Фигуры пропорциональны к данной плоскости.
3. Техника руки. Пропорция.
4. Направление горизонтальное.
5. Направление вертикальное.
6. Направление диагональное.
7. Направление смешанное.
8. Фактура.
9. Центр большой.
10. Центр маленький.
11. Центр из нескольких фигур.
12. Центр сложный по силуэту.
13. Ритм.
14. Натюрморт.
15. Графическое решение композиций в плоской вазе.
16. Статика. Динамика.
17. Контраст. Композиция на контрасте по цвету.
18. Композиция в холодной гамме. С введением тёплого цвета.
19. Композиция в тёплой гамме. С введением холодного цвета.
20. Разработка беглых эскизов.
21. Композиция в авторской вазе.
22. Разработка беглых эскизов.
Библиографический список
1. Осипова Н.В. Цветочный дизайн круглый год. ООО «Издательский дом «Вече», 2005.
2. Осипова Н.В Искусство флориста – дизайнера. – М.: Оолита, 1996.
3. Петрова К.А., Манина А.Ю. Путь к мастерству практические советы дизайнерам – флористам. Издательства «Астерион». СПб, 2010.
4. https://infourok.ru/priemi-i-osobennosti-izgotovleniya-kollazhey-iz-floristicheskih-materialov-v-dekorativnom-i-vegetativnom-stile-3579457.html.
Бушуева Е.К. Композиционное решение в создании флористического коллажа // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.
Основные понятия о флордизайне
Флористический дизайн – разновидность декоративно – прикладного искусства, которое воплощается в создании флористических работ.
Сегодня направление интерьерной флористики очень популярно: всё больше растёт спрос на украшение помещений при помощи цветочных композиций. Это универсальный способ декорирования любого стиля.
Флористика может быть многогранной, используемая в интерьерах:
- панно
- коллажи
- сухоцветы
- живые цветы и растения
- горшечные растения
- стабилизированные цветы
Всё это легко сможет преобразить любой декор, став тем самым акцентом, которого так не хватало для ощущения завершённости. Главное - умело этим пользоваться.
Существуют различные направления современной флористики:
· зоофлористика – изготовление цветочных композиций в виде животных, рыб, птиц;
· корпоративная флористика – декорирование офисных помещений;
· «сладкая» флористика – креативные букеты из экзотических фруктов и конфет;
· автофлористика – для внутреннего и внешнего убранства автомобилей;
· стиль модерн – не только из природных, но и из синтетических материалов.
Флористический коллаж – вид декоративно- прикладного искусства. Коллаж - это приклеивание на бумажную, тканевую или другую основу материалов, различных по цвету и фактуре. Коллаж – в изобразительное искусство был введен футуристами и дадаистами, практиковавшими приклеивание к холсту обрывков газет фотографий, кусков ткани.
Флористический коллаж выполняется с использованием природных материалов.
Стили коллажа
· пейзажный;
· вегетативный;
· декоративный;
· формо-линейный.
Пейзажный стиль
Основной предмет изображения - естественная или преображённая человеком природа. Имитация природных ландшафтов.
Вегетативный стиль
Предполагает максимальную приближённость к естественным образам.
Декоративный стиль
Предполагает создание яркой, интересной работы, в которой главную роль играет красота и выразительность элементов композиции. Растения, материалы трансформируются в угоду эстетическому эффекту.
Формо-линейный стиль
Основная роль отводится линиям, их характеру, толщине, направлению. Линия – идея композиции. Для линейного стиля характерна асимметрия
Коллаж – это смешение техник и стилей и простая возможность проявить себя.
Основной задачей дополнительного образования является развитие творческого потенциала учащихся. Творческая компетентность основана на овладении универсальными способами творческой деятельности педагога. Для всестороннего развития учащихся педагог знакомит с понятиями «флористика», «коллаж», «флористический коллаж», знакомит с новыми заготовками материала и основными приёмами изготовления картины.
Тема выбрана для формирования и развития учащимися пространственных представлений, форм, понимания художественных средств, выражения творческого замысла путём композиционного решения во флористическом коллаже.
Технология изготовления коллажа
Описание выполнения работы: «Морской мотив».
Цель: создать композицию во флористическом коллаже.
Задачи:
· Знакомство с композицией во флористическом коллаже;
· Развитие пространственного мышления;
· Формирование графических навыков;
· Формирование навыков по конструированию;
· Умение работать с природным и флористическим материалом.
Методы и приёмы:
1) вербальный: устное изложение о композиции;
2) практический: в карандаше прорисовка линий, разработка (эскизы), макет изделия (объёмно- пространственное изображение в уменьшенном масштабе);
3) создание коллажа;
4) демонстрационный: показ готовой работы.
Композиция флористического коллажа может быть построена либо на конкретном сюжете, либо без сюжета – на знании теории композиции. Композиция – важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Композиция обладает многими свойствами и средствами, к которым относится пропорциональность, масштабность, статичность и динамичность, ритм, контраст и нюанс. В создании произведения важную роль играют изобразительные средства, форма, цвет, фактура. Эти средства взаимосвязаны в целом между собой они создают гармоническое произведение: соотношение между собой, их цветовое, тоновое, фактурное решение.
Учитывая полученные теоретические знания, чтобы правильно составить композицию, сначала нужно продумать тему работы, нарисовать беглые эскизы, затем уточнённые эскизы, далее эскизы в цвете, потом создать макет из ватмана, следом сделать шаблон в натуральную величину и только потом приступить к работе с материалом.
Материалы и инструменты
Бумага для ксерокса, ватман, обои несколько видов, трубочки из газет, краска темперная (можно гуашь), рамка для фона, плотный картон, клей ПВА, природный и флористический материал (ракушки), проволока, сахар, плотная бумага от паспарту (имитация морской пены), палитра для разведения красок, ножницы, плоскогубцы.
Ход работы
1. Берём рамку квадрат 30х30 - голубого цвета и плотный картон 30х30 - основа для нашей работы.
2. По периметру основы клеем обои с ребристой фактурой бело- серого цвета шириной 4,5 см.
3. Затем берём паспарту 20х20 с вырезанным окном 17х17 и обклеиваем по замыслу: верхняя треугольная часть в «пене» (подобранная окраска материала паспарту) и нижняя часть от обоев бордюр - размер составил 1,5 см. по периметру паспарту.
4. Создаём центр работы: берём плотный картон в диаметре 8,5 см., намазываем клеем ПВА и сыплем сахар, чтобы получить пористую фактуру нашего центра, сушим, повторяем ещё раз, сушим и окрашиваем белой акриловой краской.
5. Берём плотный картон 20х20 см. под вырезанное паспарту и окрашиваем тёмно-синей краской
6. Приклеиваем, вырезанное паспарту 20х20 см. к окрашенному синей краской картону.
7. Чтобы объединить, наш замысел морской пены, вырезаем полоску шириной 4,5 см, вымеряем, чтобы она плотно вошла в наш квадрат 20х20 см.
8. Полученный материал склеиваем клеем ПВА и даём высохнуть.
9. Приклеиваем наш центр, который был сделан ранее, он получился объёмным и пористым (фактурным).
10. По краям полоски «морской пены» приклеиваем газетные трубочки - они задают направление.
11. В полученном верхнем треугольнике. Создаём ритм из мелких ракушек от увеличения к уменьшению и в центр этого треугольника приклеиваем такой же формы ракушку большего размера.
12. В нашем центре запланировано приклеить ракушку пирамидального характера и для декора использовать плоские жемчужные бусины (дар моря), ракушку и бусины приклеиваем горячим пистолетом.
13. Приклеиваем на центре внизу справа прозрачную полубусину (капля воды).
14. В газетные трубочки продеваем проволоку и делаем завитки (волны), которые приклеиваем внизу синего треугольника, делаем 3 больших завитка.
15. Ритм создаём по периметру приклеенных обоев бело – серого цвета с помощью мелких ракушек с левой стороны снизу вверх на уменьшение и наоборот справой стороны.
16. Посмотрев на работу, хочется добавить ещё завиток к центру от нижней части длинного завитка – приклеиваем и добавляем короткий завиток к нижнему большому завитку.
17. В завершении своей работы делаем несколько мазков темперными красками на «морской пене», как бы показывая динамику в коллаже (пена расходится с волнами)
Ритм – чередование, каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой.
Динамика – обилие движения, действия, господствуют диагонали, повторы элементов, фигур.
Фото готовой работы
https://vk.com/wall528438033_19
Заключение
Рекомендации для работы с детьми:
1. Прежде чем приступить к работе, необходимо представить конечный результат, то есть продумать свою работу – создать замысел. Для этого нужно уметь хорошо фантазировать.
2. Разработать беглые эскизы – условно – схематические и замысел в первом эскизе должен сохраниться и в последующей работе над эскизами, макетом и в работе из флористического материала.
3. Начертить уточнённые эскизы – уточнение материалов необходимых для работы.
4. Выполнить эскизы в цвете, создавая колористическое решение, контраст и нюанс, и пропорциональное цветовое отношение.
5. Создать макет из бумаги в объёме (условный), играет роль пространственное мышление учащихся, учитывается необходимый фактурный материал, достаточно ли выразителен центр работы, и только потом можно приступить к выполнению работы.
6. Рамка самая простая, без пазиков (рамка – часть композиции, она может быть как фон или на контрасте).
7. Фон декоративной работы может быть из изолона, оргалита – гладкой или обратной стороны (фактурной).
Для выполнения практической работы флористический материал заготавливается заранее.
Флористический коллаж – образное познание действительности и он имеет большое значение для умственного воспитания детей. Для того чтобы изобразить какой – либо предмет, предварительно надо с ним познакомиться. Дети постепенно расширяют запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов, анализируют, сравнивают и обобщают конечный результат. В процессе занятий у детей воспитываются нравственно – волевые качества: доводить дело до конца, сосредоточенно трудиться, преодолевать трудности. Конечно, любая работа требует аккуратности выполнения и соблюдения правил охраны труда с режущими, колющими инструментами и различными клеями.
Данная работа не вызовет больших трудностей и рекомендована в программе дополнительного образования для детей от 10 лет и старше, так как способствует развитию художественных средств, формированию пространственных представлений, составлению композиции, формированию конструкторских навыков, умению работать с природным и флористическим материалом. Демонстрация и подведение итогов готовых изделий проходят на выставках, конкурсах, а также они используются для украшения школьных кабинетов. Педагоги дополнительного образования должны профориенитировать детей на приобретения профессиональных навыков во флористике, флордизайне, а также давать возможность знания и умения в конструкторских профессиях.
Приложение
Перечень тем, которые необходимо пройти с обучающимися, чтобы создать коллаж.
1. Работа на плоскости. Техника руки. Линии.
2. Фигуры пропорциональны к данной плоскости.
3. Техника руки. Пропорция.
4. Направление горизонтальное.
5. Направление вертикальное.
6. Направление диагональное.
7. Направление смешанное.
8. Фактура.
9. Центр большой.
10. Центр маленький.
11. Центр из нескольких фигур.
12. Центр сложный по силуэту.
13. Ритм.
14. Натюрморт.
15. Графическое решение композиций в плоской вазе.
16. Статика. Динамика.
17. Контраст. Композиция на контрасте по цвету.
18. Композиция в холодной гамме. С введением тёплого цвета.
19. Композиция в тёплой гамме. С введением холодного цвета.
20. Разработка беглых эскизов.
21. Композиция в авторской вазе.
22. Разработка беглых эскизов.
Библиографический список
1. Осипова Н.В. Цветочный дизайн круглый год. ООО «Издательский дом «Вече», 2005.
2. Осипова Н.В Искусство флориста – дизайнера. – М.: Оолита, 1996.
3. Петрова К.А., Манина А.Ю. Путь к мастерству практические советы дизайнерам – флористам. Издательства «Астерион». СПб, 2010.
4. https://infourok.ru/priemi-i-osobennosti-izgotovleniya-kollazhey-iz-floristicheskih-materialov-v-dekorativnom-i-vegetativnom-stile-3579457.html.