НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Боярчук Н.О. Индивидуальный образовательный маршрут при работе со слабоуспевающими по математике в рамках реализации ФГОС

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


В каждом классе есть сильные и слабые ученики, и для меня это не является исключением. Как учитель я должна реализовать задачу успешного обучения всех учащихся независимо от их возможностей и развития. Мы все знаем к чему приводят традиционные формы и методы обучения. Если учитель работает на сильного ученика, то в классе растет число неуспевающих и слабых учеников, так как слабый ученик не успевает мыслить, читать и выполнять задания наравне с сильными учениками. Если учитель работает на среднего ученика, то сильные и талантливые учащиеся теряют интерес к обучению, им становится скучно, и в конце обучения сильные дети превращаются в посредственных учеников. В такой ситуации как никогда актуален вопрос индивидуально-ориентированной системы обучения. Считается, что индивидуализировать образование – значит развивать образовательное взаимодействие, ориентированное на активность, интересы, инициатив у ребенка, обучающегося в школе, и открыто-рефлексивную позицию педагога, это совместная работа педагога и ученика направлена на формирование предметных и универсальных умений, на получение учебных результатов в эффективной форме. Что же здесь может прийти на помощь учителю?
Эффективную траекторию образовательного пути ученика поможет выстроить индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ), который предусматривает наличие содержательного компонента и способ его реализации, т.е. технологию организации образовательного процесса. Применение ИОМ полезно для обучения одаренных детей, для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, для детей, не посещающих школу по болезни, в связи с проведением соревнований и т.п., для детей, слабоуспевающих по предмету. ИОМ создается в сотрудничестве и взаимодействии учителя, ученика и его родителей и определяется: образовательными запросами обучающегося, которые в зависимости от его возраста определяет он сам или его родители; его стремлением к овладению программы; существующими стандартами содержания образования; возможностями учебных или внеучебных организаций. В научной литературе существует несколько трактовок понятия ИОМ, но общая суть сводится к следующему, ИОМэто индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).
Любому учителю известно, что выставление неудовлетворительной оценки, должно сопровождаться целой системой мер по ее дальнейшему предотвращению. Чтобы предупредить неуспеваемость учащихся, нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению, именно это подразумевает ИОМ. При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося, такие как:
·           образовательная основа (ЗУН, которыми обучающийся владеет);
·           психическое и физическое состояние обучающегося;
·           личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в группе и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивация к учению и т.д.)
·           возрастные особенности;
·           социальная сторона (пожелания родителей).
Рассмотрим на примере составление ИОМ для слабоуспевающих детей.
Слабоуспевающий ученик - это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети (И. П. Подласый). Особенности слабоуспевающих учащихся всем известны: низкий уровень знаний, в последствии этого низкий уровень интеллектуального развития; отсутствие познавательного интереса; не сформированы самые простые организационные навыки; учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения; нет опоры на родителей как соратников учителя - предметника; дети, в основном, из асоциальных семей; отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся; наблюдаются пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта. Чтобы предупредить недостаточную степень усвоения учащимися знаний, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать вовремя устранение этих пробелов. Чаще всего в школе ученик находится, говоря математическим языком, в «жестком треугольнике»: ученик – родители – учитель предметник; ученик - родители - классный руководитель; ученик - родители - администрация; ученик - родители - одноклассники; ученик - классный руководитель - одноклассники. Какой же выход из создавшейся ситуации? Как помочь ученику, учителям и родителям выйти из «жёсткого треугольника»? Ответ прост, необходима кропотливая работа по составлению ИОМ объединяющая учителя, ученика родителей и администрацию. Тем самым «жёсткий треугольник» превращается в «подвижный четырёхугольник». Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор «своего» домашнего задания. Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка. Учитель должен обеспечивать индивидуальное обучение, нести персональную ответственность за организацию и ход этого обучения, а также в его обязанности входят:
·          оценка готовности ученика к переходу на индивидуальное обучение;
·          выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута;
·          регулярные встречи с учеником, обсуждение прохождения индивидуального образовательного маршрута (рекомендуется выделить для таких встреч один час в неделю);
·          корректировка образовательного маршрута;
·          контакты с родителями ученика;
·          оформление результатов аттестации ученика (внесение оценок и другой информации о достижениях в школьную документацию).
Ожидаемые результаты применения индивидуального образовательного маршрута при работе со слабоуспевающими ребятами заключается в следующем: достижение обязательного минимума содержания образования, гарантированного Конституцией РФ для каждого гражданина уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования в профессиональной сфере.
Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы. В каждом классе есть ученики успевающие и не очень, ответственные и лентяи, шаловливые и спокойные. Современные дети целесообразны: они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Поэтому, порой бывает тяжело мотивировать учащихся на изучение той или иной темы. Отсюда определяется основная цель, которую я ставлю перед собой, и состоит она в том, чтобы использовать такую систему обучения, которая обеспечила бы образование каждого ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. Особого внимания требуют ученики, которые не достигли по учебным показателям базового уровня. Использование индивидуальных маршрутов помогает решать многие задачи, связанные с развитием личности ученика. Способствует формированию у него познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и применять их для решения конкретных математических задач, в частности использовать в новых более сложных ситуациях. Ребенок учится работать с литературой: выделять необходимые и достаточные условия, анализировать и обобщать информацию. Он также учится плодотворно работать и добиваться успеха. ИОМ использую с целью создания условий для успешного индивидуального развития ученика. Задачи, которые пытаюсь решить для достижения цели:
1.        Разработать систему творческих заданий направленных на освоение базовых ЗУНов по теме.
2.        Создать ситуацию, побуждающую ученика к активным действиям.
3.        Организовать самостоятельную творческую работу.
4.        Корректировка учебных действий обучающегося.
5.        Создать ситуацию успеха.
6.        Организовать рефлексию учебной деятельности обучающегося.
Разработку ИОМ осуществляю поэтапно.
1.Диагностика уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных интересов, особенностей (диагностический этап)
2. Определение цели и постановка задач, которые реализуются во время прохождения индивидуального образовательного маршрута
3.Определение времени, которое должен и может затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы. Разработка учебно-тематического плана (почасового).
4.Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления ИОМ, определение содержания учебно-тематического плана.
5.Выбор способов оценки успешности обучающегося и презентация достижений.
Этап диагностики уровня развития способностей ребенка и его индивидуальных особенностей и уровень интереса. Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. В своей работе использую вводное и промежуточное анкетирование для выяснения интересов учащихся.
Этап целеполагания и определения первостепенных задач. Исходя из результатов диагностики, совместно с ребенком и его родителями мы определяем цели и задачи маршрута.
Третий этап «Определение времени». В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами, потребностями самого учащегося.
Четвертый этап. Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления ИОМ, определение содержания учебно-тематического плана. Педагогу необходимо совместно с ребенком и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели, определяется сама методика работы с ребенком.
Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами:
1.       Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе.
2.       Групповые занятия. Для группы учащихся может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.
3.       Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий.
4.       Практика. Важной формой организации индивидуального обучения является практика. В раздел практики мы отнесем и многочисленные формы кружковых занятий, организуемых как на базе школы, так и вне ее.
После ликвидации пробелов задачи ИОМ будет выполнены. При выполнении такого рода ИОМ огромная ответственность ложится на всех вовлечённых в его исполнение людей: на классного руководителя, учителя- предметника, родителей, самого ребёнка.
Я согласна с коллегами, которые работают над данной темой, разработка ИОМ ребенка имеет свои плюсы и минусы, и что до сих пор не ясно как это сделать грамотно. Всё-таки не хватает подробного методического материала, пособий или каких-то конкретных методических курсов, потому что проблемы составления ИОМ всегда влекут за собой множество вопросов.
Создание и ведение ИОМ ученика отнимает у педагогов много времени, но положительная динамика того стоит. ИОМ позволяет не только реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению пробелов в знаниях, о чем свидетельствует оценки ребенка, его заинтересованность в изучении предмета, проявление активности на уроках, выполнение домашнего задания, индивидуальное продвижение в сфере обучения.
При использовании ИОМ учащиеся действительно осознают его значимость как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения, они активно включаются в процесс своей подготовки к итоговой аттестации, делают самоанализ своих достижений с планированием дельнейших действий по повышению качества знаний по предмету. Использование ИОМ дает свои положительные результаты. Ребята чаще дополнительно работают над заданиями, которые вызывают у них затруднения, более заинтересованы в достижении поставленных целей, сами ставят эти цели и прикладывают максимум усилий для их достижения.
Думаю, что ИОМ будет иметь смысл, если те, кто его составляет: составляют его осознанно, четко представляя, для чего, с учетом индивидуальных особенностей ребенка; четко следуют составленному маршруту и работают командой. В противном случае - это просто бумаготворчество, навязанное и бессмысленное. Я считаю, что при правильном и точном определении причин неуспеваемости и нахождении путей их ликвидации, высокий уровень проведения уроков, существенная и реальная помощь и непосредственный контакт семьи ученика с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного уровня развития. Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен реализоваться в этой жизни, уметь работать самостоятельно. Приведенный образец ИОМ являются лишь наглядным примером всевозможных вариантов их составления (Приложение) Буду рада, если мои разработки вам в этом помогут.
Используемые ресурсы:
1.       https://pedsovet.org/publikatsii/matematika/fgos-i-individualnyy-obrazovatelnyy-marshrutСтатья «ФГОС и индивидуальный образовательный маршрут». Автор-Исрафилова Елена Николаевна.
2.       http://pedsovet.su/iom
3.       http://uchitelya.com/pedagogika/43856-individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut-uchenika.html
4.       https://pedportal.net/attachments/000/447/242/447242.docx?1426902342
5.       Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 574 с. — (Основы наук).
6.       https://infourok.ru/ob-organizacii-individualnoy-raboti-so-slabouspevayuschimi-na-osnove-iom-bogacheva-op-uchitel-matematiki-mbou-lyantorskaya-sosh-981550.html
Приложение 1

Приложение 2

Тема

ЗУН

проблема

Задания, способы работы

Сроки

Форма контроля

Отметка о выполнении

Какие трудности возникли

Оцени свой результат

Оценка учителя

 

 

 

 

 

 

 






Приложение 3
Анкета по выявлению интересов у учащихся
1. В начальной школе я лучше всего успевал по предметам________
2. При переходе в среднюю школу у меня возникли трудности с предметами_________
3. Я хотел (а) бы заниматься в кружках_____________
4. Особенно мне нравится заниматься_____________
5. Я люблю читать книги, журналы про_____________
6. Я люблю смотреть фильмы про_________________
7. Мне нравится наблюдать за работой_____________
8. Я хотел (а) бы, чтобы мои родители были по профессии________
Приложение 4
1.Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации.
1.При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
2.Расширять и осваивать разные приемы развития познавательных интересов детей.
3.Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
4.Обеспечит на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы доброжелательности.
5.Укреплять в себе позиции не противопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
6.Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
7.Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействия учителя истощает запас нервно – психологической прочности ребенка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.
2. Рекомендации по планированию работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
·          Пропуски занятий по болезни;
·          Слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
·          Задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в отсутствие классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
·          Педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
·          Прогулы.
Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Учителя при беседе с классным руководителем узнают эту информацию от него и используют в работе.
контактная информация: boiarchuk_natali@mail.ru
89832465887
2018