Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (33) https://f.almanah.su/33.pdf
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 17 часов. Программа курса разработана с учетом знаний и умений учащихся, освоивших курс основной школы, и позволяет углубить и систематизировать содержание базового учебного предмета «русский язык». Программа элективного курса состоит из 3 разделов: теоретические основы сочинения; сочинения традиционных жанров; сочинения нетрадиционных жанров.
Элективный курс предполагает личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер содержания.
Цели и содержание программы соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования, требованиями государственного стандарта по русскому языку. При составлении программы учтено Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
Цели:
§ Формирование коммуникативных умений в процессе обучения сочинению.
§ Формирование у учащихся представления о сочинении как о тексте, его особенностях, способах написания; жанровых особенностях и композиционной форме.
§ развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и социальной адаптации; коммуникативных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития.
В соответствии с целями выделяются следующие задачи:
Образовательная задача курса заключается в развитии познавательных процессов у обучающихся, в формировании знаний, необходимых при написании сочинений разных жанров.
Воспитательная задача заключается в формировании уважительного отношения к русскому языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Развивающая задача заключается в развитии творческого мышления учащихся, их познавательных и личностных возможностей и способностей.
Задачи данного элективного курса:
§ дать обучающимся необходимые теоретические знания о сущности и структуре письменных работ;
§ научить облекать мысли чувства в адекватную словесную форму;
§ содействовать самовыражению личности ребенка;
способствовать гармоничному сочетанию специальных и гуманитарных знаний в работе по развитию связной речи учащихся.
Обязательный уровень усвоения теоретических сведений.
Учащиеся должны
знать:
§ основы теории текста;
§ композиционные особенности текстов различных жанров;
§ стилистические особенности текста;
уметь:
§ подбирать и систематизировать материал по теме сочинения;
§ использовать в письменной речи различные изобразительные средства;
§ аргументировано обосновывать собственную точку зрения.
Формы контроля
Содержание программы элективного курса позволяет определить следующие формы самоконтроля (делается акцент на творческие работы):
§ написание творческих работ;
§ составление планов и тезисов;
§ конспектирование.
Формы работы
§ работа с текстом;
§ эвристическая беседа;
§ деловая игра;
§ создание творческой работы.
Критерии оценки
Система безоценочная, зачетная.
Слушатели курса, написавшие творческую работу и выступавшие на практических занятиях, получают автоматический зачет.
Содержание элективного курса «Технология написания сочинений разных жанров».
Раздел 1. Теоретические основы сочинения.
Урок 1. Сочинение как текст. Тема и основная мысль текста.
Из истории школьных сочинений. Текст и его признаки (смысловая цельность, структурная связность, членимость). Темы сочинений (широкие, узкие). Выбор темы. Основная мысль. Определение идеи сочинения. Название. Способы раскрытия основной мысли.
Тексты различных типов речи: повествование, описание, рассуждение. Сочетание типов речи. Функциональные стили речи: разговорный и книжный (научный, деловой, публицистический, художественный). Использование определенных лексических, морфологических и синтаксических средств языка в текстах различных стилей. Особенности художественного текста.
Урок 2.Записная книжка. Совершенствование написанного.
Подбор материала для сочинения: название, эпиграф, составление плана, цитирование, тезисы. Этапы работы над сочинением. Систематизация материала. Написание сочинения. Редактирование и переписывание.
Правила написание черновика. Сверка текста с планом. Наблюдение за соразмерностью частей сочинения. Стилистическая правка. Переписывание.
Урок 3. Жанровое своеобразие сочинений. Композиция сочинения.
Понятие жанра сочинения. Обзор жанров школьных сочинений: рецензии, эссе, очерка, дневника, эпистолярного жанра.
Понятие композиции. Композиционные схемы описания, повествования, рассуждения. Структура сочинения: введение (вступление) – историческое, аналитические, биографическое, сравнительное; основная часть – доказательство идеи сочинения (приведение примеров и аргументация); заключения - выводы, следствия.
Раздел 2. Сочинения традиционных жанров.
Урок 4. Сочинение-рассуждение.
Специфика сочинения – рассуждения. Построение рассуждения, способы доказательств в рассуждении. Стилистические и языковые особенности рассуждения.
Урок 5. Рассуждая – сочиняю.
Написание сочинения на тему «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»
Урок 6. Аналитический жанр сочинения – рецензия.
Понятие рецензии. Особенности написания рецензия. Виды рецензий: на книгу, отдельный эпизод, спектакль, фильм. План рецензии. Схема рецензии.
Урок 7. Я – рецензент. Практическое занятие.
Анализ примеров рецензии на книгу, театральную постановку. Написание рецензии (по выбору) на книгу, спектакль, фильм.
Урок 8.Очерк как художественно публицистический жанр
Основные сведения о жанре. Структура очерка и его элементы. Основная мысль очерка. Авторское присутствие в очерке. Документальная точность. Публицистичность очерка. Очерк – портрет. Средства художественной изобразительности в портретном очерке. Анализ портерного очерка.
Урок 9. «Очерк – товарищ поэзии». Практическое занятие.
Деловая игра «Подготовка очерка».
Раздел 3. Сочинения нетрадиционных жанров.
Урок 10. Сочинение-реклама.
Основные сведения о жанре сочинения-рекламы. Требования к рекламе. Текст рекламы, лексика, синтаксис. Аннотация как элемент рекламы на книгу, ее назначение, составление плана аннотации. Памятка составляющему рекламу книги. Знакомство с анализом готовых реклам.
Урок 11. Сочинение-реклама на книгу. Практическое занятие.
Анализ готовых реклам на книги. Написание собственных текстов реклам на книгу.
Урок12. Эссе.
Эссе как разновидность очерка. Особенности жанра. Виды эссе: публицистические, философские, историко-биографические, беллетристические. Формы эссе– дневник – письмо. Анализ эссеистического стиля в литературе.
Урок 13. Сочинение в жанре эссе. Практическое занятие.
Анализ эссе с использованием карточек-информаторов и карточек-практикумов. Написание сочинений-эссе на заданную тему.
Урок 14. Дневник-литературно-бытовой жанр.
Особенности сочинений в жанре дневниковых записей. Признаки дневника как жанра. План анализа дневниковых записей. Памятка « Как писать сочинение в жанре дневниковых записей».
Урок 15. Дневники писателей и их героев. Практическое занятие.
Знакомство с образцами дневников писателей и их героев. Анализ дневниковых записей. Задание на распознавание текстов-дневников. Написание сочинения в жанре дневника
Урок 16. Сочинение в жанре письма.
Из истории письма. Письмо – эпистолярный жанр, его особенности. Структура письма. Содержание письма. План письма. Речевые единицы письма и их функции.
Урок 17. «Я к Вам пишу…». Практическое занятие.
Анализ образцов писем литературных героев и писем из жизни знаменитых людей. Написание писем литературному герою, артисту, политику, спортсмену.
Учебно-тематический план
№ п/пТема занятия
Количество часов
Тип урока
I. Раздел. Теоретические основы сочинения
1.
Сочинение как текст. Тема и основная мысль текста.
Типы речи и функциональные стили.
0,5
0,5
Лекция с элементами беседы. Практикум.
2.
Записная книжка. Совершенствование написанного.
0,5
0,5
Урок – беседа. Практикум.
3.
Композиция сочинения.
Жанровое своеобразие сочинений.
0,5
0,5
Урок – обзор. Практикум.
II. Раздел. Сочинения традиционных жанров
4.
Сочинение-рассуждение.
1
Урок-рассуждение.
5.
Рассуждая – сочиняю.
1
Практикум.
6.
Аналитический жанр сочинение - рецензия.
1
Урок-обзор с элементами бес еды.
7.
Я – рецензент.
1
Практикум.
8.
Очерк как художественно–публицистический жанр.
1
Урок-диалог.
9.
«Очерк-товарищ поэзии»
1
Урок-деловая игра.
III. Раздел. Сочинения нетрадиционных жанров
10.
Сочинение – реклама.
1
Урок-знакомство.
11.
Сочинение – реклама на книгу.
1
Практикум.
12.
Эссе.
1
Урок-размышление.
13.
Сочинение в жанре эссе.
1
Практикум.
14.
Дневник – литературно-бытовой жанр.
1
Урок-знакомство.
15.
Дневники писателей и их героев.
1
Практикум.
16.
Сочинение в жанре письма.
1
Урок-экскурсия.
17.
«Я к Вам пишу…»
1
Практикум.
Итого:
17
Библиографический список для учителя:
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. – Москва, Просвещение, 2013.
2. Беднарская Л.Д. Анализ текста. Теория и практика: программа элективного курса. 10-11 кл. // Рус. яз. в школе. – 2006.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» - Москва, Просвещение, 2006.
4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.» - Москва, Просвещение, 2006.
5. Искусство устной и письменной речи: программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов (68 ч.) // Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс / авт.-сост. С.И. Львов. – М.: Мнемозина, 2013.
6. Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М.: Школа – Пресс, 1995.
7. Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. Новгород: Деком, 1995.
9. Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен, 2004.
12. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.
Библиографический список для учащихся:
1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах./- Москва, Просвещение,2012.
2. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку, подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: «Экзамен», 2013.
3. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Учебно-методическое пособие. – Ростов /Д: Легион, 2011.