Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 17 часов. Программа курса разработана с учетом знаний и умений учащихся, освоивших курс основной школы, и позволяет углубить и систематизировать содержание базового учебного предмета «русский язык». Программа элективного курса состоит из 3 разделов: теоретические основы сочинения; сочинения традиционных жанров; сочинения нетрадиционных жанров. Элективный курс предполагает личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер содержания. Цели и содержание программы соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования, требованиями государственного стандарта по русскому языку. При составлении программы учтено Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов». Цели: § Формирование коммуникативных умений в процессе обучения сочинению. § Формирование у учащихся представления о сочинении как о тексте, его особенностях, способах написания; жанровых особенностях и композиционной форме. § развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и социальной адаптации; коммуникативных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития. В соответствии с целями выделяются следующие задачи: Образовательная задача курса заключается в развитии познавательных процессов у обучающихся, в формировании знаний, необходимых при написании сочинений разных жанров. Воспитательная задача заключается в формировании уважительного отношения к русскому языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Развивающая задача заключается в развитии творческого мышления учащихся, их познавательных и личностных возможностей и способностей. Задачи данного элективного курса: § дать обучающимся необходимые теоретические знания о сущности и структуре письменных работ; § научить облекать мысли чувства в адекватную словесную форму; § содействовать самовыражению личности ребенка; способствовать гармоничному сочетанию специальных и гуманитарных знаний в работе по развитию связной речи учащихся. Обязательный уровень усвоения теоретических сведений. Учащиеся должны знать: § основы теории текста; § композиционные особенности текстов различных жанров; § стилистические особенности текста; уметь: § подбирать и систематизировать материал по теме сочинения; § использовать в письменной речи различные изобразительные средства; § аргументировано обосновывать собственную точку зрения. Формы контроля Содержание программы элективного курса позволяет определить следующие формы самоконтроля (делается акцент на творческие работы): § написание творческих работ; § составление планов и тезисов; § конспектирование. Формы работы § работа с текстом; § эвристическая беседа; § деловая игра; § создание творческой работы. Критерии оценки Система безоценочная, зачетная. Слушатели курса, написавшие творческую работу и выступавшие на практических занятиях, получают автоматический зачет. Содержание элективного курса «Технология написания сочинений разных жанров». Раздел 1. Теоретические основы сочинения. Урок 1. Сочинение как текст. Тема и основная мысль текста. Из истории школьных сочинений. Текст и его признаки (смысловая цельность, структурная связность, членимость). Темы сочинений (широкие, узкие). Выбор темы. Основная мысль. Определение идеи сочинения. Название. Способы раскрытия основной мысли. Тексты различных типов речи: повествование, описание, рассуждение. Сочетание типов речи. Функциональные стили речи: разговорный и книжный (научный, деловой, публицистический, художественный). Использование определенных лексических, морфологических и синтаксических средств языка в текстах различных стилей. Особенности художественного текста. Урок 2.Записная книжка. Совершенствование написанного. Подбор материала для сочинения: название, эпиграф, составление плана, цитирование, тезисы. Этапы работы над сочинением. Систематизация материала. Написание сочинения. Редактирование и переписывание. Правила написание черновика. Сверка текста с планом. Наблюдение за соразмерностью частей сочинения. Стилистическая правка. Переписывание. Урок 3. Жанровое своеобразие сочинений. Композиция сочинения. Понятие жанра сочинения. Обзор жанров школьных сочинений: рецензии, эссе, очерка, дневника, эпистолярного жанра. Понятие композиции. Композиционные схемы описания, повествования, рассуждения. Структура сочинения: введение (вступление) – историческое, аналитические, биографическое, сравнительное; основная часть – доказательство идеи сочинения (приведение примеров и аргументация); заключения - выводы, следствия. Раздел 2. Сочинения традиционных жанров. Урок 4. Сочинение-рассуждение. Специфика сочинения – рассуждения. Построение рассуждения, способы доказательств в рассуждении. Стилистические и языковые особенности рассуждения. Урок 5. Рассуждая – сочиняю. Написание сочинения на тему «Прекрасное и безобразное в нашей жизни» Урок 6. Аналитический жанр сочинения – рецензия. Понятие рецензии. Особенности написания рецензия. Виды рецензий: на книгу, отдельный эпизод, спектакль, фильм. План рецензии. Схема рецензии. Урок 7. Я – рецензент. Практическое занятие. Анализ примеров рецензии на книгу, театральную постановку. Написание рецензии (по выбору) на книгу, спектакль, фильм. Урок 8.Очерк как художественно публицистический жанр Основные сведения о жанре. Структура очерка и его элементы. Основная мысль очерка. Авторское присутствие в очерке. Документальная точность. Публицистичность очерка. Очерк – портрет. Средства художественной изобразительности в портретном очерке. Анализ портерного очерка. Урок 9. «Очерк – товарищ поэзии». Практическое занятие. Деловая игра «Подготовка очерка». Раздел 3. Сочинения нетрадиционных жанров. Урок 10. Сочинение-реклама. Основные сведения о жанре сочинения-рекламы. Требования к рекламе. Текст рекламы, лексика, синтаксис. Аннотация как элемент рекламы на книгу, ее назначение, составление плана аннотации. Памятка составляющему рекламу книги. Знакомство с анализом готовых реклам. Урок 11. Сочинение-реклама на книгу. Практическое занятие. Анализ готовых реклам на книги. Написание собственных текстов реклам на книгу. Урок12. Эссе. Эссе как разновидность очерка. Особенности жанра. Виды эссе: публицистические, философские, историко-биографические, беллетристические. Формы эссе– дневник – письмо. Анализ эссеистического стиля в литературе. Урок 13. Сочинение в жанре эссе. Практическое занятие. Анализ эссе с использованием карточек-информаторов и карточек-практикумов. Написание сочинений-эссе на заданную тему. Урок 14. Дневник-литературно-бытовой жанр. Особенности сочинений в жанре дневниковых записей. Признаки дневника как жанра. План анализа дневниковых записей. Памятка « Как писать сочинение в жанре дневниковых записей». Урок 15. Дневники писателей и их героев. Практическое занятие. Знакомствос образцами дневников писателей и их героев. Анализ дневниковых записей. Задание на распознавание текстов-дневников. Написание сочинения в жанре дневника Урок 16. Сочинение в жанре письма. Из истории письма. Письмо – эпистолярный жанр, его особенности. Структура письма. Содержание письма. План письма. Речевые единицы письма и их функции. Урок 17. «Я к Вам пишу…». Практическое занятие. Анализ образцов писем литературных героев и писем из жизни знаменитых людей. Написание писем литературному герою, артисту, политику, спортсмену.
Учебно-тематический план
№ п/п Тема занятия Количество часов Тип урока I. Раздел. Теоретические основы сочинения 1. Сочинение как текст. Тема и основная мысль текста. Типы речи и функциональные стили. 0,5 0,5 Лекция с элементами беседы. Практикум. 2. Записная книжка. Совершенствование написанного. 0,5 0,5 Урок – беседа. Практикум. 3. Композиция сочинения. Жанровое своеобразие сочинений. 0,5 0,5 Урок – обзор. Практикум. II. Раздел. Сочинения традиционных жанров 4. Сочинение-рассуждение. 1 Урок-рассуждение. 5. Рассуждая – сочиняю. 1 Практикум. 6. Аналитический жанр сочинение - рецензия. 1 Урок-обзор с элементами бес еды. 7. Я – рецензент. 1 Практикум. 8. Очерк как художественно–публицистический жанр. 1 Урок-диалог. 9. «Очерк-товарищ поэзии» 1 Урок-деловая игра. III. Раздел. Сочинения нетрадиционных жанров 10. Сочинение – реклама. 1 Урок-знакомство. 11. Сочинение – реклама на книгу. 1 Практикум. 12. Эссе. 1 Урок-размышление. 13. Сочинение в жанре эссе. 1 Практикум. 14. Дневник – литературно-бытовой жанр. 1 Урок-знакомство. 15. Дневники писателей и их героев. 1 Практикум. 16. Сочинение в жанре письма. 1 Урок-экскурсия. 17. «Я к Вам пишу…» 1 Практикум.
Итого: 17
Библиографический список для учителя: 1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. – Москва, Просвещение, 2013. 2. Беднарская Л.Д. Анализ текста. Теория и практика: программа элективного курса. 10-11 кл. // Рус. яз. в школе. – 2006. 3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» - Москва, Просвещение, 2006. 4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.» - Москва, Просвещение, 2006. 5. Искусство устной и письменной речи: программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов (68 ч.) // Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс / авт.-сост. С.И. Львов. – М.: Мнемозина, 2013. 6. Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М.: Школа – Пресс, 1995. 7. Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. Новгород: Деком, 1995. 9. Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен, 2004. 12. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982. Библиографический список для учащихся: 1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах./- Москва, Просвещение,2012. 2. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку, подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: «Экзамен», 2013. 3. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Учебно-методическое пособие. – Ростов /Д: Легион, 2011.