НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Гетманова И.Н. Конспект урока физики «Вклад учёных-физиков в дело Великой Победы»

Библиографическое описание:

Гетманова И.Н. Конспект урока физики «Вклад учёных-физиков в дело Великой Победы» // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.

Форма проведения: Урок – исследование по физике, посвященный трудовому подвигу советских учёных в годы Великой Отечественной войны.

Целевая аудитория: учащиеся 9 класса

Цели и задачи урока:

Образовательные:

1. Обобщить знания учащихся о вкладе ученых-физиков в дело Великой Победы.

2. Установить физические основы разработок ученых времен Великой Отечественной войны.

Развивающие:

1. Продолжить развитие мотивации к изучению физики на основе раскрытия практической значимости рассматриваемой темы.

2. Продолжить формирование умения анализировать информацию, сравнивать, обобщать и систематизировать материал.

3. Продолжить развитие исследовательской культуры.

4. Продолжить развитие коммуникативной культуры.

5. Продолжить развитие эмоциональной сферы учащихся.

Воспитательные:

1. Продолжить формирование гражданского чувства гордости и ответственности за судьбу своей страны.

2. Продолжить работу по воспитанию у учащихся уважения к истории и традициям своего государства.

3. Продолжить знакомство с героическими страницами истории нашей страны.

Ход урока

Учитель: Наша страна находится в преддверии Великого праздника – 77-летия Победы. И как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава всего нашего народа. Подвиг выдающихся Советских полководцев и военачальников, подвиг простых солдат, сражавшихся на передовой, подвиг партизан и тружеников тыла.

Вспомним важные даты:

1. Сколько лет, дней шла Великая Отечественная война? (на планете – 6 лет, на нашей земле – без малого 4 года, 1418 дней)

2. Дата начала Великой Отечественной войны и дата окончания? (22 июня 1941 года, 4 часа утра; в ночь с 30 апреля на 1 мая над куполом рейхстага заалело Знамя Победы, 2 мая прекратилось сопротивление, 8 мая 1945 года в Берлине подписали Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии).

3. Сколько гигантских битв и наступательных мероприятий было проведено в ходе Великой Отечественной войны? (6 гигантских битв и около 40 наступательных мероприятий)

4. После какой битвы был развеян миф о непобедимости немецкой армии? (Битва под Москвой)

(музыка тихо)

Ученик. Июнь 1941 г. начался как обычно. Работали в привычном трудовом ритме фабрики и заводы, дети разъехались на летние каникулы, а выпускники готовились к школьному выпускному балу; учёные трудились в научных лабораториях, библиотеках, архивах… Прекрасный мир окружал людей. Но на рассвете воскресного дня, 22 июня, на страну обрушилась беда: грозный враг вероломно перешёл границу и напал на нашу Родину. Началась война.

Учитель:
Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей, занимающихся наукой, и, конечно, физиков. Всем понятно, что значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физическая наука. (закончить музыку)

Сегодня на уроке мы вспомним об ученых-физиках, талантливых конструкторах, исследователях, деятелях техники. Ведь благодаря их труду, знаниям, практическому опыту и полету творческой мысли рождались в небывало короткие сроки проекты новой боевой техники, призванной громить врага, создавались новые образцы вооружения.

Тема нашего урока “Вклад ученых-физиков в дело Великой Победы”.

(эпиграфом к ему сегодняшнему уроку я взяла слова Президента Академии наук в годы войны Владимира Леонтьевича Комарова: "Участие в разгроме фашизма – самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой …".)

Ученик.
И
с этой задачей советские ученые достойно справились.

Военная промышленность в 1943 г. дала фронту 29,9 тыс. самолетов, 24,1 тыс. танков, 130,3 тыс. орудий всех видов и превзошёл Германию в производстве военной техники: по орудиям – более чем в 2 раза, по танкам и самоходным артиллерийским установкам (САУ) – почти в 2 раза, по самолётам – в 1,7 раза, по автоматам и миномётам – в 5 раз;

Таких фактов история до этого не знала!

Учитель: Рассказать обо всех героических делах, совершённых советскими учёными в годы великой битвы с фашизмом, почти невозможно: так их много! Остановимся лишь на нескольких эпизодах:

Ученик.
1) В годы Великой Отечественной Войны были сконструированы различные типы танков, предназначенные для самых разных боевых задач.

ИС-2советский тяжёлый танк был создан в 1943 году под руководством инженера Ж.Я. Котина. Аббревиатура ИС означает “Иосиф Сталин”. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжело бронированным из советских серийных танков периода войны. Технические характеристики танка: толщина брони была 90-120 мм, развиваемая скорость — до 52 км/ч

Одной из важнейших страниц Великой Отечественной по праву можно считать создание танка Т-34. Война показала высокую эффективность «тридцатьчетверки», созданной на Харьковском паровозостроительном заводе в конструкторском бюро под руководством Михаила Ильича Кошкина.

T-34 (“тридцатьчетвёрка”) – самый массовый танк Второй мировой войны.

Задача №1
Во время Великой Отечественной войны страшным для врагов смертоносным оружием зарекомендовал себя лучший в мире советский танк Т-34. Какую скорость развивал этот танк, если танковая колонна, перебрасываемая с одного участка фронта на другой, прошла 165 км за 3 часа?

Дано: СИ

S =165км=165000м

t =3ч=10800с

V-?

Решение:

Ответ: V=15,3м/с.

За годы войны советские конструкторы разработали и внедрили в производство модели самолетов, которые по качеству превосходили немецкую авиацию.

Ученик: В 1943 конструкторское бюро А.С. Яковлева разработало самолет Як-3 – самый легкий (всего 2650 кг). Позднее был сконструирован истребитель Як-9, способный развивать скорость до 605 км/ч.

В июле 1942 года С.А. Лавочкин со своей командой создал новый быстроходный, маневренный, хорошо вооруженный истребитель Ла-5. Скорость 551 км/ч. Боевая нагрузка: до 600 кг различного вооружения.

Задача№ 2.
Через сколько времени Як-3, летевший со скоростью 650 км/ч мог догнать фашистский бомбардировщик, находящийся от него на расстоянии 3 км и двигавшийся со скоростью 500 км/ч?

Дано:

V1=650 км/ч=181м/с

S1=3 км=3000м

V1=500 км/ч=139м/с

t-?

Решение:

t = t1+ t2

t =17с+17с=34с.

Ответ: t =34с.

Ученик: Флаттер
— это слово наводило ужас на летчиков- испытателей в предвоенные годы. Но вот в борьбу с этим, тогда таинственным явлением, вызывающим разрушение самолетов в воздухе, вступили математики и механики.

После того, как профессором М.В. Келдышем была разработана математическая теория флаттера, таинственность этого явления исчезла. Учеными были даны рекомендации, которые требовалось учитывать при конструировании самолетов. Их приняли во внимание, и за время войны не было случаев разрушения самолетов из-за флаттера.

Задача №3.
Один из скоростных советских самолетов времен Великой Отечественной войны- истребитель ЛА-5 развивает скорость 650 км/ч. За какое время он преодолеет 130 км?

Дано:

V=650км/ч

S =130км

t -?

Решение:

Ответ:
Т=12 мин.

Ученик:
8 сентября 1941г Гитлеровцы захватили Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 900-дневная оборона города. Подвиг Ленинграда нельзя понять до конца, если не учитывать и роль ученых в его обороне. Люди науки в самых невероятных, труднейших условиях искали и находили новые средства и ресурсы для борьбы с врагом. Даже тогда, когда, казалось, все возможности физически исчерпаны... обороны Ленинграда, когда город 29 месяцев был во вражеском кольце, и в деятельности ленинградских ученых во время блокады есть эпизод, который связан с «Дорогой жизни».

Эта дорога пролегала по льду замерзшего Ладожского озера: была проложена автотрасса, связывающая окруженный врагом город с Большой землей. Группа учёных Физико-технического института АН СССР под руководства член-корреспондента Павла Павловича Кобеко:

- занимались изучением свойств льда, режимом замерзания озёрной воды, составом воды, направлением движения воды, силой ветра и т.п. Было установлено, что главную роль играет деформация льда. Павел Павлович Кобеко разработал методику регистрации колебаний льда в разных усло виях.

• - степень деформации льда зависит от скорости движения транспорта — это был главный вывод;

• - критической оказалась скорость, близкая к 35 км/ч;

• - большое значение имела интерферен ция волн сотрясения, возникающая при встрече двух машин или при обгоне:

• - сложение амплитуд колебаний вызы вало разрушение льда;

• - особенно опасной становилась ситуа ция, когда транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны; в этом случае даже одна машина могла вызвать резонанс и разрушение ледяного покрова.

На основе полученных результатов ученые выработали правила безопасно го движения по ладожской трассе; со ставили таблицы и формулы для расчета допустимой скорости передвижения с разными грузами.

• Эти таблицы и прави ла были напечатаны, размножены и строго соблюдались на всем фронте. Ледовые аварии прекратились, «Дорога жизни» функционировала.

Всего за зиму 1941/42гг. по ледовой трассе было доставлено Ленинграду 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия. За этот же период было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев. И город выдержал блокаду.

Ученик.
В
45 км от Санкт-Петербурга, на берегу Ладожского озера, вблизи мыса Осиновец, в 1972 г. был открыт музей "Дорога жизни".

На площадке у музея установлены транспортный самолет ЛИ-2, автомашина ГАЗ-АА, катер Ладожской военной флотилии МО-4 - участник боев на Ладоге, буксир, зенитные, полевые и корабельные орудия.

Ученик. Выдающийся физик и организатор науки академик С.И. Вавилов писал: "Советская техническая физика... с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста.

Советские ученые, в частности физики, самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи фронту.

Учитель. Война закончилась 9 мая 1945 г. победой Советского Союза над гитлеровской Германией. Эта победа означала спасение человечества от ужасов фашизма. Она спасла народы от порабощения и уничтожения. Оставшиеся в живых должны помнить, а мы - их внуки и потомки – знать, какой ценой она была завоёвана.

Советские ученые, в частности физики, самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи фронту. Мы должны неустанно стремиться к знаниям, овладевать ими, потому что, как доказала история, знания – это сила!

После войны признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время. И действительно, советские ученые, в частности физики, самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи фронту.

Библиографический список1. Журнал «Физика в школе» №3-2005 год, №3-1975 год, №2 – 1985 год.

2. «Советские ученые — фронту» — М.: Знание, 1985 год

3. «Советская наука в годы Великой Отечественной войны» — М.: Наука, 1983год

4. «Оружием творчества: О ра боте советских ученых в годы Великой Отечественной войны» — М.: Политиздат, 1985 год

5. В. Н.Но викова «Оружие Победы» — М: Машиностроение, 1985 год

6. «Энциклопедический словарь юного физика», Москва, «Педагогика» 1989 год.
2023