Актуальные вопросы начального общего образования

Шишкова И.И. Интегрированный урок (математика + окружающий мир) в 4-м классе по теме «Подводный мир Чёрного моря. Решение экологических задач»

Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf

Цели. Закреплять знания и способы учебной деятельности при решении задач; развивать творческие способности, интерес к математике и окружающему миру, познавательный интерес, логическое мышление; воспитывать чувство прекрасного.
Предметные: учиться применять вычислительные навыки, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, развивать внимание и логическое мышление, расширять кругозор в познании обитателей моря в частности Чёрного, правильном использовании соответствующих терминов.
Метапредметные
Овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: осуществляют самоконтроль.
Планируемые способности:
Договориться с соседом по парте, спланировать свою работу, распределить обязанности в паре, рефлексия.
Личностное целеполагание учеников на занятия будет происходить через интригу связанную с «путешествием».
Планируемые результаты:
учащиеся смогут научатся моделировать с помощью схематических рисунков и решать задачи изученных видов; будут совершенствовать вычислительные навыки и выполнять устные и письменные вычисления изученных видов в пределах 1000; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Методы организации познавательной деятельности: словесные (беседа), наглядные (метод иллюстрации), практические (упражнения.)
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, медио - проектор, карточки с заданиями для самостоятельной работы, закладки, смайлики, сигнальные карточки.
Ход урока.
I.         Организационный момент.
Психологический настрой детей. Организация рабочего места.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно всем удачи.
II. Самоопределение к учебной деятельности.
Учитель. Примерно 4000 лет назад один китайский рыбак для утоления голода вскрыл несколько раковин и стал, вероятно, первым человеком, открывшим жемчуг. Начало жемчужине дает чужеродное тело, например песчинка; устрица покрывает этот предмет перламутром слой за слоем, и этот предмет становится жемчужиной.
Когда это происходит естественным путем, жемчужина имеет идеальную форму. Но человек нашел способ, как заставить устриц изготовлять искусственный жемчуг. Хотя форма его обычно не идеальна, но все равно он прекрасен! Убедитесь сами! У вас в гостях Жемчужница...
Жемчужница – девочка в голубом платье с украшениями из ниток искусственного жемчуга на платье, в волосах.
Жемчужница.
«Добрый день» иль «Добрый вечер», –
Всем друзьям сказать хочу
И порадоваться встрече –
В гости вас я всех зову.
Мои владения огромны, они в два с половиной раза больше суши. Человека давно влекут тайны морских глубин; может, и настанет тот день, когда он построит себе жилище под водой: на грядках – капуста и огурцы, в живых уголках – попугаи, в лесах – зайцы, ежи и лисички, у домов – коровки и бычки. Для умелых рук на морской глубине найдется и игла, и пила, и молот. Ярко будет сиять луна, а днем будут щебетать ласточки и порхать бабочки.
У. Интересный рассказ! Но я думаю, что он с секретом. Кто сможет разгадать секрет Жемчужницы?

Водоросли – морская капуста.

Рыбы – попугай, бычок, корова, пила, игла, луна, ласточка, бабочка.

Иглокожие (животные) – морской еж, морской огурец, рыба-молот.


– Большая часть поверхности планеты – это водные просторы. Одно из самых уникальных морей на планете – Чёрное. В нем обитают животные, которые не могут нанести большой вред здоровью. Мы даже не подозреваем, насколько уникально, его подводное царство. Живая природа Чёрного моря величественна и хрупка. Она в непрестанном движении. Иногда даже вода, кажется, меняет свой цвет, становясь из бирюзовой и голубой бурого цвета.
Медуза легко и грациозно плавает, соперничая даже с рыбами.
А вот актинии приходится путешествовать на спине рака-отшельника.
Крабы.
Морские ежи – иглокожие животные.
А эта рыба – морской черт.
Жемчужница. Губка. Долгое время губку считали растением. Но это животное – без ног, без сердца, без головы. Губка живет на подводной скале. Тело ее пористое. На губке много дырочек. Подплывут к ней рачки и прочая мелочь – она отцеживает их сквозь дырочки.
Учитель. Дельфины дышат легкими, а не жабрами, как рыбы, поэтому им необходимо периодически всплывать и делать вдох. В Черном море обитают три вида дельфинов — это афалина, белобочка и азовка, или морская свинья. Чаще всего с берега можно видеть небольшую стаю афалин, которые в погоне за рыбой так близко подплывают к берегу, что неожиданно выпрыгивают из воды возле купающихся людей. Их появление всегда вызывает радостные улыбки и восторг детворы.
– Да, богато Чёрное море, но оно еще и прекрасно, будь это дневное море или ночное.
Жемчужница.
Как хорошо ты, о море ночное, – здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое, ходит, и дышит, и блещет оно...
На бесконечном, на вольном просторе блеск и дыхание, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море, как хорошо ты в безлюдье ночном!
III. Актуализация опорных знаний.
Но давайте не забывайте, что у нас все-таки урок математики.
а) Решение задач.
У. Три и даже более сердец природа дала головоногим моллюскам, из них именно три сердца - у осьминога, причём дополнительные сердца находятся у жабер. Это вовсе не запасные сердца "про запас", они нужны осьминогу все до единого. В водах Чёрного моря осьминоги не водятся, но я всё же хочу предложить вам решить следующую задачу устно.
Задача 1
1) У трех осьминогов 9 сердец. Сколько всего осьминогов?
У. Попробуйте решить вот такую задачу.
2) У трех осьминогов 9 сердец. У скольких осьминогов 18 сердец?
У. Повторите условие задачи по ее краткой записи.
-Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
-Почему? (Мы не знаем, сколько сердец у одного осьминога).
-А можем ли мы узнать, сколько сердец у одного осьминога? ( Да).
-Составьте план решения. Что узнаем сначала?
-Сначала мы узнаем, сколько сердец у одного осьминога.
-Каким действием? (Делением).
-Каким действием ответим на вопрос задачи? ( Делением).
(имя) запишет решение задачи на доске.
- Подумайте, может быть, вы сможете решить задачу другим способом.
(Проверка решения с помощью сигнальных карточек)
У. Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились.
IV. Физминутка.
V. Воспроизведение учащимися знаний и способов деятельности.
б) Решение задач на экологическую тему.
У. Предложенные мной следующие задачи обсудим не только с математической точки зрения – они приглашают к размышлениям.
Кит – морской гигант, который, как и многие животные, не смог уберечься от преследования человеком.
У. Ребята, если вы внимательно смотрели видеофрагмент, то сможете с лёгкостью ответить на мои вопросы:
- Чему равна длина хвоста кита?
- Какова его масса?
- С массой какого животного сравнивают массу языка кита?
- С чем по размеру сравнивают его сердце?
Задача 1
В 1855 году в Охотском море плавало 60 судов, добывая по 35 китов в день. Каков был возможный ежедневный отлов морских гигантов? за неделю? за месяц?
Д. В день можно было отловить 2100 китов, за неделю – 14 700 китов, за месяц – 63 000 китов.
Задача 2
У берегов Японии охота на китов началась с 1600 года и проводилась до 1880 года, когда в прибрежных водах китов не осталось. Сколько лет понадобилось человеку, чтобы киты пропали в этой части моря?
Д. 280 лет.
У. В настоящее время люди пытаются исправить ситуацию, запретив охоту на китов и занеся этих животных в Красную книгу. Известно 127 родов вымерших китов! Вдумайтесь в это число! А ведь киты, как и все живое вокруг, имеют право на жизнь.
Под аудиозапись «Колыбельной китихи» Жемчужница рассказывает:
Ученые, изучающие жизнь горбатых китов, обнаружили, что это очень поэтичные создания. Судите сами: киты любят петь! Кит обычно насвистывает определенный мотив около года, постоянно совершенствуя его. Через год песня кита меняется, он разрабатывает новую тему – и так на протяжении всей своей жизни. Киты любят, и танцевать, выделывая разные пируэты в воздухе, они выпрыгивают из воды, исполняя двойное сальто.
Д: Единственные киты, которые водятся в Чёрном море - это дельфины. Небольшие по размеру представители подотряда зубатых китообразных. Они же - самые большие животные нашего моря, это не рыбы, а млекопитающие - выкармливают детенышей молоком и дышат не жабрами, а легкими. Время от времени им нужно выныривать из воды, чтобы вдохнуть - в эти моменты мы и видим их чёрные блестящие спины, перекатывающиеся по волнам.
У. Давайте поблагодарим нашу гостью Жемчужницу. У неё в море много разных дел и ей нужно возвращаться домой, в море, а мы продолжим наш урок.

VI. Закрепление знаний.

Самостоятельная работа.

У. Предлагаю вам на выбор решить две задачи разного уровня. Тексты задач даны на карточках.
Вариант I
1. Морская звезда в поисках пищи проползла в первый день 5 м, а во второй – 6 м. Сколько всего метров проползла морская звезда за эти два дня?
2. Малыш моллюск длиной всего 2 см за сутки очищает 15 л воды. Утром он очистил 4 л, днем – еще 6 л. Сколько литров воды осталось очистить моллюску?
3. У осьминога на трех щупальцах 300 присосок. Сколько присосок у осьминога на 8 таких же щупальцах?
4. В Берлинском зоопарке создан огромный аквариум, где все желающие могут ознакомиться с жизнью акул.
Сколько человек побывало «в гостях у акул» за 3 дня, если в первый день пришло 537 человек, во второй – на 1/3 больше, чем в первый, а в третий – на 15 человек меньше, чем во второй?
Вариант II
1. В Японии осьминогов ловят так: на дно опускают на веревках горшки, туда забираются любознательные осьминоги. У рыбака в одном горшке 6 осьминогов, а в другом – 8. Сколько всего осьминогов в двух горшках?
2. За 1 час дельфин проплыл 10 км, что на 2 км меньше, чем во второй. Сколько километров проплыл дельфин за 2 часа?
3. За 12 мин кит должен вдохнуть свежий воздух 4 раза. За сколько минут он сделает 9 вдохов?
4. В Берлинском зоопарке создан огромный аквариум, где все желающие могут ознакомиться с жизнью акул. Сколько человек побывало «в гостях у акул» за 5 дней, если в первый день пришло 427 человек, что в 2 раза меньше, чем во второй, а в остальные дни – 1907 человек?
Слайд 18

VII. Подведение итогов урока.

Вот и закончилось наше путешествие по морским просторам. Я верю, что всё о чём мы с вами сегодня говорили, останется в вашей памяти и вы будете не только любить, но и охранять природу!
VIII. Рефлексия.
IX. Информация о домашнем задании.
X. Самооценка.
Я предлагаю вам сейчас оценить своё участие и понимание урока. При выходе из класса расположите на доске смайлик. Кому было всё понятно и интересно на уроке - жёлтый. Если у вас что-то не получилось на уроке- то зелёный. Ну, а если вы испытывали большие затруднения при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно - красный. И ещё хочу подарить вам вот такие закладки с дельфинами, что бы они напоминали вам о нашем занятии.
Урок окончен.

2019