НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Денисова И.В. Развитие эмоциональной сферы ребенка средствами сюжетно-игрового танца

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf

Мастер класс для музыкальных руководителей.
Цель: повышение профессионального уровня и обмен опытом.
Задачи:
• передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
• совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
• повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
Методы и приемы: Практический, словесный, наглядный.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
В нашем обществе остро стоит проблема эмоционального равнодушия. Такие вечные понятия, как Добро и Зло, Красота и Любовь, Нравственность и Милосердие для многих смешались, потеряли свое первоначальные значения. А вот эмоции детей пока еще непосредственны, они не подчинены давлению социально-культурного окружения. И нам бы не забыть про душу ребенка, его нравственную и эмоциональную культуру. Как воспитать в нем сострадательность, научить любить не только себя, но и других людей, животных, птиц, любую букашку?
Дошкольное детство – сензитивный период для развития и понимания эмоций, полноценного выражения умений управлять ими. Где так полно может выражать себя ребенок, где научиться ярко, проявлять свои эмоции? Одной из таких форм самовыражения, конечно же, является танец.
Итак, зная, что эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, педагог может направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-ритмический репертуар. Двигаться, как подсказывает музыка – строгий закон. Свобода и непосредственность выполнения движений во время занятий танцем составляют привлекательную особенность для детей дошкольного возраста.
В разработке и подготовке танца учитывается непосредственная реакция детей на музыку и их двигательные возможности. Дети испытывают потребность в движении, им свойственна двигательная активность, не случайно они ярче, эмоциональнее воспринимают музыку через движение.
Дети имеют разную двигательную подготовку: у одних плохая осанка, у других слабо развиты мышцы шеи и спины, у третьих недостаточна координация движений, далеко не все умеют согласовывать свои движения с музыкой, а также ориентироваться в пространстве и в коллективе сверстников. Мы должны выправить эти недостатки, обогатить запас двигательных навыков. Конечно, эти задачи можно решать и на физкультурных занятиях, но именно сюжетно - игровой танец выражает особенное состояние детской души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями, в котором ребенок не формально двигается под музыку, а ищет и находит средства для наиболее адекватной передачи своих чувств, того, что им владеет. Он получает огромное удовлетворение от свободных легких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов. Занятия танцем поднимают настроение, повышают жизненный тонус.
В сюжетно-игровом танце используются образные движения, отображаются движения животных, птиц, действия людей и пр. Все эти движения постепенно совершенствуются, становятся более выразительными, свободными, ритмичными, координированными, пластичными. Сюжетно-игровой танец оказывает не малое воспитательное воздействие: умение работать в коллективе, четко взаимодействовать со всеми участниками, формируется чувство товарищества, развивается произвольность (вырабатывается активное торможение, дети приучаются делать четкие остановки с окончанием музыки, точно переходить с одного движения на другое), воспитывается активность и инициатива, появляется уверенность в себе, повышается самооценка. «Красной нитью» через все занятия сюжетно-игровым танцем проходит задача пробуждения творческой инициативы, воображения и фантазии в музыкальной, двигательной и эмоциональных сферах.
Для ее решения используются следующие методы и приемы:
1. Выразительное исполнение музыкального произведения.
2. Словесные методы: беседы, пояснения, рассказы детей, чтение художественных произведений.
3. Наглядные методы: рассматривание репродукций, иллюстраций, демонстрация реальных предметов, игрушек.
4. Двигательный метод: импровизация детей, работа над позой, жестом, ритмом, их выразительностью.
5. Метод упражнений: индивидуальные и групповые.
Работа по развитию эмоциональной сферы делится на три этапа:
1 этап – младший возраст (2-4 года) – работа над развитием эмоций, мимики через игру, танец. В этом возрасте дети с удовольствием выполняют этюды – подражания (птиц, животных), с детьми разучиваются простые танцы с повторениями для лучшего запоминания, где дети могут выполнять движения по рисунку танца, повторяя за педагогом.
Мною был создан танец «Пчелки», который с удовольствием исполняли дети 2-3 лет совместно с воспитателем. Детям этого возраста особенно нравится веселая динамичная музыка, частая смена движений. В качестве дополнительного атрибута в этом танце используется коврик-цветочек, который привлекает детей своей яркостью, красотой. Можно использовать и другие атрибуты, такие как ведерко «с медом», но в этом случае у детей не будет такой свободы и раскованности в движениях.
Большое удовольствие доставляют детям этого возраста сюжетно-игровые танцы не только под аккомпанемент фортепиано, но и под звучащие аудиозаписи детских и игровых песен.
Занятие танцами — это не только интересное и приятное времяпрепровождение. В танце дети могут выплеснуть весь свой стресс, накопившийся за день. Это крайне важно, так как дети, как и взрослые, испытывают множество негативных эмоций.
Замечено: если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально “выплескивают” свои эмоции. Ритм можно “переживать”. И детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность. Танец приучает детей к нормам культурного общения.
В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость, послушание. Так, например, в танце для детей 3-4 лет «Цыплята», детей опекает мама-курочка. И дети воспринимают эту игру всерьез, стараются выполнить движения как можно лучше, чтобы заслужить похвалу «мамы».
В этом возрасте у малышей еще мало развита координация. Во время ходьбы они переваливаются, как утята, вытягивают ножки даже тогда, когда в этом нет необходимости, голову же часто отпускают вниз. Прыжки и бег даются им тяжело. У 3-4 летнего ребенка нервная система постоянно возбуждена, от этого чувство психологического "торможения" недостаточно развито. Это обуславливает замедленную реакцию на воспроизводимую музыку.
Но именно в этом возрасте малыши очень заинтересованы в танцах для детей, поэтому музыкальный руководитель сможет постепенно обучить маленьких детей танцам под ритмичную музыку. Необходимо выбирать только яркую и очень выразительную по темпу мелодию, которая будет нравиться малышам. Если присутствуют слова песни, то дети будут с удовольствием их петь, танцуя одновременно! Самым важным навыком в младшей группе должно стать умение малышей слышать начало и заключение музыкального произведения. Это поможет им своевременно начинать движения и вовремя их заканчивать.
Маленькие дети с удовольствием повторяют движения за детьми старшего возраста, танцуют легко и непринужденно, не волнуясь за смену движений, и неправильность исполнения, так как всегда могут посмотреть на детей старшего возраста и исполнить движение танца. На основе этого мною был создан танец «Гномы», к котором участвовали семеро детей старшего возраста. Опираясь на их показ движений, малыши с удовольствием воспроизводили нужное движение, при этом не волнуясь и не суетясь.
Именно от того, как подать маленьким детям хореографический материал, зависит их желание участвовать в постановках и выходить на сцену во время выступлений. И вот тут на помощь приходит именно сюжетно-игровой танец, который вовлекает детей при помощи игры в какой-то сюжет, и маленький ребенок уже может представить себя храбрым моряком в танце «Яблочко».
Какие же методы я использую при разучивании сюжетно-игрового танца:
- Метод непосредственного показа.
Так маленькие танцоры получают возможность зрительно увидеть воплощение нужного художественного образа. В самом начале работы над танцем для юных детей-танцоров стараюсь выполнять каждое движение одновременно с ними. Детей увлекает такой прием и увеличивает детское желание танцевать так же, как и педагог. Они начинают стремиться к быстрому овладению такими навыками.
- Метод словесного повествования
Движения и пластика взаимосвязаны с музыкой. А разговорная речь в обучении детским танцам может стать связующим компонентом для полного восприятия. Музыкальному руководителю необходимо использовать краткие и конкретные объяснения с точными образными оборотами. Интонация голоса играет немаловажную роль, точно, как и сила акцента на то или иное слово или фразу, которые надо донести до малышей.
- Метод импровизации
На занятии стараюсь подвести детей к непринужденному в пластике движению – свободному и раскрепощенному. Не выделяю кого-то во время импровизации, только внимательно слежу за малышами, чтобы они не исполняли движений, не связанных с ритмом или стилем музыки.
- Метод наглядной иллюстрации
Я стараюсь использовать фотографии, иллюстрации, видеозаписи с выступлением танцоров, как известных, так и не очень. Демонстрирую детям записи их выступлений: пусть посмотрят на себя со стороны…
- Метод игры
Такой метод в танцах для детей заключается в использовании на занятиях игрушек, которые могут помочь в обучении. Подобные атрибуты способны оказать глубокое влияние на пластику каждого ребенка и украсить хореографическую композицию. Увлечение предложенной игрушкой позволит раскрепоститься маленькому танцору, он перестанет фокусироваться на технике и раскроется полностью. Если предложитьдетям игру-перевоплощение, то они научатся выразительности и начнут полноценно использовать свое воображение и детскую фантазию.
- Метод концентрации
В этом методе разучивания танцев для детей превалирует возврат к освоенному материалу.Я повторяю с детьми те движения танца, которые они уже хорошо знают, но с некоторым усложнением вариации.
Сюжетно-игровые танцы для детей – это прекрасное и незаменимое воспитательное и эстетическое средство в становлении личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы.
2 этап – средний возраст (4-5 лет) – обогащение эмоционального словаря, пантомимикой, мимикой, логоритмические и логопластические игры, этюды на выражение эмоций.
Этюды- шутки и этюды – игры решают двойную задачу: различные движения сочетаются с эмоциями, характерным настроением, помогают детям развивать музыкальную и эмоциональную выразительность на занятиях и не разрушают способность ребенка играть и верить в то, во что они играют. Основные принципы методики сводятся к тому, чтобы, используя музыкальные навыки детей и небольшой запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку.
Игра – основное занятие дошкольников. Используя данную особенность, я и создаю танец для данного возраста на основе музыкального приложения к танцу: это должна быть веселая знакомая детская песня. Очень помогает создать положительный эмоциональный фон у ребенка деталь костюма. Например, в танце «Гуси» я использую специальную шапочку с клювиком и тапочки-гусиные лапки, которые сразу помогают ребенку перевоплотиться в гусенка и вызывают радостные положительные эмоции и живой интерес к танцу. 4 -5 лет– возраст, позволяющий развить широкий спектр навыков:
• Моторика;
• Координация;
• Выражение эмоций телом;
• Память;
• Скорость.
Данные навыки позволяют разучивать танец, включая простые комбинации движений. Однако, эффективнее включить какой-то интересный элемент, атрибут, который позволит удержать внимание ребенка, сохранить интерес, увлеченность. Так, например, используя воздушные шары в танце «Сороконожка» можно не только украсить и разнообразить танец, но и создать яркий эмоциональный фон настроения ребенку.

Закрепощенные дети позволяют себе проявления спонтанности, возможность переживания творческой свободы: костюмы, макияж, прически… Например, танец «Куклы» вызывает у девочек восхищение, желание подражать кукольным скованным движениям.

3 этап – старший возраст (5-8 лет) – совершенствование опыта внешнего проявления эмоций, самобытность эмоционального самовыражения с помощью пластических этюдов, этюдов на сопоставление различных эмоций, образно игровых этюдов без слов и со словами.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо учить их понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонация голоса), определять причины того или иного настроения, развивая способность реагировать на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, содействие. Большую помощь в этом оказывают пластические этюды и игры. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. В работе используются этюды на выражение основных эмоций, на отображение и сопоставление положительных и отрицательных черт характера, этюды воплощения. Музыка является постоянным фоном, на котором передаются различные настроения, прослеживаются связи между переживаниями человека и его действиями.
Доказано, что танцы полезны для психического здоровья детей, поскольку повышают самооценку, развивают чувство уверенности и способности выражать эмоции. С каким задором всегда исполняют девочки танец «Матрешки», а как только берут в руки корзинки, так сразу же перевоплощаются в грибников в танце «Грибы». Регулярные занятия детскими танцами помогают научиться ощущать ритм и понимать музыку, улучшают музыкальный слух, а также увеличивается гибкость, сила и выносливость, поднимается настроение. Примером этому служит танец «Лягушата» Танцы помогают стимулировать воображение и творчество у детей. Например, в танце «Чудо-остров» ребенок внезапно попадает в другую страну, становится папуасом, что крайне веселит детей и придает танцу большой задор и оптимизм. Занятия танцами стимулируют развитие художественных талантов личности ребенка, а стеснительным детям помогут стать самоуверенными, что пригодится им во взрослой жизни. Рассмотрим это на примере танца «Гусары». Какими уверенными становятся мальчики, как только слышат маршевую музыку танца, как исправляется их осанка. Они чувствуют себя воинами, гусарами. Они горды собой. Танец «Цветы» поможет погрузить ребенка в мир умиротворения, спокойствия и красоты, тем самым доставить ребенку радость и проводить его в мир красоты и искусства.
В результате целенаправленной работы музыкального руководителя обогащается эмоциональная сфера детей. На музыкальных занятиях к концу подготовительной группы дети:
·           способны выразительно передавать, собственное и заданное эмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимику, пантомимику, интонации);
·           умеют распознавать эмоциональные проявления людей по мимике, интонации, проявляют сопереживание;
·           проявляют способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций;
·           обогащается словарный запас, обозначающий различные эмоциональные состояния.
Сюжетно-игровой танец – это не только очень приятный вид досуга, это еще и способ приобщить детей к искусству. Благодаря танцам ребенок развивается не только физически, но также эмоционально и интеллектуально.
2019